itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Александр Агеев: «Странно, что кого-то смущает православный банкинг»

Президент Клуба православных предпринимателей подвел итоги круглого стола «Православный банкинг и финансовые инструменты»

0
1995
Время на чтение 3 минуты
«Странно, что кого-то смущает тема православного банкинга. В мире, например, стремительно развиваются исламские банки, которые согласуют финансовые операции с требованиями шариата по многим позициям, начиная от поручительства и кончая процентной политикой и способом участия банка в капитале клиента», - сказал в интервью «Русской народной линии» один из организаторов состоявшегося в рамках XIX Международных Рождественских чтений круглого стола «Православный банкинг и финансовые инструменты», генеральный директор Института экономических стратегий РАН, президент Клуба православных предпринимателей, доктор экономических наук, профессор Александр Агеев.

В ходе заседания отмечалось, что нравственный бизнес - важнейшая составляющая общественной жизни, а кризис доверия, пренебрежение деловой репутацией в бизнес-среде абсолютно неприемлемы. Оживленную дискуссию вызвали различные формы практического участия религиозных организаций в экономической жизни страны и объединение финансовых институтов для координации совместных усилий по выработке финансовых инструментов, основанных на принципах православной этики хозяйствования. «Участники пришли к выводу, что создание тех или иных финансовых инструментов с учетом норм православной этики возможно. Многие банки, в том числе ведущие, открыты к этому диалогу и готовы задействовать эти инструменты в своей деятельности, после того как их предложения будут одобрены Святейшим Патриархом Кириллом. В ближайшем будущем пакет таких предложений будет нами совместно представлен вниманию Его Святейшества», - рассказал по итогам работы круглого стола ответственный секретарь Совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси П.А. Шашкин.

«Во-первых, речь не идет ни о каком внедрении каких-либо финансовых инструментов в тело Церкви. Церковь не только и не столько социальный институт, сколько то, что находится в душах людей. Все верующие составляют единое тело Церкви. Но, во-вторых, есть тело финансовых систем. Эти финансовые системы существуют в рыночных полях и подвержены государственному регулированию. В-третьих, помимо государственного регулирования, помимо законодательства существуют различного рода добровольные обязательства, которые принимают на себя субъекты финансовой деятельности. И что касается этих обязательств, то они могут быть менее жесткими, более жесткими, более или менее высокими - это уже вопрос личного морального выбора личности или юридического лица, которое также действует через людей, имеющих свои нравственные установки. Поэтому речь идет о том, какого рода ограничениями и правилами руководствуются участники финансовой деятельности», - пояснил А.Агеев.

«Если посмотреть на реальную практику финансового сектора, то мы обнаружим, что помимо нарушений закона, что само по себе является преступлением, есть множество лазеек для недобросовестного поведения, и этими лазейками пользуются для обмана клиентов и партнеров, для мошенничества, прямых и завуалированных хищений. Это - нарушения важнейших религиозных заповедей и моральных норм, - продолжил эксперт. - И поэтому, когда мы говорим о православном банкинге, православных финансовых инструментах, то мы ставим вопрос о распространении на регуляторы и практику финансовой деятельности нравственного самоограничения, нравственного самовозвышения. Любой банк может добровольно заявить, что он следует стандарту социальной ответственности и заранее уведомить все заинтересованные стороны, что он следует моральным правилам, которые обычно строже закона и на первый взгляд менее выгодны ему, а более выгодны клиентам и партнерам. Но в долгосрочной перспективе таким образом банк повышает свою репутацию, неосязаемые активы, расширяет устойчивую клиентскую базу, что оборачивается в конечном счете большей эффективностью. Иной банк может лишь следовать нормам, установленным регулятором и законодательством, а также рынком и конкуренцией. Любой банк действует в коридоре этих ограничений. Иногда банкирам может казаться, что преступное и/или недобросовестное поведение рентабельно. Но это - стратегическая ошибка, философия сиюминутной выгоды. Финансовая деятельность, возвышаемая до понимания социальной и духовно-нравственной ответственности, является важнейшим условием жизнеспособности банка».

«Кто-то может усмехнуться, знаем, мол, мы наши банки. И будет прав. Наши банковские практики еще очень далеки даже от планок, поставленных законом и мировыми нормами. Но в том, что они и менее конкурентоспособны, чем многие зарубежные, есть указание на более низкую степень социальной ответственности банковской деятельности в РФ. И важно иметь в виду, что сегодня мировые инвестиционные и банковские стандарты и модели делового совершенства немыслимы без создания систем, гарантирующих, как минимум, социально-ответственный бизнес и защищающих интересы потребителей финансовых услуг. Опять же, мы не идеализируем зарубежье. Там свои беды с деловыми хищниками. Но тренд в пользу развития добросовестности, в том числе на конфессиональной почве – глобален», - заключил Александр Агеев.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Александр Агеев: «Странно, что кого-то смущает православный банкинг»

На гордыне зарабатывают. Завлекух так много, что денег на них никогда не хватит. И человек стремится все к большему их количеству. А поскольку деньги не являются эквивалентом труда, а лишь инструментом власти системы, то без обмана из среднего достатка не выпрыгнуть. Либо человек замыкается в себе с комплексом неспособности к заработку выше необходимого, либо идет вразрез со своей совестью и пускается в обман. Что есть основа любого бизнеса? Купил дешевле, продал дороже. Но ведь это обман! Обман в самом начале, в самом фундаменте. Бизнес построен на обмане. Обман и ложь есть самое главная и неизменная составляющая бизнеса. Бизнес есть способ изъятия добра, не прибегая к насилию... «Не давай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост"... (Второзаконие, 23:19-20). Давать деньги в рост своему ближнему переводят родственные отношения в отношения "хозяин-раб", когда давая в рост ты заставишь его работать и ненавидеть тебя за его неумение жить, за то что он попал в затруднительное положение. Деньги в рост развращают душу и давшего и взявшего: для первого - халява, для второго - ненависть. Хочешь помочь - отдай сколько не жалко, и радуйся что помог ничего не ожидая взамен. Хочешь заиметь себе врага - дай в долг, или что хуже под проценты. (У мусульман "банкинг" получился лукавым: их банки дают беспроцентные кредиты, взимая плату за его обслуживание, равную кредитному проценту.)
Александр А.Б. / 29.01.2011, 12:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Агеев
Средний класс сокращается, неравенство растет
Исследование АКРА показало удручающее состояние российской экономики
20.06.2018
Спекуляции, манипуляции и редактура
Экономист Александр Агеев о спекулятивном воздействии на курс рубля и уголовном преследовании спекулянтов
15.02.2016
«Россия дорого платит за свою подсаженность на нефтяную иглу»
Экономист Александр Агеев о трех мотивах, побудивших США отменить эмбарго на экспорт нефти
21.12.2015
Хроническая турбулентность в мировой экономике
Экономист Александр Агеев о причинах «черного понедельника»
26.08.2015
Все статьи Александр Агеев
Последние комментарии