«Новый Владимир-Креститель обрелся еси, Богомудрый княже,
приводя люди неверные ко Христу Богу и церковное благолепие преумножая,
памятую еси слова Спасителевы:
«Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и вся сия приложится вам».
Из акафиста святому благоверному Великому князю Андрею Боголюбскому
21 июня день был чрезвычайно насыщенным. Ночевали в Киево-Печерской Лавре. Подъем в 6 утра, чтобы успеть посетить пещеры, храмы и соборы Лавры. Молитва участников Крестного хода у преподобных отцов, в келье к прп. Феодосия Печерского, прогулка по Лавре. Ходили в Верхнюю Лавру. Впечатлений так много, что это тема для отдельного рассказа. В 9 утра выезд в Вышгород, молебен в Храме св. Бориса и Глеба, который и сегодня находится вдали от столичной суеты. Здесь - официальное начало нашего Крестного хода. По этой земле, своей вотчине, когда-то ходил, молился, князь Андрей, здесь он спрашивал, есть ли Воля Божия идти ему на север, и получил в ответ чудо - икона поднялась на воздух. То есть то была Воля Царицы небесной - идти в северные земли.
После поездки по Украине, о которой уже рассказывалось в нашем предыдущем репортаже, мы прибыли на границу. Вскоре после молебна у «Трех сестер» Крестный ход прибыл в город Новозыбков Брянской области. Город встретил нас удивительно торжественно. Большие толпы народа и все городское духовенство вышли встречать нас к часовне мученика Вонифатия. Русская земля постепенно приходит в себя после атеистической спячки и постсовесткого перестроечного шока. Многие люди крестились на иконы, присоединялись к Крестному ходу. Хотя, конечно, не все идет так гладко, как хотелось бы.
Наш кортеж сначала остановился возле местного женского общежития. Одна девочка села прямо в окне третьего этажа, всем продемонстрировав голые ноги. Это так она, видимо, хотела поприветствовать колоритных казаков двухметрового роста, но вышло так, что она так «приветила» святыни. Другие женщины и девушки, к счастью, вели себя куда более прилично. Многие, по старинному благочестивому обычаю, становились на колени, чтобы большие иконы Владимирской и Боголюбской Богоматери пронесли над ними, многие плакали. Особенно впечатлил нас прием в кафедральном Чудо-Михайловском храме Новозыбкова.
Сердечная встреча и молебен завершились вкусным ужином в торжественной и дружественной атмосфере. Местный благочинный сказал прекрасную проповедь о том, что в этот день, 22 июня, 70 лет назад началась страшная война, и мы должны обязательно молиться обо всех погибших на ней. Его радушие было воистину поразительным. Он приехал издалека для встречи с нами. И единственную комнату, где он мог спать, он выделил для создания репортажей о Крестном ходе, поскольку только там был компьютер с интернетом (интернет через мобильную связь там неважный). Поэтому спать лег добрый батюшка, который служит там аж с 1976 года, только в 4 часа утра. Как, впрочем, и мы.
В город Клинцы мы вошли большим Крестным ходом, встреченные на шоссе благочинным отцом Василием. Наш Крестный ход очень живописен: вначале несут зажженный фонарь, большие кресты, потом идут хоругвеносцы, человек 10. Они несут специально изготовленные боевые хоругви, среди них - ветераны в военно-морских кителях, далее казаки в красивой синей форме несут две большие иконы «Владимирскую» и «Боголюбскую», потом идут дети с флагами, дальше монашествующие с иконой св. кн. Андрея Боголюбского и другими иконами, они же наш клирос, за ними - священники в голубых богородичных облачениях, и дальше очень много мирян. Порядок регулируют военные в камуфляжной форме. Многие люди специально приезжали из близлежащих городов, из Брянска, чтобы присоединиться к Крестному ходу. Шли дружно, матушки очень красиво пели Богородицу, все подхватывали. Идти было легко.
Многие встречные машины останавливались, открывали окна, люди на остановках и в автобусах крестились, удивлялись, радовались. Выходили из своих домов, калиток. Одна продавщица прибежала прямо из магазина. Равнодушных нет. Те, кто ждал прихода икон, встречали Богородицу с цветами, стремились стать на колени, чтобы иконы пронесли над ними, или просто проходили, поклонившись. На многих лицах было такое радостное удивление. Вот, пришло в нашу жизнь что-то совершенно новое, хорошее, пока непонятное, но очень радостное! Сколько хороших слов мы услышали в этот день! Сколько людей от души благодарили нас за то, что мы приехали к ним в город, что в виде этих знаменитых икон к ним пришла Божия Матерь! Дети раздавали газеты про юбилей св. кн. Андрея Боголюбского, иконочки с изображением Владимирской и Боголюбской и св. кн. Андрея.
