Нынешнее заявление владыки Хризостома ни на чем не основано, потому что существует Томос Святейшего Патриарха Иринея от 1589 года, подтвержденный Константинопольским Собором 1593 года, согласно которому Святейший Патриарх Московский и всея Руси объявляется Патриархом всех северных стран и ему уделяется пятое место по диптихам. Для любого права, в том числе канонического, справедлив довод, что последующий закон отменяет предыдущий. Собственно говоря, в 1589 году состоялось историческое событие – восстановление пентархии. Если раньше первенствующим был Римский Престол, то после его отпадение от Церкви 1054 году его место занял Константинопольский Патриарх, но пятое место в иерархии Престолов реально до 1589 года оставалось вакантным, на него не было столь же весомого претендента, как это было до 1054 года. В церковном предании не было обозначено, что это либо Кипрская Церковь, либо Грузинская Церковь, либо Болгарская или Сербская Церковь. Явного претендента на пятое место не было. Во многом именно поэтому оно и было уделено Московскому Патриархату. Это было промыслительным, потому что пентархия является символом человеческого тела с его пятью чувствами.
Возникает вопрос, а почему Русской Православной Церкви было уделено всего лишь пятое место. Ведь дело в том, что распределение мест по диптихам происходило не столько с учетом древности Церкви и ее апостольского происхождения, сколько с учетом ее реального административного веса и значения ее общины для церковной жизни. Именно поэтому Римская Церковь, основанная после Антиохийской, получила первое место по диптихам, а Иерусалимская Церковь – Матерь всех Церквей – позднее была оттеснена на четвертое место. Судя по весу Русской Православной Церкви в XVI веке, а это была Церковь, у который был православный Царь, у которой было православное Царство, она вообще была достойна третьего, если не первого места. Однако русские не стали требовать себе такого почета, уважая древность и древние заслуги Церквей, занимающих первые места по диптихам, и, самое главное, храня мир в Церкви.

Кроме того, Предстоятель Кипрской Церкви нарушил свое слово, потому что на заседании Межправославной подготовительной комиссии в рамках подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви, которая проходила 22-26 февраля в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези, он готов был признать за Русской Православной Церковью пятое место по диптихам, а теперь хочет ей в этом отказать.
Мы вступили в полосу православных раздоров. Иерусалимский Патриарх рвет евхаристическое общение с Румынской Церковью только из-за того, что на Святой Земле румыны выстроили прекрасный храм и прекрасный монастырь. Разве за постройку храмов, пусть даже при этом и были нарушены какие-то формальности, стоит кого-то отлучать от евхаристического общения? Братолюбие должно было это покрыть.
Вообще тот спор, который устроил Архиепископ Кипрский Хризостом, вызывает большое сожаление. Толкотня вокруг Престола и такая сильная любовь к председанию в синагогах не приличествует Христовым ученикам. Мы все помним, что накануне Страстей в самых страшных и тяжелых обстоятельствах среди учеников Христа разгорелся совершенно ненужный и нелепый спор по поводу того, кто из них больше и выше. И это все накануне Креста Христова. Спаситель, вразумляя своих учеников, подозвал дитя и сказал: «Кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик» (Лк. 9:48). Спаситель ждет от нас не ученых споров по поводу того, кто из нас древнее и больше, а детской простоты, детского смирения и детской любви. И не дай Бог, чтобы нынешние споры, ссоры и распри происходили накануне крестного часа Вселенского Православия и накануне великих гонений на Православную Церковь. Нынешние нестроения вызывают глубокие скорби и большое сожаление. Господь вразумляет нас: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:25-27).
Владыка Хризостом уверяет, что он представитель более древней Церкви и более умудренного народа, пусть он и явит пример подлинной мудрости и уступит не лично Святейшему Патриарху Кириллу, но каноническому законодательному принципу, действующему в Церкви уже в течение нескольких веков, пусть он проявит мудрость старца. В очах Господних он тогда действительно станет первым.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»