А образование - это всегда две стороны - обучение и воспитание. Воспитание, конечно же, не исчезло из системы образования, но оно изменилось по отношению к тому, что было до вступления этой новой цивилизации в полную силу.
Как уже было сказано, школа воспитывает своих учеников для будущей цивилизации. В этом ей помогают современные СМИ и, в первую очередь, кинематограф. Причем эта система образования стала обязательной - никто не может от нее уклониться.
Когда, в целях модернизации, Император Петр I посылал за границу учить детей из дворянских семей, то многие родители не отдавали своих отпрысков, а если их насильно забирали, то родители за них молились как за умерших. Традиционная система народной, сословной жизни была устойчивой. В этой системе обязательно присутствовала Церковь. И когда речь шла об образовании, в первую очередь подразумевалось совершенствование качества человека.
В чем же это совершенствование? В трех началах: в духовном, нравственном и мировоззренческом. Но на сегодняшний день все это выведено из системы образования и заменено научным мировоззрением.
Я спрашиваю учителей: зачем вы пригласили детей в школы? Они отвечают: чтобы дать им знания. И тогда я задаю им простой вопрос: в каком звене образовательного процесса вы даете детям знание? И ни один учитель на это ответить не может, потому что они дают не знание, а информацию о знании.
Детям, учащимся в школе, придется жить в системе общества, в системе государства, семьи. Поэтому цель школы заключается в том, чтобы подготовить ребенка, который еще не сформировался и не обладает устойчивым сознанием, волей и нравом, к полноценной жизни. Выпускник, окончив школу, должен стать хорошим семьянином, добропорядочным гражданином и профессионалом в той сфере, которую он выбрал. Однако у современных выпускников школ отсутствуют нравственные критерии. Такой человек не готов к правильной и здоровой жизни в семье и обществе.
Мне пришлось объехать все бывшие республики Советского Союза, и я увидел, что многие республики сумели сохранить традиции своего народа. Однако патриотизм сегодня полностью выпадает из системы образования. А ведь патриотизм - это сохранение традиций и верность им. В каких же традициях мы должны жить? Отсутствие ответа на этот вопрос - огромный пробел современного образования.
Следующий момент - это профессионализм. Профессионализм состоит из трех начал - знания, умения и навыков. Школа же дает только информацию о знаниях. Поэтому многие люди, не сумев достичь профессионализма, при окончании даже «престижных» вузов идут работать не по специальности.
Христос говорил - «По плодам их узнаете их». Когда мы обращаемся к плодам современного человечества, к плодам современного образования, мы ужасаемся. Ежегодно в России 700 тысяч человек умирает от алкоголя, 300 тысяч - от никотина, 40 тысяч - от самоубийств, совершается несколько миллионов абортов в год, из 3 браков - 2,7 заканчиваются разводами, Россия занимает первое место в мире по количеству осужденных на тысячу человек…
Сколько бы нас сегодня не уверяли в пользе ЕГЭ, в избавлении при помощи единого госэкзамена от коррупции, проблема осталась. В Англии совершенно другая система образования, другие традиции. Когда-то Франция взяла у Англии ЕГЭ, попользовалась им год и тут же отменила, потому что им это не подходит.
Мне пришлось быть во многих странах и наблюдать, как там обстоит дело. В 1995 году я был приглашен в Западную Германию, где изучал типы учебных заведений. Я спрашивал детей, чем они хотят и будут заниматься, и все знают уже, что они хотят, и что будут делать.
Первое, что требуется на сегодняшний день, - внимательный, глубочайший взгляд на качество образования, на плоды его, но обязательно - с участием Православной Церкви. Церковь внесет свои коррективы, свое видение, свой вечный взгляд на качество человека и профессионализма.
Тогда Россия может обрести конкурентоспособность, сумеет овладеть огромными территориями, природными богатствами, развить таланты своего народа. Мы - талантливейший, гениальный народ, и нам нужна система образования, которая выведет нас на лидирующие позиции среди других народов мира.
Игумен Августин (Анисимов), наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря, специально для «Русской народной линии»