Русский по крови и по духу

Историк Игорь Фроянов о сущностных чертах русского человека

0
1089
Время на чтение 6 минут
В последнее время практически все политические силы России заговорили о значении и роли русского народа. 17 января 2011 года в подмосковных Горках Президент России Дмитрий Медведев на встрече с председателями обеих палат Федерального Собрания, их заместителями, руководителями ключевых комитетов Совета Федерации и фракций Государственной Думы неожиданно для многих заявил о том, что «особое внимание должно уделяться русской культуре. «Это основа, это костяк развития всей нашей многонациональной культуры. Это нормально, и об этом должно быть не стыдно говорить», - сказал он. Как подчеркнул глава Российского государства, «русские вообще являются самым большим народом нашей страны». «Русский язык является государственным. Русская Православная Церковь является крупнейшей конфессией нашей страны. Сидящие в этом зале представляют разные культуры, но значительная часть это представители русской культуры. И нам нужно развивать самые лучшие черты русского характера именно потому, что в какой-то период лучшие черты нашего характера сделали нашу страну сильной, по сути, создали нашу страну», - отметил тогда Д.Медведев.

Лидер партии «Справедливая России» Сергей Миронов в статье «Вселенная по имени Россия», опубликованной в «Литературной газете», пишет: «К числу приоритетных проблем сегодняшнего дня я отношу необходимость особого внимания к развитию русского народа, русской культуры и русского языка. Мне импонирует то, что эта тема была чётко заявлена президентом России Д.А.Медведевым во время недавней встречи с лидерами парламентских партий. Это важный сигнал. Хочется верить, что он переломит странные тенденции в нашей политической жизни, в частности, нелепую "стеснительность" в употреблении понятий "русский", "русский народ", "русская идентичность" и т.д., доходящую чуть ли не до вытеснения их из политического лексикона. Такая ложно понятая толерантность ведёт к тому, что "русский вопрос" начинают по-своему интерпретировать экстремисты, спекулируя на нём и отравляя сознание молодёжи. Да и никакая это не толерантность! Это глупость и непонимание души многонациональной России, её истории и современных реалий».

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов на одной из конференций сделал признание: «Меня иногда упрекают в том, что я слишком большое внимание уделяю русского вопросу, но я эти упреки не принимаю. Считаю, что русские сделали несколько гениальных открытий в своей истории. Одно из самых великих это сильное государство. Когда Киевская Русь блистала золотом своих куполов, Берлина не было на карте, а Париж представлял из себя небольшую деревушку». «Сегодня возникает закономерный вопрос: что делать, чтобы выйти из этой сложной ситуации. С точки зрения национальной, считаю, что без возрождения русского духа, русской культуры, русских традиций, русского коллективизма эта задача не решаема», - полагает Геннадий Зюганов.

На сайте ЛДПР также уделяется особое внимание «русскому вопросу». «В последнее время, как никогда, актуален русский вопрос. В предвыборной лихорадке его пытаются взять на вооружение самые разные политические силы. Только ЛДПР не делает конъюнктурных заявлений. Уже более 20 лет мы последовательно выступаем в защиту русских – как в России, так и за ее пределами».


В связи с возросшим интересом к «русскому вопросу» мы попросили известного русского историка, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, доктора исторических наук Игоря Яковлевича Фроянова ответить на следующие вопросы: «С чем связано столь пристальное внимание политических сил России к "русскому вопросу"? Что собой представляет русский человек? Каковы его сущностные характеристики?»

«Мне кажется, что повышенный интерес политической элиты к русскому народу, к "русскому вопросу", который мы наблюдаем в настоящее время, объясняется рядом обстоятельств и мотивов. Есть политические силы, которые действительно заинтересованы в судьбе русского народа. К ним я отношу определенную часть КПРФ. Есть политические силы, которые обращаются к этой проблеме чисто из спекулятивных целей, чтобы привлечь на свою сторону, как ныне выражаются, электорат. Есть, конечно, политические силы, обладающие властью в стране, которые пускаются в рассуждения о русском народе и его значении в нашей истории из интересов своего властвования в стране и ради сохранения этого властвования.

