Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Алексей Светозарский: Подлинность Стоглава не вызывает сомнений у серьезных исследователей

21.05.2011


Известный церковный историк и богослов о Стоглавом Соборе 1551 года …

Стоглавый Собор – событие большой важности. Некоторые церковные историки, однако, игнорировали его деяния. Так, Антон Владимирович Карташев для характеристики Собора использовал выражение «Гора родила мышь». Он считал, что Стоглавый Собор лишь закрепил некоторые московские особенности и предрассудки. Однако серьезные историки не разделяют эту точку зрения.

Стоглавый Собор – определенный этап, который венчает огромную работу, проделанную Митрополитом Макарием и его сподвижниками на Соборах 1547 и 1549 гг. На этих Соборах произошла общерусская канонизация многих святых, которые ранее в подавляющем большинстве являлись местночтимыми. Таким образом, осуществлялось преодоление пережитков феодальной раздробленности. Иначе говоря, на этих Соборах происходило восприятие русской истории в духе концепции «Москва – третий Рим».

Кроме того, на первом для Руси Земском Соборе 1549 года при участии Боярской Думы был исправлен Судебник, затем утвержденный Стоглавым Собором, дабы на Руси осуществлялся правый суд. Наряду с устроением земских дел, Стоглавый Собор был призван исправить дела церковные.

Стоглавый Собор предписывает строгое соблюдение церковного устава, исправление досадных ошибок, которые вкрались в богослужебные книги. Собор предписывает строгие правила к написанию икон, в нем содержатся положения о содержании церквей, о благоустроении храмов, о благотворительности и т. д. Кроме того, Церковь должна была обеспечивать выкуп пленников на волю, поскольку в те времена еще не прекращались татарские набеги, и пленных было много.

Стоглавый Собор обличал суеверия, в его постановлениях говорится о достойном поведении священнослужителей, о достойном избрании кандидатов в священнослужители, о монашестве, о пороках, о поповских старостах (особая система надзора за духовными лицами) и т. д.

Несколько пунктов Стоглава, то есть книги, состоящей из ста глав, в которой содержатся постановления Стоглавого Собора, остались в памяти, так сказать, широкой общественности. Имеются в виду две главы Стоглава – глава 31 – «О крестном знамении» и глава 42 – «О сугубой аллилуйе». Это как раз те самые решения, которые были затем пересмотрены Большим Московским Собором 1666 года, в ходе церковных реформ Патриарха Никона. Тогда же, кстати, был отменен и пункт о небритии усов и бороды, но это уже, так сказать, детали.

Стоглавый Собор канонизировал практику московского благочестия, которая сложилась к середине XVI века. Ранее на Руси существовали разные практики в рамках осуществления богослужения. В свое время новгородцы запрашивали святителей Московских – Митрополита Киприана и Фотия, и каждый святитель отвечал по вопросу об аллилуйе по-разному. Митрополит Киприан, который долгое время подвизался на Афонской горе, утверждал, что следует творить сугубую аллилуйю, так как, видимо, в те времена на Афоне существовала практика сугубой аллилуйи. А Митрополит Фотий, уроженец Пелопоннеса, сказал, что следует творить трегубую аллилуйю. То есть в те далекие времена существовали две разные практики, и теперь было решено осуществить унификацию. Также в Русской Церкви существовали две практики нанесения крестного знамения – как двоеперстие, так и троеперстие.

Затем, как известно, Патриарх Никон из своих далеко идущих соображений решил унифицировать богослужение и обряды по образцу Греческой Церкви. Отмечу, что академик Евгений Евстигнеевич Голубинский, известный историк Русской Церкви, много занимался историей богослужения, в его трудах очень хорошо и правильно освящена история раскола.

СтоглавПризнание подлинности материалов Стоглавого Собора сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения. Правда, летописи той поры действительно молчат о Соборе, но это еще ни о чем не говорит. Важно в этой связи отметить, что Стоглав, или Книга Соборная, содержит в себе деяния и постановления Стоглавого Собора. Существуют три редакции Стоглава. Обширная (пространная) редакция Стоглава впервые была издана при Казанской духовной академии в 1862 году, в настоящее время известно ее несколько списков – они хранились в собраниях Волоколамского монастыря, Румянцевского музея и т. д. Существует также Краткая редакция, изданная в 1863 году Д.Е.Кожанчиковым. Есть еще и третья редакция, которая отлична от двух предыдущих.

Такое положение вещей свидетельствует о том, что этот памятник существовал подобно другим памятникам Древней Руси, что дает дополнительный аргумент в пользу его подлинности. Дело в том, что средневековые книги, имевшие авторитет и значение, не распространялись широко, а в виде выдержек отправлялись по конкретному адресу. Так называемые Наказные грамоты содержат постановления Собора. Они были направлены в Симонов монастырь и другие обители. Грамоты содержали постановления, касающиеся монашеской жизни. Одна из подобных грамот была отправлена в Каргополь. Это широко распространенная традиция, известная, по крайней мере, с XIII в. Так, решения Владимирского Собора епископов Русской Церкви 1274 года дошли до нас в виде грамоты, которая была отправлена в Великий Новгород.

Существуют фундаментальные труды по истории создания Стоглава и по его содержанию. В этой связи особо можно отметить труд священника Д. О. Стефановича (О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. СПб., 1909). Об этом памятнике также активно пишут и современные исследователи, так что никакой проблемы с подлинностью Стоглава просто не существует.

Под сомнение подлинность Стоглава ставилась по церковно-политическим причинам, далеким от науки. Этому пути, к сожалению, первоначально последовал будущий Митрополит Макарий (Булгаков), наш выдающийся церковный историк. Сомнение в подлинности Стоглава содержится в его «Истории русского раскола, известного под именем старообрядчества» (СПб., 1855). Однако впоследствии как добросовестный ученый он отошел от этой точки зрения, поняв ее несостоятельность. В его «Истории Русской Церкви» мы уже видим более сложную картину.

Почему многие историки ставили под сомнение подлинность Стоглава? Дело в том, что старообрядцы придерживаются жестких установлений Стоглавого Собора, неукоснительно творят двоеперстие и сугубую аллилуйю. Что же касается тех, кто не подчинялся решениям Соборов, то их, согласно церковным канонам, следовало предавать анафеме. Старообрядцы, как известно, проигнорировали решение Большого Московского Собора. Поэтому возникли церковно-политические причины, дабы ставить под сомнение подлинность Стоглавого Собора.

Алексей Светозарский, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии, кандидат богословия, специально для «Русской народной линии»




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 19

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

19. А.В.Шахматов : Re: Алексей Светозарский: Подлинность Стоглава не вызывает сомнений у серьезных исследователей
2011-05-25 в 14:37

Низкий поклон, Максиму Емельянков-Лукьянчикову,за честность и правдивость! Слава Богу,что есть ещё умные и молодые русские люди!
18. Максим Емельянов-Лукьянчиков : Уважаемому автору статьи
2011-05-25 в 13:26

Спасибо за хороший материал, но в нем явным образом преуменьшен тот дух нигилизма по отношению к русской истории вообще и Стоглаву в частности, который присущ нашим современникам со второй половины 17 века и по сию пору.
Приведу только один пример: сколько лжи и глупостей содержит предисловие к лучшему (с текстологической точки зрения) на данный момент изданию Стоглава (Казань, 1862 год)!!!

1. "Теперь никто, кроме самых темных людей, не станет считать его ни канонической книгой православной русской Церкви, ни подлинными - неповрежденными актами самого собора".

ОДНАКО, СТОГЛАВ ЯВЛЯЕТСЯ ИМЕННО СБОРНИКОМ ПОСТАНОВЛЕНИЙ СОБОРА. ПРИ ЭТОМ НЕМАЛАЯ ЧАСТЬ УЧАСТНИКОВ ЕГО КАНОНИЗИРОВАНА - ЭТО И МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ И ЦЕЛЫЙ РЯД КАЗАНСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ.
ИЗНАЧАЛЬНО СТОГЛАВУ УСВАИВАИЛОСЬ ИМЕННО КАНОНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ТО ЕСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ КАЖДЫМ РУССКИМ ЧЕЛОВЕКОМ.

2. "...Заблуждения, вошедшие в состав самого Стоглава, и потом в состав раскольнического вероучения".
ЛОЖЬ ЧИСТОЙ ВОДЫ - СТАРОВЕРЫ ЯВЛЯЮТСЯ НАСЛЕДНИКАМИ ПОЗИЦИИ ОТЦОВ СТОГЛАВОГО СОБОРА (РАВНО КАК И ЗНАМЕНИТЫХ ИОСИФЛЯН), И СТАРОВЕРЫ НИКАК НЕ ЯВЛЯЮТСЯ НОСИТЕЛЯМИ ТЕХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ОСУЖДЕНЫ НА СОБОРЕ.