В центре города Клинцы, куда мы пришли далее, около доски Почета за трудовые достижения горожан Крестный ход повернул к Собору св. апостолов Петра и Павла, обошел храм и вошел в Собор. Иконы установили в центре, стали служить молебен и Литургию. Народу в храме много, все пришли помолиться Богородице. В храме красивый резной иконостас с виноградными гроздьями. Запомнилась старинная икона Грузинская, которой молятся об избавлении от чумы и холеры и о семейном счастье. У нас в стране уже много лет свирепствует духовная чума, потому молиться ей сегодня особенно актуально. Конечно, мы слезно и коленопреклоненно молились св. кн. Андрею, Владимирской и Боголюбской. Многие крестоходцы исповедались и причастились Святых Христовых тайн.
Особенно было трогательно и отрадно то обстоятельство, что наши ветераны тоже активно воцерковляются, стремятся узнать духовные вопросы, причаститься. Батюшки отслужили литию и панихиду об упокоении погибших воинов и всех замученных, умерших во время и уже после войны.
Около храма - красивый Поклонный Крест как раз в память о погибших в Великую Отечественную. А совсем рядом - дети играют, обустроена замечательная детская площадка, мини-зоопарк с белочками, забавный цветник, где вместо цветочных горшков - детские ботинки и сапожки. Здорово! Как у Чуковского.
После молитвы нас пригласили на братскую трапезу, приготовленную с большой любовью. Невероятно, что из постных продуктов можно сделать такой разнообразный и вкусный стол! Мы даже с собой взяли. Возвращались с чувством радости и единения, с большим количеством провожающих, люди никак не хотели расходиться. Меня поразила одна бабушка, Паша, в крещении Параскева, 1924 года рождения, которая рассказала, как во время войны ее, 17 – летнюю, немцы угнали в плен. Говорит: «Прямо в лаптях и погнали нас, в лагере жили, работали много, натерпелись, потом освободили англичане». И вот однажды, когда особенно тяжело было, она во сне увидела Божию Матерь. «Гляжу - Она. На меня смотрит, говорит со мной. Такая маленькая Она была росточком, но прямо на небе!» И вот Богородица ей сказала, чтобы Паша не боялась, что будет ее хранить. И уж тогда пришли освободить. Где-то рядом со Швейцарией она была. Вот и хранит ее до сего дня Богородица! Уже целых 87 лет! Целует иконы, а сама плачет: «Мамочка ты моя, Спасительница!» Слезы так и бегут по морщинистым щекам. Жаловалась, что только глуха стала, говорить приходится громко, сама себя не слышит, а люди делают замечание, что громко говорит. Ей и обидно. Я ее утешала, а сама думала, что Богородица не только ее, Она нас всех обязательно спасет!
В этот день был особенно длинный переход через горд Унеча к храму Благовещения Пресвятой Богородицы. Шли через асфальт, грязь, проселки, мосты, железную дорогу, под вековыми соснами. В храме - радушный прием, молебен, трапеза. Сколько любви здесь собрано воедино!
Везде, к сожалению, большой упадок. Кроме, пожалуй, фешенебельных домов горадминистрации. Везде, увы, чувствуется упадок русской провинции, бедность, пьянство. Выход из ситуации может быть только один - возврат к христианской вере. В советское время моральное разложение еще сдерживалось сохранявшейся по инерции православной традицией, а также с помощью парткомов и КГБ. А сейчас уже нет ни того, ни другого. Нужно новое крещение Руси, и оно, зачастую, слава Богу, происходит. Приятно видеть, как русские дикарки, лишенные корней, выросшие на поп-«культуре», в миниюбках и с голыми пупками вдруг останавливаются, завидя крестоходцев, крестятся, плачут, пробегают, низко согнувшись, под иконами. И мужчины, иногда даже с пропитыми лицами, вдруг останавливаются, истово крестятся, кланяются иконам.
