itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Алексей Светозарский: Подлинность Стоглава не вызывает сомнений у серьезных исследователей

Известный церковный историк и богослов о Стоглавом Соборе 1551 года

Новости Москвы 
0
1330
Время на чтение 4 минуты

Стоглавый Собор – событие большой важности. Некоторые церковные историки, однако, игнорировали его деяния. Так, Антон Владимирович Карташев для характеристики Собора использовал выражение «Гора родила мышь». Он считал, что Стоглавый Собор лишь закрепил некоторые московские особенности и предрассудки. Однако серьезные историки не разделяют эту точку зрения.

Стоглавый Собор – определенный этап, который венчает огромную работу, проделанную Митрополитом Макарием и его сподвижниками на Соборах 1547 и 1549 гг. На этих Соборах произошла общерусская канонизация многих святых, которые ранее в подавляющем большинстве являлись местночтимыми. Таким образом, осуществлялось преодоление пережитков феодальной раздробленности. Иначе говоря, на этих Соборах происходило восприятие русской истории в духе концепции «Москва – третий Рим».

Кроме того, на первом для Руси Земском Соборе 1549 года при участии Боярской Думы был исправлен Судебник, затем утвержденный Стоглавым Собором, дабы на Руси осуществлялся правый суд. Наряду с устроением земских дел, Стоглавый Собор был призван исправить дела церковные.

Стоглавый Собор предписывает строгое соблюдение церковного устава, исправление досадных ошибок, которые вкрались в богослужебные книги. Собор предписывает строгие правила к написанию икон, в нем содержатся положения о содержании церквей, о благоустроении храмов, о благотворительности и т. д. Кроме того, Церковь должна была обеспечивать выкуп пленников на волю, поскольку в те времена еще не прекращались татарские набеги, и пленных было много.

Стоглавый Собор обличал суеверия, в его постановлениях говорится о достойном поведении священнослужителей, о достойном избрании кандидатов в священнослужители, о монашестве, о пороках, о поповских старостах (особая система надзора за духовными лицами) и т. д.

Несколько пунктов Стоглава, то есть книги, состоящей из ста глав, в которой содержатся постановления Стоглавого Собора, остались в памяти, так сказать, широкой общественности. Имеются в виду две главы Стоглава – глава 31 – «О крестном знамении» и глава 42 – «О сугубой аллилуйе». Это как раз те самые решения, которые были затем пересмотрены Большим Московским Собором 1666 года, в ходе церковных реформ Патриарха Никона. Тогда же, кстати, был отменен и пункт о небритии усов и бороды, но это уже, так сказать, детали.

Стоглавый Собор канонизировал практику московского благочестия, которая сложилась к середине XVI века. Ранее на Руси существовали разные практики в рамках осуществления богослужения. В свое время новгородцы запрашивали святителей Московских – Митрополита Киприана и Фотия, и каждый святитель отвечал по вопросу об аллилуйе по-разному. Митрополит Киприан, который долгое время подвизался на Афонской горе, утверждал, что следует творить сугубую аллилуйю, так как, видимо, в те времена на Афоне существовала практика сугубой аллилуйи. А Митрополит Фотий, уроженец Пелопоннеса, сказал, что следует творить трегубую аллилуйю. То есть в те далекие времена существовали две разные практики, и теперь было решено осуществить унификацию. Также в Русской Церкви существовали две практики нанесения крестного знамения – как двоеперстие, так и троеперстие.

Затем, как известно, Патриарх Никон из своих далеко идущих соображений решил унифицировать богослужение и обряды по образцу Греческой Церкви. Отмечу, что академик Евгений Евстигнеевич Голубинский, известный историк Русской Церкви, много занимался историей богослужения, в его трудах очень хорошо и правильно освящена история раскола.

СтоглавПризнание подлинности материалов Стоглавого Собора сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения. Правда, летописи той поры действительно молчат о Соборе, но это еще ни о чем не говорит. Важно в этой связи отметить, что Стоглав, или Книга Соборная, содержит в себе деяния и постановления Стоглавого Собора. Существуют три редакции Стоглава. Обширная (пространная) редакция Стоглава впервые была издана при Казанской духовной академии в 1862 году, в настоящее время известно ее несколько списков – они хранились в собраниях Волоколамского монастыря, Румянцевского музея и т. д. Существует также Краткая редакция, изданная в 1863 году Д.Е.Кожанчиковым. Есть еще и третья редакция, которая отлична от двух предыдущих.

Такое положение вещей свидетельствует о том, что этот памятник существовал подобно другим памятникам Древней Руси, что дает дополнительный аргумент в пользу его подлинности. Дело в том, что средневековые книги, имевшие авторитет и значение, не распространялись широко, а в виде выдержек отправлялись по конкретному адресу. Так называемые Наказные грамоты содержат постановления Собора. Они были направлены в Симонов монастырь и другие обители. Грамоты содержали постановления, касающиеся монашеской жизни. Одна из подобных грамот была отправлена в Каргополь. Это широко распространенная традиция, известная, по крайней мере, с XIII в. Так, решения Владимирского Собора епископов Русской Церкви 1274 года дошли до нас в виде грамоты, которая была отправлена в Великий Новгород.

Существуют фундаментальные труды по истории создания Стоглава и по его содержанию. В этой связи особо можно отметить труд священника Д. О. Стефановича (О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. СПб., 1909). Об этом памятнике также активно пишут и современные исследователи, так что никакой проблемы с подлинностью Стоглава просто не существует.

Под сомнение подлинность Стоглава ставилась по церковно-политическим причинам, далеким от науки. Этому пути, к сожалению, первоначально последовал будущий Митрополит Макарий (Булгаков), наш выдающийся церковный историк. Сомнение в подлинности Стоглава содержится в его «Истории русского раскола, известного под именем старообрядчества» (СПб., 1855). Однако впоследствии как добросовестный ученый он отошел от этой точки зрения, поняв ее несостоятельность. В его «Истории Русской Церкви» мы уже видим более сложную картину.

Почему многие историки ставили под сомнение подлинность Стоглава? Дело в том, что старообрядцы придерживаются жестких установлений Стоглавого Собора, неукоснительно творят двоеперстие и сугубую аллилуйю. Что же касается тех, кто не подчинялся решениям Соборов, то их, согласно церковным канонам, следовало предавать анафеме. Старообрядцы, как известно, проигнорировали решение Большого Московского Собора. Поэтому возникли церковно-политические причины, дабы ставить под сомнение подлинность Стоглавого Собора.

Алексей Светозарский, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии, кандидат богословия, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Светозарский
«Ныне исчезают полутона, создающие объективную историческую картину»
Церковный историк Алексей Светозарский выступает против подмены истории идеологией
03.06.2016
«Послужи народу!»
Историк Алексей Светозарский о митрополите Вениамине (Федченкове)
05.10.2015
Государь стремился не дать возможности разрастаться гидре революции
Историк Алексей Светозарский о Священном Союзе, с момента создания которого исполняется ровно 200 лет
26.09.2015
Все статьи Алексей Светозарский
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии