Известие о том, что приближается семидесятилетний юбилей известного московского пастыря, застигло врасплох. Как это может быть, чтобы о. Александру было уже 70? Разум это не вмещал, сознание отторгало. Он, конечно, не молод, но и не стар - он просто о. Александр без конкретного возраста.
Впервые я его увидел в 1970-е, будучи студентом светского ВУЗа. На всенощной в академическом храме в Сергиевом Посаде обратил на себя внимание аскетического вида священник, помазывавший елеем прихожан. Батюшка был рукоположен в сан священника в 1977 году, в конце обучения в Московской духовной семинарии. За плечами у него был Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза, а впереди Московская духовная академия. 14 лет прослужил он в церкви Всех Скорбящих Радости на Ордынке. Почетным настоятелем этого храма долгое время был архиепископ Киприан (Зернов).
В 70-80-е годы я часто бывал на архиерейских службах в Скорбященском храме. Как сейчас перед глазами: воскресный день, перед литургией владыка стремительно выходит из своей кельи, располагавшейся под колокольней, и громко на ходу вопрошает иподьяконов: «Где Александр, пришел ли Борис?» и т.д. О владыке Киприане много вспоминали на трапезе. Об этом ниже. Батюшка рассказал, что в начале его духовного пути ему попали в руки три иконы: Воскресения Христова, Всех Скорбящих Радости и святителя Николы. Эти святыни промыслительно осеняли его жизненный путь.
С 1991 года о. Александр - настоятель московского храма свт. Николы в Пыжах. Помню этот храм до его открытия - грустное он производил впечатление, особенно осенью. За почти двадцатилетний срок настоятельства о. Александра храм преобразился. В нем два прекрасных иконостаса в древнерусском стиле, большой образ Новомученников и Исповедников Российских, 2 мощевика со множеством частиц мощей святых угодников Божьих. Звон колоколов храма отличается особой торжественностью. С 1989 года о. Александр преподает Священное Писание Нового Завета в Московских духовных школах. Не так давно он издал сборники своих поучений на апостольские и евангельские чтения, как в будние дни, так в воскресные и праздничные. Батюшка является автором ряда книг и статей на актуальные церковные и церковно-общественные темы. Особое значение имеет вклад о. Александра в принятие решения о канонизации Царя Николая ll и его Августейшей семьи. Батюшка составил несколько сборников с описанием чудес Царственных Мучеников, что, несомненно, повлияло на положительное соборное решение об их прославлении.
Божественную Литургию в день своего юбилея о. Александр совершал, как всегда, благоговейно и сосредоточено. Сослужили ему три священника, являющиеся его духовными чадами, в частности, о. Владимир Переслегин из Подмосковья. О. Владимир первым поздравил батюшку по окончании Литургии. Я говорил вторым. В своем слове я отметил значимость личности и трудов о. Александра для нашей Церкви и Отечества. Его называют совестью нашей Церкви и народа. Ему абсолютно чужда всякая фальшь, лицемерие, зазнайство. Он всегда прост, скромен, покоряет своей обаятельной улыбкой. О. Александр - глашатай чистой Евангельской истины, не стесненной заданными параметрами и не искажаемой конъюнктурной обусловленностью церковно-общественных отношений. Внешне он говорит тихо, но его голос, свидетельствующий правду Божию, невзирая на лица, звучит громко.
Особый резонанс приобрела деятельность батюшки в качестве председателя Общественного Комитета за возрождение нравственности (выступление против кощунственной выставки в Сахаровском центре и многое другое). Здесь его голос, обличающий разврат и растление, звучит пророчески грозно. Часто о. Александр выступает на радиостанции «Радонеж». Регулярно отвечает на вопросы читателей журнала «Русский дом». Достаточно услышать его голос и увидеть его фотографию - и проникаешься доверием.
Много интересного было услышано на трапезе как о самом о. Александре, так и о людях, с ним соприкасавшихся. В 1943 году, когда будущему о. Александру было 3 года, на Ленинградском фронте погиб его отец. Служил он в штрафбате. Пуля пронзила его в самое сердце, у которого он хранил фотографию своего маленького сына. В день и час, когда убили отца, маленький Александр неутешно плакал: «Папу убили!». Как я уже говорил, на трапезе вспоминали владыку Киприана и других священнослужителей Скорбященского храма. Стиль служения архиепископа Киприана и особенно его проповеди отличались оригинальностью. Евангельские тексты он читал очень проникновенно, акцентируя голосом особо важные места. Недавно почивший староста нашего храма Владимир Никанорович Кузнецов, человек очень подвижный, эмоциональный и контактный, рассказывал, как однажды, будучи в Скорбященском храме, он так заслушался проповедью владыки, что забыл все на свете. Проповедник его всецело захватил своим красноречием. Всем своим существом слушатель являл восхищение. Вдруг владыка прерывает свою проповедь и грозным голосом обрушивается на раба Божия Владимира: «Как вы себя ведете?! Почему мешаете говорить, постоянно улыбаетесь?! Немедленно выйдите из храма!» Ошарашенный Владимир Никанорыч в ответ: «Владыка! Я Ваш почитатель! Я очень люблю Ваши проповеди!»
