Заметная активность националистической оппозиции в конце 2010 года - массовые Русские марши и, в особенности
декабрьские события на Манежной площади, судя по всему, весьма вдохновили либеральную оппозицию на «наведение мостов» с националистами. Заявления и публикации ряда либеральных деятелей и публицистов стали поводом для дискуссии в СМИ о том, возможен ли альянс либеральной и националистической оппозиции.
Очевидно, «националистический крен» и появление соответствующей риторики в либеральном лагере объясняется тем, что либеральная оппозиция последние месяцы стала заметно проигрывать в медийной и уличной активности националистам. Очевидно также, что широкое общественное мнение на стороне националистов, а не либералов. Во-первых, из-за чрезвычайной остроты национального вопроса в стране: националисты всегда предлагали простые и понятные способы его решения, тогда как либералы этот вопрос, в лучшем случае, игнорировали, а в худшем окрашивали проблему его решения в краски «русского фашизма». Во-вторых, либеральная оппозиция представлена в основном утратившими свои позиции в государстве и виновными в демократической революции начала 90-х ангажированными политиками «ельцинского розлива», «бесконечно далекими от народа» и поддерживающими контакты с западными, в основном, американскими политическими кругами.
Также важной особенностью этой дискуссии является вопрос о том, что произойдет быстрее - «национализация» либеральных сил или «либерализация» националистических. По всей видимости, это процесс в некотором роде обоюдный. О либерализации националистической оппозиции (по крайне мере ее части) заговорили уже давно, переход же к националистической риторике части либерального лагеря наметился только сейчас, ввиду обозначенных выше причин.
Какие события и факты указывают на этот процесс?
В июне 2008 года в
Москве состоялась конференция «Новый политический национализм», на которой лидерами оппозиционных политических организаций был подписан Пакт о сотрудничестве. Документ подписал А.Белов, представляющий самую известную и многочисленную националистическую организацию в России - Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ), А.Савельев, председатель партии «Великая Россия» и А.Навальный (движение «Народ»), один из бывших лидеров партии «Яблоко» и организаторов «Маршей несогласных».
Алексей Навальный тогда заявил: «Мы решили показать, что русские националисты - это вполне вменяемая политическая сила, готовая работать так, как работают современные европейские политические партии, а все эти сумасшедшие совковые патриоты, скинхеды и бородатые хоругвеносцы не имеют отношения к реальному национализму».
Уже тогда широко заговорили о возможности альянса либералов и националистов. Справедливости ради стоит отметить, что заключение пакта вызвало достаточно негативные отклики в националистической среде, обвинения ДПНИ в «оранжизме» и, в частности, послужило одним из поводов раскола ДПНИ. Было образовано т.н. РДПНИ - Русское движение против нелегальной иммиграции (а злые языки стали называть ДПНИ А.Белова «еврейским» ДПНИ).
Помимо этого наметились частные контакты известных либеральных и националистических лидеров, стали проводиться и совместные публичные акции. Так, в 2010 году традиционное шествие 1 мая ДПНИ в Петербурге проводило совместно с движением «Солидарность» и «Либертарианской партией», Проводились совместные акции националистов с питерскими «нацболами» (бывшая пария НБП), которые являются членами лево-либеральной коалиции «Другая Россия» (устроитель т.н. «Маршей несогласных»).
Надо отметить, что недовольство наметившимся диалогом стало проявляться и в либеральном лагере. Например, раскол
либеральной коалиции «Солидарность» был вызван в том числе контактами части ее лидеров и активистов с националистами. В Петербурге активист организации Павел Еремеев нередко появляется на митингах националистов и говорит от лица «Солидарности», а один из лидеров этого движения в Петербурге Сергей Разливский, водивший дружбу с ДПНИ, с группой соратников вышел из «Солидарности» и основал «Христианское демократическое движение».
На «Русском марше» 2010 года официально со своей символикой присутствовали во главе с Константином Фетисовым несколько представителей партии «Правое дело» (бывший Союз Правых Сил), сопредседателем которой является одиозный либеральный деятель Леонид Гозман.
В ноябре 2010 года для координации и сотрудничества с разными политическими силами русские националисты учредили Русский гражданский союз. В
манифесте организации сказано о «необходимости восприятия русского национализма как прогрессивного и освободительного движения». «Его антитоталитарный и прогрессивный характер разделяет нас с лицами и организациями, проповедующими дальнейшую колонизацию русского народа под предлогом "укрепления государства", пропагандирующими евразийство и фашизм, нацизм, расизм и коммунизм, религиозный фундаментализм и средневековый клерикализм», - сказано в документе.
На учредительной конференции РГС официально присутствовали представители партии «Правое дело». Один из них,
выступая, заявил, что «наше появление здесь неслучайно», и что «динамика отношения руководства партии к русскому национализму достаточно впечатляющая».
Интересно, что первой акцией РГС стал митинг 12 декабря, посвященный 185-летию восстания декабристов, на котором выступил известный публицист Сергей Сергеев - один из идеологов
современной «национал-демократии» и инициатор героизации декабристов, которые по его мнению были «первыми русскими националистами» и, якобы, сражались за русский народ против колонизовавшей его немецкой династии Романовых. Свою идейную эволюцию Сергеев недавно предельно ясно изложил в заметке
«Почему я перестал быть "традиционалистом"?»: «В какой-то момент я понял, что сущность "традиционализма" это ПАЛКА - физическая, социально-политическая, духовная. А я не люблю палку: не люблю, когда меня ею бьют, и не люблю сам ею бить других. И тогда я "выбрал свободу", т.е. демократию».
Если сегодня некоторые националисты выбирают «свободу и демократию», то «свободные демократы» со стажем сегодня выбирают национализм. Это хорошо показала реакция либеральной оппозиции на декабрьские события и их последующие инициативы.
