«Ныне исчезают полутона, создающие объективную историческую картину»

Церковный историк Алексей Светозарский выступает против подмены истории идеологией

Как сообщалось, 2 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Государственной Думы ФС РФ, председатель Российского исторического общества С.Е.Нарышкин приняли участие в церемонии открытия Дома Российского исторического общества, приуроченной к 150-летию основания этой организации. 

В частности, Сергей Нарышкин заявил: 

«И хотя в начале ХХ века – в годы становления российского парламентаризма – некоторые из членов Русского исторического общества погрузились в политику, Обществу удалось избежать влияния конъюнктуры. И это тоже – один из уроков для всех нас. Идеология и история – если и совпадают, то лишь отчасти, - считает председатель Госдумы. - Я уже не раз говорил, что власть не может учить историков истории. И современное РИО – это не только площадка для взаимодействия, но и мощный ресурс для продвижения профессиональных интересов самих историков. А главный из них вижу в том, чтобы наши граждане – владели правдивой картиной прошлого нашего Отечества. Именно здесь – истоки настоящего патриотизма. Нам есть чем гордиться. И нам нельзя ничего прятать от самих себя, включая самые драматические страницы прошлого. 

1917 год – год двух русских революций – пошатнул РИО, но ещё не уничтожил его. Председатель Русского исторического общества великий князь Николай Михайлович приветствовал Февральскую революцию. Он не знал, в какое русло совсем скоро повернёт этот бурный революционный поток». 

Заявление спикера Госдумы комментирует в интервью «Русской народной линии» известный церковный историк, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии Алексей Светозарский:

Я согласен с утверждением Нарышкина. За последние годы я наблюдаю весьма характерную тенденцию: к сожалению, историки пока не могут обойтись без идеологии. Это нормально, ибо историк является человеком, который формирует идеологию и использует её как один из инструментов своей работы. Нередко объективные исторические факты, позитивистская и фактологическая часть, подстраиваются под определенную идеологическую схему. Мы пожинаем не лучшие плоды советского времени при всём положительном и позитивном, что было в нашей исторической науке, которая в тот период находилась на высоком уровне. Тем не менее, каждый историк считал необходимым раскланиваться, а если не руководствовался официальной идеологией, существовал набор обязательных цитат, непременных экивоков в сторону марксизма-ленинизма.

Но затем картина поменялась, произошел явный откат и отказ от марксистской идеологии. К сожалению, многие историки поменяли плюс на минус, а минус на плюс. Начали выстраивать некую идеологию, противоположную прежней. Очень часто мне приходится с этим сталкиваться, когда речь идет о работах по церковной истории. Вчерашние злодеи превратились в ангелов и наоборот. Ныне исчезают полутона, создающие объективную историческую картину, которую надо воссоздавать и оберегать от скоропалительных суждений.

Особенно болезненной темой остается история ХХ века, когда уже совершенно не рассматриваются исторические детали. Мы же должны помнить о том, что дух истории в деталях. И с этих позиций судят о целом периоде, о каких-то личностях и т.д. Я считаю, что историк должен погрузиться в многообразие фактов, что очень сложно и утомительно, но такова его работа. Я против подмены истории идеологией. В этом я полностью согласен с Нарышкиным.

В публичном пространстве существует установка на «черное-белое»: был ли царь Иоанн Грозный плохим или хорошим. В данном случае я опускаю или поднимаю руки – сдаюсь. У нас впереди юбилей – 100-летие, как теперь принято говорить, Великой русской революции. Это правильное название, которое объединяет февраль и октябрь как две ступени одного и того же процесса. Люди, работающие в медийном пространстве, обращаются ко мне, чтобы я и мои коллеги дали однозначный комментарий-установку:  что же думает Церковь? Но так быть не может. Церковь и церковные историки должны исходить из объективной исторической истины, не искажать ее и подавать картину во всей сложности, как бы ни было трудно воспринимать людям, привыкшим к медийным продуктам. Ни в коем случае ничего не исправлять и не замалчивать, ибо период невероятно сложный. 

Нарышкин объективно излагает позицию Великого князя Николая Михайловича. Он действительно не знал, куда приведет революция. У него были свои взгляды. Известно о его увлечениях тайными знаниями, стремлением духовно возрастать, но не на тех примерах, которые предлагает Православная Церковь. Он был из тех, кто перелезает инде. И судьба князя свидетельствует о том, что его трагическая ошибка привела к его трагической кончине. Это очень хороший пример.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Алексей Светозарский:
«Ныне исчезают полутона, создающие объективную историческую картину»
Церковный историк Алексей Светозарский выступает против подмены истории идеологией
03.06.2016
«Послужи народу!»
Историк Алексей Светозарский о митрополите Вениамине (Федченкове)
05.10.2015
Государь стремился не дать возможности разрастаться гидре революции
Историк Алексей Светозарский о Священном Союзе, с момента создания которого исполняется ровно 200 лет
26.09.2015
Все статьи автора
"100-летие революции 1917 года"
«Либеральная идея - это идея греховная»
Святейший Патриарх Кирилл о причинах революции 1917 года, здоровом традиционализме митрополита Никодима (Ротова) и пагубности либерализма
17.10.2019
«Сколь многие не видели это»
Святейший Патриарх Кирилл о том, что мешало людям предвидеть революцию 1917 года
27.09.2019
Все статьи темы