Вспомнили еще за трапезой, как в конце 1970-х в день праздника иконы Всех Скорбящих Радость (6 ноября но новому стилю) Патриарх Пимен, поздравляя прихожан с престольным праздником, поздравил и с наступающим гражданским праздником 7 ноября. Вдруг в храме раздался громкий женский голос: «Это не наш праздник!» В другой раз, в 1987 году, когда с амвона храма зачитывали послание к 70-летию «великой октябрьской», на клиросе храма громко возмущались: «превратили церковь в партийное собрание!»
О. Александр рассказал об одной провокации в отношении себя, случившейся еще в советское время. Некий самозванец, выдавая себя за священника Александра Шаргунова, произносил антисоветские речи. Сотрудники «органов», проводившие расследование, обследовали настоящего о. Александра и удостоверились, что была провокация. А выявили они это следующим образом: у провокатора были золотые коронки на зубах, чего не было у подлинного А. Шаргунова...
Еще о владыке Киприане. Он иногда рассказывал о некоем московском священнике из бывших обновленцев. Этот батюшка не пришел в храм в Пасхальную ночь на Светлую Христову заутреню. Свое отсутствие он объяснил весьма простодушно: «Меня не было в общем расписании...». Когда я это услышал, вспомнил, как как-то был в гостях у одного собрата, и утром не пришел на молебен. Причины были разные: и усталость, и нежелание идти на молебен по усеченному уставу. Утром на недоуменный вопрос отца N.: «Почему тебя не было на молебне?» также простодушно ответил: «Ну ты же меня специально не приглашал»...
Состав духовенства при архиепископе Киприане был очень разнородным по многим параметрам: по росту, по комплекции, по образовательному уровню и т. д. Вспоминаю протоиереев Алексия и Бориса и протодьякона Константина. Когда умер генсек ЦК КПСС Л.И.Брежнев, во всех храмах, по согласованию с властями, должны были поминать «новопреставленного Леонида», без слов «раба Божия». На панихиде о. Алексий на возгласе произнес: «Новопреставленного раба Божия Леонида». После этого запнулся и развел руками. После панихиды владыка, отчитывая его, сказал: «Мало того, что вы сказали: «Раба Божия», вы еще и руками развели...»
Владыка Киприан не терял чувства юмора и во время своих приступов гневливости. Достаточно было его рассмешить, как гнев угасал. Как-то на одном богослужении произошла какая-то путаница. Владыка в алтаре допрашивал всех с целью выявить виновного в недоразумении. Вот он обращается к протодиакону: «Хорошо. Но вот ты... Ты ведь хорошо службу знаешь. Он тебе ни к селу, ни к городу подает кадило... Зачем ты его взял?» Протодиакон опасливо смотрит на архиерея и говорит: «На всякий случай...» Общий смех. Владыка смеется больше всех...
О. Борис, наш первый благочинный, запомнился как человек очень благожелательный, тактичный и снисходительный. Батюшка души не чаял в своей матушке. Он был крупным по комплекции человеком, а она была небольшого роста. Так зачастую вдвоем эта чета, напоминавшая старосветских помещиков, вместе посещала приходы благочиния. У о. Бориса были большие искушения с Марфо-Мариинской обителью. В начале 1990-х, там, опираясь на общество «Память», обосновались зарубежники. Помню, как о. Борис организовал крестный ход от Скорбященского храма к этой обители, а ее ворота заблокировала группа ребят крепкого телосложения в черной униформе. Встретили они нас насмешками. Разгневанный о. Борис повернул обратно, а я решил добиться хоть какого-то результата от нашего действия. С группой своих прихожан, под плотной опекой бойцов «Памяти», подошел к стенам обители с левого фланга и отслужил молебен. Вспомнил еще, как о. Борис, реагируя на наш финансовый отчет, добродушно - многозначительно сказал: «Надо же, как бывает: в центре Москвы, неподалеку друг от друга служат два игумена (один из них - это я, а другой - о. Сергий (Объедков), настоятель церкви свт. Николы в Голутвино). У обоих вроде бы равные стартовые возможности, а доходы у второго на порядок выше». Я был озадачен такой ситуацией и срочно стал разбираться в причинах такого положения.
Трудно пересказать все выступления и поздравления в адрес о. Александра. Завершу, пожалуй, словами одного из поздравлявших - профессора Курносова, который сказал: «Главное значение деятельности о. Александра заключается в том, что он искусно увязывает вечные Евангельские истины с текущими жизненными проблемами».
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николы на Берсеневке, духовник «Союза Православных братств», специально для «Русской народной линии»