Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Это фундамент для воспитания мышления в высоких нормах византийской культуры»

Церковнославянский язык
Повестка дня Межсоборного присутствия РПЦ / 17.06.2011


Игумен Лука (Степанов) считает изучение церковнославянского языка делом государственной важности …

Как сообщала «Русская народная линия», на днях был опубликован проект документа «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века». Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства в период в период с 29 января по 01 октября 2010 года. 13 апреля 2011 года проект был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Святейшего Патриарха.

Рассмотрев проект 15 июня 2011 года, президиум Межсоборного присутствия постановил разослать его в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов и опубликовать с целью дискуссии. На портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. С текстом проекта можно ознакомиться на сайте Патриархия.ru.

В связи с призывом президиума Межсоборного присутствия к дискуссии мы попросили известного богослова, заведующего кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директора православной гимназии игумена Луку (Степанова) высказать свое мнение по проблемам, поднятым в проекте документа «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века»
:

«Не думаю, что кто-либо из людей, любящих нашу Святую Православную Русскую Церковь, всерьез отнесется к предложению заменить церковнославянский язык русским в нашей богослужебной практике. А вот пути соединения этого высокого стиля русского языка, как говорил Ломоносов о церковнославянском языке, с современным человеческим пониманием прихожанина, - это, конечно, вопрос, требующий серьезного подхода и взвешенных решений.

Святитель Феофан Затворник еще в преддверии 900-летия Крещения Руси высказывал мнение о том, что прекрасным подарком научного богословского сообщества к этому великому юбилею была бы подготовка более понятного текста Миней богослужебных, Триоди и Октоиха так, чтобы некоторые, действительно, очень затрудненные для понимания места прояснить для прихожан. Каждый из нас, людей, пришедших к вере, к Церкви Православной в сознательном возрасте, помнит, как он преодолевал этот рубеж непонимания, и чем искренней было его покаяние, чем сокрушеннее молитва, тем яснее и роднее становились церковнославянские глаголы.

Разумеется, воцерковление людей нашего общества сделает для них родной язык нашей Церкви более понятным и без всяких дополнительных усилий, но, несомненно, и Церковь хорошо сделает, если послушает совета нашего богомудрого святителя Феофана Затворника и найдет силы для того, чтобы взяться за этот серьезный труд уточнения некоторых наиболее малопонятных мест богослужебных книг. Вопрос просвещения людей знаниям церковнославянского языка является краеугольным, важнейшим для нашей системы образования. Вместо того западного подхода, который сейчас имеет место в системе высшего и среднего образования, было бы хорошо обратиться всем образовательным сообществом к изучению церковнославянского языка как коренного для нашего русского языка. Именно эта позиция Министерства образования Российской Федерации взамен подражанию Западу могла бы стать замечательным фундаментом для воспитания самого мышления наших учащихся в высоких нормах византийской культуры, глубоко усвоенной нашим Отечеством.

В храмах, несомненно, настоятели в рамках воскресной школы среди прочих предметов и для детей и для взрослых должны вводить церковнославянский язык. В нашей православной гимназии церковнославянский язык – один из главнейших предметов, которые изучают все дети без исключения, наряду с греческим и латинским языками, которые теперь входят в стандарт гимназического православного образования по тем указаниям, которые приходят из Московской Патриархии и Отдела религиозного образования и катехизации. Этому нельзя не радоваться. На фоне таких прекрасных и разумных образовательных решений как хорошо было бы и в масштабах страны поставить вопрос изучения церковнославянского языка – фундамента для русского языка – как дело государственной важности. Тогда бы мы и народ просветим, и Церковь обогатим новыми понятливыми прихожанами, и сослужим великую службу Господу».



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 5

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

5. Галина Борсуковская : Не нужно трогать церковнославянский язык - мы его любим!
2011-06-18 в 02:44

" ... взяться за этот серьезный труд уточнения некоторых наиболее малопонятных мест богослужебных книг."
...........
Что значит "малопонятные места"? Неужели совсем ничего понять нельзя? Разве совсем невозможно без уточнений? А обновленцев только подпусти - уж они науточняют. Лучше бы ничего не трогали, ведь меняя камни фундамента, можно обрушить все здание.
4. Георгий Ф. : Церковно-славянский язык богослужения
2011-06-18 в 00:30

2. Сергею Степанову

"Товарищи" пышут любовию не ко всем перестройкам, а лишь к антирусским и антиправославным.
3. бондарев игорь : Церковнославянский язык и... постмодернистская терминология
2011-06-17 в 23:46

Подобно тому,как следует соединить понимание церковнославянского языка в богослужебной практике с современным русским - так же ,но в науке следует соединить мировоззрение книги Бытие с терминологией постмодернизма.
Проилюстрируем это соединение на примере "трансцендентально означаемого":

Постмодернизм отказывается признавать за конкретным словом единственную реальность.Однако признаются:
а)все слова;
б)мир как слово
Но никакого внесловесного обозначения.Другими словами - кроме слова нет ничего.А это значит - кроме духа ума ,-нет ничего.То есть материя - это всего лишь слово,дух которого противоположен слову "дух".
Таким образом ,постмодернизм отрицая "трансцендентальное означаемое" - решает вопрос о духе и материи однозначно - есть только дух слова, по которому дух и материя реально отличаются как дух и материя.То есть,не сказав ни слова об онтологиях (до грехопадения и после) , постмодернизм в понятии "Т.О." приводит
материю и дух к единственной реальности - духу слова (искажение которого в грехопадении обусловило появление материи),и прямо совпадает с первыми словами Евангелия от Иоанна: В начале было Слово...



Видим,как очень тонко и вдруг,постмодернизм превращается в союзника православия .
И везде далее постмодернизм будет союзником.
Постмодернизм - называется духом времени.
Но стоило подвести под него мировоззрение книги Бытия ,и дух времени получает православное содержание.
Но что бы рассмотреть всю терминологию постмодернизма - требуется некоторое время для этой работы.


Вопрос ,а зачем нам терминология постмодернизма если у нас есть церковнославянский язык богослужения?
ответ: что бы привести к нему дух времени современного общества.
Что бы снова как когда -то при князе Владимире ,слушая службу ,был бы человек подобно как на небе.
2. Сергей Степанов : Re: «Это фундамент для воспитания мышления в высоких нормах византийской культуры»
2011-06-17 в 21:31

«Не думаю, что кто-либо из людей, любящих нашу Святую Православную Русскую Церковь, всерьез отнесется к предложению заменить церковнославянский язык русским в нашей богослужебной практике

Товарищей, пышущих любовию к перестройкам всякого рода, следует спросить - что проще, выучить язык предков, или попасть в Царство Небесное? И если для них невозможно первое, как же они собираются возмочь второе?
1. Владимир : Церковнославянский-русская грамота!
2011-06-17 в 21:02

При воскресных школах будут работать "курсы по ликвидации русской безграмотности",где за одним столом учитель будет обучать и детишек,и отроков,и взрослых,и немощных,и где важен и процесс и результат!Помогай Господи- ждем осени!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме