Лидер партии «Справедливая России» Сергей Миронов в статье «Вселенная по имени Россия», опубликованной в «Литературной газете», пишет: «К числу приоритетных проблем сегодняшнего дня я отношу необходимость особого внимания к развитию русского народа, русской культуры и русского языка. Мне импонирует то, что эта тема была чётко заявлена президентом России Д.А.Медведевым во время недавней встречи с лидерами парламентских партий. Это важный сигнал. Хочется верить, что он переломит странные тенденции в нашей политической жизни, в частности, нелепую "стеснительность" в употреблении понятий "русский", "русский народ", "русская идентичность" и т.д., доходящую чуть ли не до вытеснения их из политического лексикона. Такая ложно понятая толерантность ведёт к тому, что "русский вопрос" начинают по-своему интерпретировать экстремисты, спекулируя на нём и отравляя сознание молодёжи. Да и никакая это не толерантность! Это глупость и непонимание души многонациональной России, её истории и современных реалий».
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов на одной из конференций сделал признание: «Меня иногда упрекают в том, что я слишком большое внимание уделяю русского вопросу, но я эти упреки не принимаю. Считаю, что русские сделали несколько гениальных открытий в своей истории. Одно из самых великих это сильное государство. Когда Киевская Русь блистала золотом своих куполов, Берлина не было на карте, а Париж представлял из себя небольшую деревушку». «Сегодня возникает закономерный вопрос: что делать, чтобы выйти из этой сложной ситуации. С точки зрения национальной, считаю, что без возрождения русского духа, русской культуры, русских традиций, русского коллективизма эта задача не решаема», - полагает Геннадий Зюганов.
На сайте ЛДПР также уделяется особое внимание «русскому вопросу». «В последнее время, как никогда, актуален русский вопрос. В предвыборной лихорадке его пытаются взять на вооружение самые разные политические силы. Только ЛДПР не делает конъюнктурных заявлений. Уже более 20 лет мы последовательно выступаем в защиту русских – как в России, так и за ее пределами».
В связи с возросшим интересом к «русскому вопросу» мы попросили известного русского историка, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, доктора исторических наук Игоря Яковлевича Фроянова ответить на следующие вопросы: «С чем связано столь пристальное внимание политических сил России к "русскому вопросу"? Что собой представляет русский человек? Каковы его сущностные характеристики?»
«Мне кажется, что повышенный интерес политической элиты к русскому народу, к "русскому вопросу", который мы наблюдаем в настоящее время, объясняется рядом обстоятельств и мотивов. Есть политические силы, которые действительно заинтересованы в судьбе русского народа. К ним я отношу определенную часть КПРФ. Есть политические силы, которые обращаются к этой проблеме чисто из спекулятивных целей, чтобы привлечь на свою сторону, как ныне выражаются, электорат. Есть, конечно, политические силы, обладающие властью в стране, которые пускаются в рассуждения о русском народе и его значении в нашей истории из интересов своего властвования в стране и ради сохранения этого властвования.
Однако глубинный и основной мотив, объясняющий поворот к русской проблеме, я усматриваю в том, что мы подходим к крайнему рубежу терпения русского народа. На протяжении последних 20 лет русским людям пришлось очень несладко. Больше всего проиграл от перемен, произошедших после 1991 года, именно русский народ. Далеко за аргументами ходить не надо. Это показала недавняя перепись населения нашей страны: за годы между двумя переписями, население России катастрофически сократилось и продолжает сокращаться, прежде всего, за счет русских людей. Если оценивать такого рода факты с точки зрения не одного года, двух или трех лет, а с точки зрения десятилетий, начиная с горбачевской перестройки, то можно говорить о том, что мы наблюдаем постепенное умерщвление русской нации. Русские люди все более и более ясно начинают это сознавать и чувствовать. И, конечно же, это не может не вызвать противодействия. Русский же народ, как известно, когда он "встает за себя", по выражению наших предков, то мало никому не покажется. Я думаю, именно этим, прежде всего, объясняется так называемый интерес современных политиков к русскому народу и русскому вопросу. Иссякает народное терпение.
Народ есть живой организм. И когда он подходит к моменту ясного осознания смертельной опасности, в нем, несомненно, срабатывает инстинкт самосохранения. Конечно, инстинкт самосохранения проявляется только тогда, когда у народа есть воля к жизни. Я не могу отрицать наличия воли к жизни у русского народа. Хотя по итогам прошедшей переписи говорят, что русские не хотят собственно сами жить и не хотят давать жизнь своему потомству. По-моему, это ошибочная точка зрения, внушающая русским людям чувство безнадежности. Близится час расплаты. Вот отсюда и все внимание у властных верхов к русскому вопросу.
Теперь что касается вопроса о сущности русского человека. Русский человек, как человек любой другой национальности, есть этническое воплощение, и от этого никуда не уйдешь. Отрицать тот факт, что многие, очень многие люди в нашей стране считают себя по крови русскими, нельзя. Это объективный факт. Но этнос, народ как живой организм состоит не только из крови и плоти. Дух, мировоззрение, мировосприятие, культура, наконец, вот что также является существенной составной частью этноса, а на мой взгляд, важнейшей и ведущей его частью. Поэтому можно быть русским по крови и духу. Но можно быть русским по духу, раствориться в нем, слиться с русской культурой, считать себя русским и быть таковым. Нельзя, однако, не сказать и о другом: можно быть русским по крови, но чуждым по духу. Наше время дает тому немало примеров. Не знаю, у кого как, но у меня не поворачивается язык назвать такого человека русским. Стало быть, слово русский обладает не только узкоэтническим, но и универсальным смыслом. И это потому, что русский народ есть народ вселенский, которому, по мысли Ф.М.Достоевского, уготована всемирная миссия братского объединения народов.
Конечно, нельзя согласиться с примитивным тезисом "Россия для русских". Если принять его, нам надо войти в границы времен Ивана III. Но нельзя и русских исключать из неделимой и единой России, как это нередко сегодня делается в отдельных национальных республиках. Ведь Россия с государственной точки зрения – это широкое понятие, это империя, в составе которой живет не только русский, но и другие народы, дружеские ему. Разумеется, при этом нельзя отрицать государствообразущей роли русского народа, его ведущую роль в этом отношении, о чем высшая российская власть должна заявить внятно и отчетливо.
Относительно соотношения русскости и Православия необходимо заметить, что русские люди срослись с христианской верой, прежде всего, с Православием, но это вовсе не значит, что Православие является нашей монополией. Православие исповедуют и другие народы. Нельзя забывать известные евангельские слова о том, что перед Богом «нет ни эллина, ни иудея». Исторически случилось так, что христианская вера, сложившаяся у нас как Православие, была не отвлеченной верой. Православие являлось частью повседневного бытия русского народа. Оно пронизывало жизнь русского общества во всех сферах его. Если рассуждать с точки зрения идеала, то русский человек, конечно, неотторжим от Православия, так же, как и Православие неотторжимо от русского человека. Содержать в чистоте христианскую православную веру, завещанную Господом, историческое предназначение русского народа».