Информационная кампания против московского мэра Юрия Лужкова, инспирированная телеканалом НТВ, не утихает, но, встречая противодействие иных информационных источников, все более обостряется и перерастает в настоящую «войну телеканалов», напоминая по своему накалу информационные войны «лихих девяностых».
Вскоре после выхода на экраны НТВ телерепортажей «Дело в кепке» о Ю.Лужкове и «Дорогая Елена Николаевна» о супруге Лужкова Батуриной, ведущий программы «Постскриптум» на телеканале ТВЦ Алексей Пушков сравнил информационную кампанию против мэра с медиа-войнами 1990-х. «Что ж, очень жаль, что наши коллеги по телевидению приняли участие в кампании нападок на главу Москвы, кампании, которая становится все более похожей на кампании периода информационных войн девяностых годов, то есть времени, от которого мы, казалось бы, безвозвратно ушли», - сетует тележурналист.
«Призывы ведущего "Постскриптума" "не мочить" столичного мэра повисли в воздухе - информационная кампания против Лужкова постепенно набирала обороты, развиваясь параллельно с обсуждением будущего самого мэра. Тем не менее, ТВЦ, тесно связанный с Лужковым (председателем совета директоров телеканала является пресс-секретарь градоначальника Сергей Цой, а в сам совет входит заместитель Лужкова Владимир Силкин), решил продолжить линию защиты», - пишет корреспондент издания Lenta.ru.
Днем 20 сентября на лентах информационных агентств появились сообщения о том, что ведущий программы «Момент истины» на ТВЦ Андрей Караулов подготовил ответ на «Дело в кепке». В анонсе телеперадачи на ТВЦ Караулов обещал «раскрыть перед телезрителями всю правду о фильме "Дело в кепке"», показать «шокирующие признания участников заказных сюжетов», а также объяснить, «кто заказал эту серию очерняющих передач о мэре Москвы». В интервью РИА «Новости» телеведущий заявил, что его фильм под названием «Русский ад» выйдет в понедельник в 23:00. «Я подробно анализирую только одну продукцию - "Дело в кепке". Работой это я назвать не могу, потому что большего вранья я в своей жизни не встречал», - заявил Караулов.
«Реклама сработала: все, кто следил в эти дни за появлением все новых и новых сюжетов про Лужкова и Елену Батурину, с нетерпением стали ждать вечера, чтобы сравнить аргументы за Лужкова с аргументами против, в изобилии представленных на российском ТВ. Однако этим ожиданиям не суждено было сбыться - фильм Караулова в эфир так и не вышел, что стало причиной скандала на телеканале, считающемся последним оплотом Лужкова на телевидении», - пишет Lenta.ru.
За три часа до эфира редакция «Момента истины» связалась с «Интерфаксом» и сообщила, что направила ТВЦ просьбу не ставить в эфир «Русский ад», а показать вместо него запасной вариант передачи, подготовленной ранее. Объяснялось это «рядом технических проблем, связанных с анонсированной программой». Однако, судя по всему, дело было не в технических неисправностях, а в конфликте интересов на самом ТВЦ, отмечает Lenta.ru. Источник, близкий к правлению канала, сообищил изданию, что в понедельник вечером совет директоров канала собрался на экстренное заседание, чтобы обсудить дальнейшее пребывание Александра Пономарева на посту генерального директора ОАО «ТВ Центр» в связи с его решением не выпускать фильм на ТВЦ.
Однако «Русский ад» все-таки успел выйти в телеэфир на Дальнем Востоке и тем же вечером обнаружился в интернете на сайте Youtube.com. Снятие программы с эфира спровоцировало интерес пользователей интернета к передаче. Через несколько часов после выкладки количество просмотров фильма на Youtube превысило 15000, и их число продолжает расти. Как отмечает агентство Regnum, согласно рейтингам Youtube, уже ночью запрещенный фильм-разоблачение Караулова занимал 49-е место в «Топ избранного» категории «Новости и политика» по всему миру и был 69-м в общемировом рейтинге самых обсуждаемых сюжетов этой категории. В национальных российских рейтингах ролик занял 4-е место в «Топ избранного» по категории «Новости и политика» и вошел в топ-50 по лучшим оценкам, полученным от зрителей за неделю.
«Таким образом, скачать и посмотреть "Русский ад" любой желающий мог еще примерно за час до показа так и не вышедшего в эфир фильма. И что же ждало зрителя этого телесюжета, название которого как нельзя лучше сочетается с его содержанием?» - отмечает Lenta.ru. - Даже если не брать во внимание технические недостатки (накладывающийся звук и "вялую" картинку), впечатление эта работа оставила сравнимое с тем же "Делом в кепке", против которого "Русский ад" и был направлен. Тот же сделанный наспех сюжет, то же хаотичное нагромождение фактов, странные закадровые комментарии и высказывания "экспертов", приправленные торжественной музыкой».
По словам корреспондента Lenta.ru, «главная изюминка», содержавшаяся в «Русском аде», была в фамилии «заказчика» атаки на Лужкова. Речь идет о Борисе Березовском, который, по словам Караулова, манипулирует происходящим из Лондона. «Ради подкрепления этой версии Березовский даже появляется на экране собственной персоной - невиданный случай для современной российской журналистики, - замечает издание. - При просмотре кадров с Березовским очень хочется спросить: а когда это снималось? Сложно представить, что при довольно срочной подготовке передачи Караулов успел слетать в Лондон, договориться о встрече с Березовским, отснять его, вернуться в Москву и смонтировать запись. Кроме того, то, что говорит Березовский в "Русском аде", могло прозвучать в эфире и год назад, и даже раньше - набор общих фраз, не содержащих никакой конкретики. Про Лужкова, кстати, некогда влиятельный олигарх даже не упоминает».
«Вполне возможно, что Караулов преследовал благие цели и искренне хотел защитить московского градоначальника от, по его мнению, незаслуженной критики. Однако на деле некогда известный тележурналист оказал Лужкову скорее медвежью услугу… Когда на защиту политика-тяжеловеса, бодающегося за власть с высшими слоями атмосферы, бросается такая подмога - значит, дело совсем плохо. И едва ли стоит беспокоиться, что "Русский ад" так и не попал на экраны столичного телевидения. Когда разрекламированное сенсационное разоблачение на поверку оказывается банальным подмигиванием в духе "за всем стоит Березовский", впору задать вопрос: а может, и к лучшему, что оно не вышло в эфир? Ведь если от этого кто-то и проиграл, то уж точно не телезритель», - заключает обозреватель портала Lenta.ru.