Россия - заколдованное царство. А дьявольское зелье, которым ее «попотчевали», - это водка и телевидение. Подобные мероприятия показывают людям, что есть и другая жизнь, что не все продажно, не все развращено, есть приличные люди, есть приличные семьи. Прохожие, в большинстве своем, явно понимали, что это мероприятие - не очередная проплаченная политическая массовка, а поход благочестивых паломников. Свои маленькие подвиги веры Бог дал нам возможность совершить. В походе наиболее интересно было наблюдать не молодых здоровых мужчин, подставивших свои бычьи бицепсы под иконы и хоругви (таким трудности были совсем не в тягость), а женщин и стариков.
Руководитель украинской общественной организации «СРУБ-Собор» (Союз России, Украины и Белоруссии) Иван Ильич Кузьминых, 90-летний ветеран войны, показал пример молодым. Он самостоятельно шагал всю дорогу, сам нес довольно тяжелую хоругвь. Он ничуть не жаловался на труды, постоянно исповедовался и причащался. Татьяна Боровикова, многодетная мать, всю ночь писавшая репортаж, не только не занемогла, но и сама читала в автобусе утреннее правило и акафисты, потом смело шагала вперед (Вынужден сказать об этом достойном поведении своего соавтора, это не комплимент, а констатация факта. - прим. Игорь Друзь). Вспоминается известная притча о том, как один епископ ехал на повозке в храм, расположенный на далекой высокой горе. По дороге он встретил женщину-паломницу, тоже направляющуюся туда, и решил ее подвезти. Но она отказалась, сообщив епископу, что она бедна, и единственное, что она может принести Богу - это свои усилия. Епископ молча встал со своей повозки и пошел рядом с ней...
Любое паломничество - это путь к Богу и, одновременно, путь к себе, ведущий через труды не только духовные, но и физические. А такой путь лежит через узкие врата аскетических усилий, а не через широкие двери многозвездочных гостиниц.
Промысел Божий приводит всех патриотов Руси к Святому Благоверному Великому Князю Андрею Боголюбскому, к этому покровителю всех государственников. Недаром на этом Крестном ходе, посвященном его памяти, собралось множество интересных людей, которые озабочены проблемами антихристианской глобализации и защиты нашего народа от ее последствий. Так, один известный украинский ветеран войны и одновременно доктор сельскохозяйственных наук прочитал крестоходцам настоящую научную лекцию о пагубности продажи земли, об упадке сельского хозяйства Украины из-за навязанных ей европейцами и американцами «реформ». Ведь все «реформирование», как известно, проходило под диктовку западных «советников», и происходило по единым рецептам по всей Восточной Европе. Так вот, в результате всего этого, на Украине осталось всего примерно 600 000 голов крупного рогатого скота - столько, сколько ранее было в одной только Киевской области. Доктор наук призвал всех бороться против свободной продажи сельскохозяйственной земли, в результате которой мы окончательно станем колонией транснациональных корпораций.
Приятно удивил нас горячий прием в славном городе Почеп. Название города, правда, не очень веселое, оно происходит, по словам местных жителей от слова «чеплять» - «цеплять» - «вешать». Когда-то в старину на этом месте вешали татарских разбойников - в ту пору это была пограничная зона, в которую нередко вторгались кочевники. Но встреча была организована с торжественным колокольным звоном.
Очень большое количество людей вышло нас встретить, местные прихожане моментально «расхватали» паломников по своим домам. Оставшихся быстро разместили священники в помещениях возле храма. Как и в Новозыбкове, благочинный обеспечил журналистов с Крестного хода качественным интернетом - и бессонной ночью.
Практически любой Крестный ход полон неслучайных мистических совпадений, чудес. Вспоминается такое мероприятие возле Верховной Рады Украины, когда местный милиционер вдруг поблагодарил нас за то, что мы своими молитвами... разогнали всю местную преступность. По его словам, когда возле Верховной Рады происходят молитвенные стояния, уличная преступность возле нее резко падает. Надеемся, что и этот Крестный ход внесет свою весомую лепту в уменьшение зла на Руси и в ее возрождение.
Но даже и без прямых чудес такие паломничества способствуют воцерковлению больших масс людей, что тоже чудо. Святой благоверный Великий князь Андрей снова, как и тысячу лет назад, приводит к вере православной множество заблудших людей.
Игорь Друзь, председатель «Народного Собора» Украины
Татьяна Боровикова, председатель российской организации «Много деток - хорошо!»