3. При патриархе Никоне от церкви отделились "...все приверженцы тех порядков и благочестия, которые осуждены на стогалавом соборе".
ЦАРЕМ АЛЕКСЕЕМ МИХАЙЛОВИЧЕМ И ПАТРИАРХОМ НИКОНОМ БЫЛИ НАСИЛЬСТВЕННО ОТДЕЛЕНЫ ОТ ЦЕРКВИ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ОТЦОВ СТОГЛАВОГО СОБОРА - СТАРОВЕРЫ, ДО СИХ ПОР ТЩАТЕЛЬНО ИСПОЛНЯЮЩИЕ ВСЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СТОГЛАВОГО СОБОРА.

4. "Раскольники" " в Стоглаве найдут себе обличение и много полезных вразумлений".
НАПРОТИВ, СТОГЛАВ ПО СИЮ ПОРУ НЕУДОБЕН И ЗАМАЛЧИВАЕМ КАК РАЗ ПОТОМУ, ЧТО В НЕМ СОДЕРЖИТСЯ ОБЛИЧЕНИЕ ТЕХ, КТО СЧИТАЕТ НОВЫЙ ОБРЯД ЕДИНСТВЕННО ВЕРНЫМ, А СТАРОВЕРОВ "РАСКОЛЬНИКАМИ".

5. АВТОР ПРЕДИСЛОВИЯ ДО ТОГО ЗАПУТАЛСЯ ВО ЛЖИ И ЛИЗОБЛЮДСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕ В МЕРУ РЕВНИВЫМ ГОНИТЕЛЯМ ДРЕВЛЕГО БЛАГОЧЕСТИЯ, ЧТО ВЫДАЛ ДАЖЕ ТАКОЙ ПЕРЛ: "Догматы Стоглава ... обличает сам Стоглав".
Прям какая-то унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла:)


3.
17. А.В.Шахматов : Re: Алексей Светозарский: Подлинность Стоглава не вызывает сомнений у серьезных исследователей
2011-05-23 в 16:16

суслик-агроном!!!
16. Суслик А.Г. : Re: Алексей Светозарский: Подлинность Стоглава не вызывает сомнений у серьезных исследователей
2011-05-23 в 15:49

Суслик это моя фамилия. Вообще то я агроном.
15. А.В.Шахматов : Невидимке-ветерану!
2011-05-23 в 13:31

Похоже что вы орангутан,так как не понимаете русского языка.
14. в : 13 Шахматову
2011-05-23 в 12:12

А я кем занимаюсь? Ими и занимаюсь, дрожайший.
13. А.В.Шахматов : Re: Алексей Светозарский: Подлинность Стоглава не вызывает сомнений у серьезных исследователей
2011-05-23 в 08:57

Ветеринару,занимайтесь животными, и не суйте свою нечеловечность в человеческую жизнь.
12. ветеринар : п.11 Шахматову
2011-05-23 в 01:55

Не надо так расстраиваться, а то в Вашем комментарии я аж трех личностей насчитал.
Первичное ухудшение - всегда показатель пользы лекарства.
Лекарство, конечно, невыносимо ядовитое. Но, бывает, только такое и может помоч.
Мир - лечебница духа. Народу нужен Главный Врач, а не санитары-самозванцы и уборщицы в белых халатиках, назначающие уколы и пичкающие больных таблетками.
Извините, больница для человечества захвачена убийцами. Они косят под врачей, но зарплату получают у сатаны.
Главный Врач - Помазанник Божий - тоже убит.
11. А.В.Шахматов : Зверьку суслику!
2011-05-22 в 17:19

«ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ БЫДЛО»
Пока в России будет присутствовать безбожное, ложное и злое наследие коммунизма, ленинизма, сталинизма и прочей античеловечности, то мы, русские и братские народности, будем прибывать в смуте, раздоре и разрушении семейных, национальных и державных традиций и устоев. Без сомнения, к нашей трагедии, церковный раскол - 17 век, геноцидная революция-1917 год и предательская перестройка-1985 лихолетье загнали российский народ в состояние «интернационального быдло». И освободиться от этого пленения можно только через веру в Бога, в родную землю и себя, то есть верность к предкам и потомкам, чего в настоящее время очень мало, лишь около 3% населения воцерковленные. Всё это из-за того, что известные «священнослужители» отталкивают людей от Бога и церкви, то есть продолжают верить в убийца Сталина, воспевают атеистическую советскую власть и загоняют измученный народ, как послушное стадо, в экуменизм, то есть под Антихриста. Уму непостижимо, когда я выступал по городам и деревням матушки – России, где встречал миллионы земляков, которые грамотные и культурные, а крепкого духа и воли, для самозащиты, сплочения и свободной жизни на родной земле, у них нет, действительно, человек без веры - политический и экономический раб. И сегодня у меня приходит страшная мысль, что наверно нам никогда не сбросить интернациональное иго, то есть мы продолжим свое покорное пребывание и в либеральном быдловом положении. Да, видимо, мы настолько увязли в личных грехах и национальном грехопадении - предательстве, что Господь продолжает карать нас, уже знает всё человечество, что население на шестой части белого света вырождается и вымирает и только Чудо может спасти нас. Словом, печальная правда. Умоляю земляков вернуться в Божий Дом и родную самобытность, чтобы не исчезнуть великому народу и стране в небытие!
10. ветеринар : на п.7Леониду Болотину
2011-05-22 в 12:48

Простите, брат, статья действительно прекрасная - непоколебимая статья.
А я слаб, обиделся на суслика. Вот до чего дошел.
9. иерей Илья Мотыка : Re: Алексей Светозарский: Подлинность Стоглава не вызывает сомнений у серьезных исследователей
2011-05-22 в 11:38

Статья мне очень понравилась. Она осветила многие нюансы которые мне были неизвестны. Спасибо автору.
8. Суслик : Ветеринару
2011-05-22 в 11:11

Остынь дорогой ветеринар, никто не собирается и не собирался смеяться над вашей профессией. Она очень важна. И знать что бы лечить зверей нужно очень много и уметь тоже.
Тезис был совершенно другой. Факт который известный любому образованному человеку, не только получившему специальное историческое образование Шахматов решил превратить в мировую сенсацию и в символ веры.
7. Леонид Болотин : Братцы, зачем Вы о пустяках?!
2011-05-22 в 00:12

Алексей Константинович написал чудный материал о Стоглавом Соборе, годовщину которого мы сейчас празднуем. Зачем нам это суесловие?! Священная История Руси прекрасна! Духоподъемна! Спасительна для нас!
6. ветеринар : 4 суслику
2011-05-21 в 22:56

"Не вышло, об этом знает любой русский ветеринар."
Суслик, сломаешь лапку - приплетешься ко мне, я тебе напомню с сарказмом не меньшим, чем отличается мозг свиньи или мозг лошади от мозга человека. Знаешь чем? А ничем. Все отделы даже и называются одинаково. Кстати, и болезни у животных и людей одни и те же. Потому прежде чем лечить животное / к примеру суслика/, я уже знаю, чем более его хозяин. Хозяин и его верное животное болеют одним и тем же.
Потому, суслик, я знаю, кто твой хозяин и что с ним происходит.
5. А.В.Шахматов : Re: Алексей Светозарский: Подлинность Стоглава не вызывает сомнений у серьезных исследователей
2011-05-21 в 21:33

Суслик продолжает быть сусликом,а ещё лепечет о человеческой вере.
4. Суслик : Re: Алексей Светозарский: Подлинность Стоглава не вызывает сомнений у серьезных исследователей
2011-05-21 в 21:02

Так как Стоглавый собор поминается в положительном контексте в любом школьном учебнике по истории России, в любом учебнике по истории России для технических специальностей, не говоря уже о более фундаментальных работах. Товарищ Шахматов из хрестоматийного факта решил сделать мировую сенсацию. Не вышло, об этом знает любой русский ветеринар.
3. А.В.Шахматов : Re: Алексей Светозарский: Подлинность Стоглава не вызывает сомнений у серьезных исследователей
2011-05-21 в 20:52

Вы можете говорит,что угодно,а для нас главное -защищать Истину.
2. Кочетков Андрей : на пост 1
2011-05-21 в 17:04

Этим постингом, Александр Васильевич, Вы создали себе железное алиби...
1. А.В.Шахматов : Re: Алексей Светозарский: Подлинность Стоглава не вызывает сомнений у серьезных исследователей
2011-05-21 в 16:30

Только безбожник и сумасшедший может отрицать Стоглавый собор.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме