Нынешнее заявление владыки Хризостома ни на чем не основано, потому что существует Томос Святейшего Патриарха Иринея от 1589 года, подтвержденный Константинопольским Собором 1593 года, согласно которому Святейший Патриарх Московский и всея Руси объявляется Патриархом всех северных стран и ему уделяется пятое место по диптихам. Для любого права, в том числе канонического, справедлив довод, что последующий закон отменяет предыдущий. Собственно говоря, в 1589 году состоялось историческое событие – восстановление пентархии. Если раньше первенствующим был Римский Престол, то после его отпадение от Церкви 1054 году его место занял Константинопольский Патриарх, но пятое место в иерархии Престолов реально до 1589 года оставалось вакантным, на него не было столь же весомого претендента, как это было до 1054 года. В церковном предании не было обозначено, что это либо Кипрская Церковь, либо Грузинская Церковь, либо Болгарская или Сербская Церковь. Явного претендента на пятое место не было. Во многом именно поэтому оно и было уделено Московскому Патриархату. Это было промыслительным, потому что пентархия является символом человеческого тела с его пятью чувствами.
Возникает вопрос, а почему Русской Православной Церкви было уделено всего лишь пятое место. Ведь дело в том, что распределение мест по диптихам происходило не столько с учетом древности Церкви и ее апостольского происхождения, сколько с учетом ее реального административного веса и значения ее общины для церковной жизни. Именно поэтому Римская Церковь, основанная после Антиохийской, получила первое место по диптихам, а Иерусалимская Церковь – Матерь всех Церквей – позднее была оттеснена на четвертое место. Судя по весу Русской Православной Церкви в XVI веке, а это была Церковь, у который был православный Царь, у которой было православное Царство, она вообще была достойна третьего, если не первого места. Однако русские не стали требовать себе такого почета, уважая древность и древние заслуги Церквей, занимающих первые места по диптихам, и, самое главное, храня мир в Церкви.
Нынешние заявления владыки Хризостома вызывают сожаление, поскольку они пронизаны далеко не мирным духом. Они направлены на то, чтобы вызвать беспорядок во Вселенской Церкви. Закон суров, но это закон. Если по этому закону Кипрская Церковь стоит в диптихах после Русской Православной Церкви, то так и должно быть, тем паче, что, в отличие от Русской Православной Церкви, у Кипрской Церкви нет континуитета, нет постоянства в хранении Православной веры. Достаточно темна и неоднозначна история Кипрской Церкви во время нашествия арабов 649 года. В один момент, судя по свидетельству V и VI Трулльского Собора, епископ Иоанн Кипрский вообще выселился с Кипра вместе со своим народом. С 1192 году, когда остров попал под власть крестоносцев, Кипрская Церковь находилась под властью латинян. Латинская иерархия, по некоторым данным, заменила православную. В этом латинском плену Кипрская Церковь пребывала несколько столетий. И только взятие острова турками в 1570 году возобновило подлинно православную жизнь и восстановило православную иерархию на этом острове. Некоторые исследователи сомневаются в православном континуитете, православном постоянстве жизни Кипрской Церкви, поэтому владыке Хризостому следовало бы быть осторожным, когда он похвалялся древностью Христианства на своем острове. Действительно Христианство киприоты приняли в I веке, но возникает вопрос, а хранили ли они его в течение всех этих двадцати веков? Это открытый вопрос.
Кроме того, Предстоятель Кипрской Церкви нарушил свое слово, потому что на заседании Межправославной подготовительной комиссии в рамках подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви, которая проходила 22-26 февраля в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези, он готов был признать за Русской Православной Церковью пятое место по диптихам, а теперь хочет ей в этом отказать.
Мы вступили в полосу православных раздоров. Иерусалимский Патриарх рвет евхаристическое общение с Румынской Церковью только из-за того, что на Святой Земле румыны выстроили прекрасный храм и прекрасный монастырь. Разве за постройку храмов, пусть даже при этом и были нарушены какие-то формальности, стоит кого-то отлучать от евхаристического общения? Братолюбие должно было это покрыть.
Вообще тот спор, который устроил Архиепископ Кипрский Хризостом, вызывает большое сожаление. Толкотня вокруг Престола и такая сильная любовь к председанию в синагогах не приличествует Христовым ученикам. Мы все помним, что накануне Страстей в самых страшных и тяжелых обстоятельствах среди учеников Христа разгорелся совершенно ненужный и нелепый спор по поводу того, кто из них больше и выше. И это все накануне Креста Христова. Спаситель, вразумляя своих учеников, подозвал дитя и сказал: «Кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик» (Лк. 9:48). Спаситель ждет от нас не ученых споров по поводу того, кто из нас древнее и больше, а детской простоты, детского смирения и детской любви. И не дай Бог, чтобы нынешние споры, ссоры и распри происходили накануне крестного часа Вселенского Православия и накануне великих гонений на Православную Церковь. Нынешние нестроения вызывают глубокие скорби и большое сожаление. Господь вразумляет нас: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:25-27).
Владыка Хризостом уверяет, что он представитель более древней Церкви и более умудренного народа, пусть он и явит пример подлинной мудрости и уступит не лично Святейшему Патриарху Кириллу, но каноническому законодательному принципу, действующему в Церкви уже в течение нескольких веков, пусть он проявит мудрость старца. В очах Господних он тогда действительно станет первым.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»