«Как это может быть, чтобы отцу Александру было уже 70?»

Игумен Кирилл (Сахаров) поздравляет с юбилеем протоиерея Александра Шаргунова

0
318
Время на чтение 6 минут

Известие о том, что приближается семидесятилетний юбилей известного московского пастыря, застигло врасплох. Как это может быть, чтобы о. Александру было уже 70? Разум это не вмещал, сознание отторгало. Он, конечно, не молод, но и не стар - он просто о. Александр без конкретного возраста.

Впервые я его увидел в 1970-е, будучи студентом светского ВУЗа. На всенощной в академическом храме в Сергиевом Посаде обратил на себя внимание аскетического вида священник, помазывавший елеем прихожан. Батюшка был рукоположен в сан священника в 1977 году, в конце обучения в Московской духовной семинарии. За плечами у него был Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза, а впереди Московская духовная академия. 14 лет прослужил он в церкви Всех Скорбящих Радости на Ордынке. Почетным настоятелем этого храма долгое время был архиепископ Киприан (Зернов).

В 70-80-е годы я часто бывал на архиерейских службах в Скорбященском храме. Как сейчас перед глазами: воскресный день, перед литургией владыка стремительно выходит из своей кельи, располагавшейся под колокольней, и громко на ходу вопрошает иподьяконов: «Где Александр, пришел ли Борис?» и т.д. О владыке Киприане много вспоминали на трапезе. Об этом ниже. Батюшка рассказал, что в начале его духовного пути ему попали в руки три иконы: Воскресения Христова, Всех Скорбящих Радости и святителя Николы. Эти святыни промыслительно осеняли его жизненный путь.

С 1991 года о. Александр - настоятель московского храма свт. Николы в Пыжах. Помню этот храм до его открытия - грустное он производил впечатление, особенно осенью. За почти двадцатилетний срок настоятельства о. Александра храм преобразился. В нем два прекрасных иконостаса в древнерусском стиле, большой образ Новомученников и Исповедников Российских, 2 мощевика со множеством частиц мощей святых угодников Божьих. Звон колоколов храма отличается особой торжественностью. С 1989 года о. Александр преподает Священное Писание Нового Завета в Московских духовных школах. Не так давно он издал сборники своих поучений на апостольские и евангельские чтения, как в будние дни, так в воскресные и праздничные. Батюшка является автором ряда книг и статей на актуальные церковные и церковно-общественные темы. Особое значение имеет вклад о. Александра в принятие решения о канонизации Царя Николая ll и его Августейшей семьи. Батюшка составил несколько сборников с описанием чудес Царственных Мучеников, что, несомненно, повлияло на положительное соборное решение об их прославлении.

Божественную Литургию в день своего юбилея о. Александр совершал, как всегда, благоговейно и сосредоточено. Сослужили ему три священника, являющиеся его духовными чадами, в частности, о. Владимир Переслегин из Подмосковья. О. Владимир первым поздравил батюшку по окончании Литургии. Я говорил вторым. В своем слове я отметил значимость личности и трудов о. Александра для нашей Церкви и Отечества. Его называют совестью нашей Церкви и народа. Ему абсолютно чужда всякая фальшь, лицемерие, зазнайство. Он всегда прост, скромен, покоряет своей обаятельной улыбкой. О. Александр - глашатай чистой Евангельской истины, не стесненной заданными параметрами и не искажаемой конъюнктурной обусловленностью церковно-общественных отношений. Внешне он говорит тихо, но его голос, свидетельствующий правду Божию, невзирая на лица, звучит громко.

Особый резонанс приобрела деятельность батюшки в качестве председателя Общественного Комитета за возрождение нравственности (выступление против кощунственной выставки в Сахаровском центре и многое другое). Здесь его голос, обличающий разврат и растление, звучит пророчески грозно. Часто о. Александр выступает на радиостанции «Радонеж». Регулярно отвечает на вопросы читателей журнала «Русский дом». Достаточно услышать его голос и увидеть его фотографию - и проникаешься доверием.

Много интересного было услышано на трапезе как о самом о. Александре, так и о людях, с ним соприкасавшихся. В 1943 году, когда будущему о. Александру было 3 года, на Ленинградском фронте погиб его отец. Служил он в штрафбате. Пуля пронзила его в самое сердце, у которого он хранил фотографию своего маленького сына. В день и час, когда убили отца, маленький Александр неутешно плакал: «Папу убили!». Как я уже говорил, на трапезе вспоминали владыку Киприана и других священнослужителей Скорбященского храма. Стиль служения архиепископа Киприана и особенно его проповеди отличались оригинальностью. Евангельские тексты он читал очень проникновенно, акцентируя голосом особо важные места. Недавно почивший староста нашего храма Владимир Никанорович Кузнецов, человек очень подвижный, эмоциональный и контактный, рассказывал, как однажды, будучи в Скорбященском храме, он так заслушался проповедью владыки, что забыл все на свете. Проповедник его всецело захватил своим красноречием. Всем своим существом слушатель являл восхищение. Вдруг владыка прерывает свою проповедь и грозным голосом обрушивается на раба Божия Владимира: «Как вы себя ведете?! Почему мешаете говорить, постоянно улыбаетесь?! Немедленно выйдите из храма!» Ошарашенный Владимир Никанорыч в ответ: «Владыка! Я Ваш почитатель! Я очень люблю Ваши проповеди!»