Однако глубинный и основной мотив, объясняющий поворот к русской проблеме, я усматриваю в том, что мы подходим к крайнему рубежу терпения русского народа. На протяжении последних 20 лет русским людям пришлось очень несладко. Больше всего проиграл от перемен, произошедших после 1991 года, именно русский народ. Далеко за аргументами ходить не надо. Это показала недавняя перепись населения нашей страны: за годы между двумя переписями, население России катастрофически сократилось и продолжает сокращаться, прежде всего, за счет русских людей. Если оценивать такого рода факты с точки зрения не одного года, двух или трех лет, а с точки зрения десятилетий, начиная с горбачевской перестройки, то можно говорить о том, что мы наблюдаем постепенное умерщвление русской нации. Русские люди все более и более ясно начинают это сознавать и чувствовать. И, конечно же, это не может не вызвать противодействия. Русский же народ, как известно, когда он "встает за себя", по выражению наших предков, то мало никому не покажется. Я думаю, именно этим, прежде всего, объясняется так называемый интерес современных политиков к русскому народу и русскому вопросу. Иссякает народное терпение.

Народ есть живой организм. И когда он подходит к моменту ясного осознания смертельной опасности, в нем, несомненно, срабатывает инстинкт самосохранения. Конечно, инстинкт самосохранения проявляется только тогда, когда у народа есть воля к жизни. Я не могу отрицать наличия воли к жизни у русского народа. Хотя по итогам прошедшей переписи говорят, что русские не хотят собственно сами жить и не хотят давать жизнь своему потомству. По-моему, это ошибочная точка зрения, внушающая русским людям чувство безнадежности. Близится час расплаты. Вот отсюда и все внимание у властных верхов к русскому вопросу.

Теперь что касается вопроса о сущности русского человека. Русский человек, как человек любой другой национальности, есть этническое воплощение, и от этого никуда не уйдешь. Отрицать тот факт, что многие, очень многие люди в нашей стране считают себя по крови русскими, нельзя. Это объективный факт. Но этнос, народ как живой организм состоит не только из крови и плоти. Дух, мировоззрение, мировосприятие, культура, наконец, вот что также является существенной составной частью этноса, а на мой взгляд, важнейшей и ведущей его частью. Поэтому можно быть русским по крови и духу. Но можно быть русским по духу, раствориться в нем, слиться с русской культурой, считать себя русским и быть таковым. Нельзя, однако, не сказать и о другом: можно быть русским по крови, но чуждым по духу. Наше время дает тому немало примеров. Не знаю, у кого как, но у меня не поворачивается язык назвать такого человека русским. Стало быть, слово русский обладает не только узкоэтническим, но и универсальным смыслом. И это потому, что русский народ есть народ вселенский, которому, по мысли Ф.М.Достоевского, уготована всемирная миссия братского объединения народов.

Конечно, нельзя согласиться с примитивным тезисом "Россия для русских". Если принять его, нам надо войти в границы времен Ивана III. Но нельзя и русских исключать из неделимой и единой России, как это нередко сегодня делается в отдельных национальных республиках. Ведь Россия с государственной точки зрения – это широкое понятие, это империя, в составе которой живет не только русский, но и другие народы, дружеские ему. Разумеется, при этом нельзя отрицать государствообразущей роли русского народа, его ведущую роль в этом отношении, о чем высшая российская власть должна заявить внятно и отчетливо.

Относительно соотношения русскости и Православия необходимо заметить, что русские люди срослись с христианской верой, прежде всего, с Православием, но это вовсе не значит, что Православие является нашей монополией. Православие исповедуют и другие народы. Нельзя забывать известные евангельские слова о том, что перед Богом «нет ни эллина, ни иудея». Исторически случилось так, что христианская вера, сложившаяся у нас как Православие, была не отвлеченной верой. Православие являлось частью повседневного бытия русского народа. Оно пронизывало жизнь русского общества во всех сферах его. Если рассуждать с точки зрения идеала, то русский человек, конечно, неотторжим от Православия, так же, как и Православие неотторжимо от русского человека. Содержать в чистоте христианскую православную веру, завещанную Господом, историческое предназначение русского народа».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Яковлевич Фроянов
Государь Иоанн Грозный как символ Русского Царства
О научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва)
05.02.2017
Все статьи Игорь Яковлевич Фроянов
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 16:45
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от kuzanez
15.11.2024 14:20
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51