После того, как четыре Первоиерарха недвусмысленно высказались в поддержку позиции, которую заняло Священноначалие Сербской Православной Церкви относительно «случая с владыкой Артемием», писать на эту тему приходится предельно осторожно.
Но это не значит, что проблему надо обходить молчанием. Тем более что действиями Священноначалия СПЦ озабочены не только «псевдозилотствующие маргиналы», но и люди достаточно уважаемые в обществе. К числу таковых относится группа сербских православных интеллектуалов, подписавших обращение к Святейшему Патриарху и Св.Архиерейскому Синоду СПЦ. В обращении указывается, в частности, то, что, по мысли авторов, для того, чтобы спасти Сербскую Церковь от полномасштабного раскола «предстоящий Св. Арх. Собор должен найти силы на то, чтобы «случай владыки Артемия» вернуть в то состояние, которое предшествовало процессу и Церковному Суду. Которых, впрочем, не было».
К сожалению, ситуация осложняется тем, что сторонники низложенного владыки Артемия, точнее - внутрицерковная оппозиция - вовсе не представляет собою монолита. Более того, вследствие шпиономании и прочих маний развернулась безобразная склока, подрывающая авторитет «артемиевцев» в сербском обществе.
К числу таких скандалов относится и появившаяся в Фомино воскресенье статья ближайшего помощника бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия архимандрита Симеона (Виловского), опубликованная на сайте «Рашко-Призренской епархии в изгнании».
Статья с оскорбительным подзаголовком «Почему В.Дмитриевич танцует под дудку Афанасия Евтича?» представляет собой издевательский комментарий «саги в семи частях», в которых Владимир Димитриевич рассуждал о возможности примирения, указывая на исторический пример примирения патриарха Гавриила со свт. Николаем Велимировичем. Влад Димитриевич хорошо известен в Сербии как крепкий публицист и автор множества книг консервативного православного духа. И вот этот человек - к удовлетворению недругов Святосавия - подвергается публичному оплевыванию. Причем, линчует его один из тех, кого Влад защищал на протяжении того года с небольшим, которые прошли с момента начала последней фазы «аферы с вл. Артемием».
Резонно ответил опальному архимандриту корреспондент РНЛ в Сербии Ранко Гойкович в статье «Несколько слов о правде». Он заметил, что «одно дело - давать затрещины еретику Арию, ... и совсем другое - раздавать пощечины всякому своему брату только лишь по той причине отсутствия абсолютного тождества мысли. Уверен, что такая «помощь» владыке Артемию не нужна. И он, как мудрый человек, должен был бы задуматься о том, кто же его поддерживает? Наряду с огромным числом людей, которые от чистого сердца пошли вслед за владыкой, имеются и люди совсем иного духа».
Впрочем, удивляться нечему. Такая же ситуация была в России вокруг истории с бывшим епископом Чукотским Диомидом (Дзюбаном). Тогда дело закончилось плачевно: «непримиримые сторонники» Диомида буквально вытолкали его на неканонический путь действий, при этом шельмовалась любая трезвая позиция противников церковного модернизма, либерализма и обновленчества, которых ярые диомидовцы обвиняли в отступничестве. Хотелось бы надеяться, что наши сербские братья извлекут урок из диомидовщины и не наступят на те же грабли.
Нелегкое это дело - идти царским путем. Приходится получать удары и слева и справа. Но другого пути у нас нет.
Павел Тихомиров, специально для «Русской народной линии»
1. Филофею