Вспомнили еще за трапезой, как в конце 1970-х в день праздника иконы Всех Скорбящих Радость (6 ноября но новому стилю) Патриарх Пимен, поздравляя прихожан с престольным праздником, поздравил и с наступающим гражданским праздником 7 ноября. Вдруг в храме раздался громкий женский голос: «Это не наш праздник!» В другой раз, в 1987 году, когда с амвона храма зачитывали послание к 70-летию «великой октябрьской», на клиросе храма громко возмущались: «превратили церковь в партийное собрание!»

О. Александр рассказал об одной провокации в отношении себя, случившейся еще в советское время. Некий самозванец, выдавая себя за священника Александра Шаргунова, произносил антисоветские речи. Сотрудники «органов», проводившие расследование, обследовали настоящего о. Александра и удостоверились, что была провокация. А выявили они это следующим образом: у провокатора были золотые коронки на зубах, чего не было у подлинного А. Шаргунова...

Еще о владыке Киприане. Он иногда рассказывал о некоем московском священнике из бывших обновленцев. Этот батюшка не пришел в храм в Пасхальную ночь на Светлую Христову заутреню. Свое отсутствие он объяснил весьма простодушно: «Меня не было в общем расписании...». Когда я это услышал, вспомнил, как как-то был в гостях у одного собрата, и утром не пришел на молебен. Причины были разные: и усталость, и нежелание идти на молебен по усеченному уставу. Утром на недоуменный вопрос отца N.: «Почему тебя не было на молебне?» также простодушно ответил: «Ну ты же меня специально не приглашал»...

Состав духовенства при архиепископе Киприане был очень разнородным по многим параметрам: по росту, по комплекции, по образовательному уровню и т. д. Вспоминаю протоиереев Алексия и Бориса и протодьякона Константина. Когда умер генсек ЦК КПСС Л.И.Брежнев, во всех храмах, по согласованию с властями, должны были поминать «новопреставленного Леонида», без слов «раба Божия». На панихиде о. Алексий на возгласе произнес: «Новопреставленного раба Божия Леонида». После этого запнулся и развел руками. После панихиды владыка, отчитывая его, сказал: «Мало того, что вы сказали: «Раба Божия», вы еще и руками развели...»

Владыка Киприан не терял чувства юмора и во время своих приступов гневливости. Достаточно было его рассмешить, как гнев угасал. Как-то на одном богослужении произошла какая-то путаница. Владыка в алтаре допрашивал всех с целью выявить виновного в недоразумении. Вот он обращается к протодиакону: «Хорошо. Но вот ты... Ты ведь хорошо службу знаешь. Он тебе ни к селу, ни к городу подает кадило... Зачем ты его взял?» Протодиакон опасливо смотрит на архиерея и говорит: «На всякий случай...» Общий смех. Владыка смеется больше всех...

О. Борис, наш первый благочинный, запомнился как человек очень благожелательный, тактичный и снисходительный. Батюшка души не чаял в своей матушке. Он был крупным по комплекции человеком, а она была небольшого роста. Так зачастую вдвоем эта чета, напоминавшая старосветских помещиков, вместе посещала приходы благочиния. У о. Бориса были большие искушения с Марфо-Мариинской обителью. В начале 1990-х, там, опираясь на общество «Память», обосновались зарубежники. Помню, как о. Борис организовал крестный ход от Скорбященского храма к этой обители, а ее ворота заблокировала группа ребят крепкого телосложения в черной униформе. Встретили они нас насмешками. Разгневанный о. Борис повернул обратно, а я решил добиться хоть какого-то результата от нашего действия. С группой своих прихожан, под плотной опекой бойцов «Памяти», подошел к стенам обители с левого фланга и отслужил молебен. Вспомнил еще, как о. Борис, реагируя на наш финансовый отчет, добродушно - многозначительно сказал: «Надо же, как бывает: в центре Москвы, неподалеку друг от друга служат два игумена (один из них - это я, а другой - о. Сергий (Объедков), настоятель церкви свт. Николы в Голутвино). У обоих вроде бы равные стартовые возможности, а доходы у второго на порядок выше». Я был озадачен такой ситуацией и срочно стал разбираться в причинах такого положения.

Трудно пересказать все выступления и поздравления в адрес о. Александра. Завершу, пожалуй, словами одного из поздравлявших - профессора Курносова, который сказал: «Главное значение деятельности о. Александра заключается в том, что он искусно увязывает вечные Евангельские истины с текущими жизненными проблемами».

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николы на Берсеневке, духовник «Союза Православных братств», специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Плач на церковном пепелище
Сгорел храм в честь свт. Николы, построенный в 80-е годы XIX века
01.05.2024
«Богатство обязывает»
К 100-летию кончины П.П.Рябушинского
26.04.2024
Терпение и спокойствие
Записки пациента НИИ урологии
25.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
07.05.2024 07:08
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Константин В.
06.05.2024 16:20
Жизнь жительствует
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
06.05.2024 15:29
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от светлый
06.05.2024 14:03