После событий 11 декабря на Манежной либеральный лагерь воспрянул духом. С одной стороны, на специфических публицистов как из рога изобилия посыпались заказы по написанию статей об «угрозе русского фашизма» и либеральные издания запестрели заголовками типа «попытка фашистского путча», «нацисты у стен Кремля» и пр. С другой стороны, наиболее предусмотрительные и «гибкие» либералы увидели на Манежной прообраз «русского майдана» и даже «вспомнили», что «цветные революции» в постсоветских республиках проходили в том числе под националистическими лозунгами.
В декабре вышла
нашумевшая статья Владимира Милова, лидера движения «Демократический выбор», одного из ближайших соратников Бориса Немцова. В своей статье Милов говорит об угрозе миграции и этнобандитима, косвенно оправдывает протесты на Манежной и, что самое интересное, признает, что «российские либералы в последние 20 лет проиграли национальную повестку дня». «То, что национальная компонента была полностью потеряна в российском либеральном движении и подменена "общечеловеческой" и либералы целиком уступили национальный дискурс державникам и националистам, внесло огромный вклад в неудачи либерального проекта в России в последние 20 лет». В результате он делает вывод, что «необходим в целом либеральный национальный проект для России».
А один из лидеров «Другой России» Эдуард Лимонов позже
пригласил на публичную акцию протеста 31 декабря тех, кто протестовал на Манежной площади. Правда, его подруга, либеральная «правозащитница» Людмила Алексеева заявила, что «это бесовщина и провокация, и после этого я не могу иметь с ним никакого дела». Впрочем, «милые бранятся - только тешатся» - старики
уже не первый раз ссорятся и мирятся.
31 декабря власть подарила оппозиционерам обоих лагерей очередной повод для союза. Во время акции оппозиции на Триумфиальной площади были задержаны и водворены в изолятор организаторы -
Борис Немцов, Эдуард Лимонов и др. А в новогоднюю ночь был задержан на 10 суток один из лидеров ДПНИ Владимир Тор за призыв к русским людям собраться на новый год на Красной площади. И либералов, и В.Тора судили и затем содержали под стражей в одном месте.
10 января В.Тор вышел из изолятора, но на следующий день снова там оказался и уже на 15 суток - за то, что пришел 11 января на Манежную площадь, где милиция
предотвращала повторение событий месячной давности.
Вскоре исполком «Другой России»
выступил с заявлением в защиту Владимира Тора. «Лидера националистов преследуют из-за его политических взглядов, так же как и других оппозиционеров нашей страны», - сказано в заявлении и при этом отмечается, что «идеологические противоречия уходят в прошлое».
Кстати, либералы также решили попробовать себя на Манежной и осуществить «Марш на Кремль». По
сообщению «Оргкомитета стратегии 31», они «приняли ответственное и важное решение»: «провести 31 января в Москве митинг на Триумфальной площади, а затем марш на Кремль. По Тверской улице, от Триумфальной до Манежной, к памятнику Георгию Жукову».
Между тем, 15 декабря в Москве и Петербурге прошли массовые акции памяти убитого болельщика «Спартака» Егора Свиридова (в этот день наступил 40 день со дня его гибели). В обеих столицах проведении акции стало еще одним показателем того, как либералы пытаются оседлать волну национализма.
В Москве заявку на проведение акции подавали несколько националистических организаций, но власти им отказали. Зато разрешили... партии «Яблоко». Председатель партии Сергей Митрохин
пояснил, что «демократы не должны воротить нос от массового возмущения».
Некоторые националисты возмутились и стали заявлять, что «Яблоко» пытается набрать политические очки и «взять народный протест в свои грязные руки». Но при этом ДПНИ призвало своих сторонников присутствовать на акции.
Один из представителей спартаковской «Фратрии» Евгений, друг убитого Егора Свиридова, осудил спекуляции вокруг памяти Егора и
заявил, что «если бы Митрохин появился на нашей акции, он бы получил бы по лицу». Один блоггер также
понадеялся, что Митрохин «получит в свою поросячью морду».
Видимо, перспектива «получить в морду» пришлась лидеру «Яблока» не по душе и он
заявил, что от участия отказывается. Однако, как пишут СМИ, на место проведения акции он все-таки пришел для того, чтобы давать СМИ интервью, но вынужден был вскоре ретироваться из-за неодобрительной реакции националистов, которых здесь присутствовало явно больше, чем либералов, которые подавали заявку на мероприятие.
В Петербурге все прошло более мирно. Митинг памяти Егора Свиридова проводили националисты (ДПНИ) совместно с «Другой Россией» и «Демократическим выбором». Правда и здесь участие либералов послужило яблоком раздора в их лагере. «Ни в коем случае на этот митинг мы не придём. "Яблоко" - партия интернационалистов и с национализмом у нас нет ничего общего», -
заявил лидер петербургского «Яблока» Максим Резник. «Правозащитник» Борис Вишневский
написал: «Открыто проводимый митинг националистов - позор для Петербурга. Такой же, впрочем, как стремление "новых демократов" встать в один строй с националистами».
Несмотря на расколы и дрязги либералов, стремление ряда лидеров либеральной оппозиции «встать в один строй с националистами» налицо. Сможет ли это привести к официально и организационно оформленному политическому альянсу, покажет время. Пока это зависит от одного, - перевесит ли в националистической оппозиции тренд «национал-демократии» «державничество» и насколько прагматично и осознанно будет действовать власть. По крайне мере, в случае объединения обоих лагерей, она получит мощный революционный фронт, что будет лучшим свидетельством ее неэффективности, слабости и недальновидности.
Александр Жучковский, «Русская народная линия»