Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь.
Ей, гряди, Господи Иисусе!
Откровение Иоанна Богослова
Чего больше всего боится неверующий или маловерующий человек? Смерти! О чем должен постоянно размышлять верующий человек? О смерти! И прошедший год напомнил нам о ней ослепляюще ярко. Мы ощутили в этом году палящее дыхание эсхатологии. Господь напомнил нам разбушевавшейся стихией огня слова Апостола Петра: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10).
Для человека маловерного эти слова звучат как безысходный и бессмысленный приговор, и кроме ужаса ничем в его душе не отзываются. Но для верующего человека эти апостольские слова исполнены высшего духовного эсхатологического оптимизма, побуждающего человека к радикальному изменению не окружающей действительности, а своей личной жизни. Поэтому, Апостол, сказав о всепоглощающем огне, добавляет: «Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?» (2 Пет 3, 11-12).
В этом году мы еще раз убедились в тщетности и жалкости идеологии научно-технического прогресса, которая оказывается беспомощной даже при самом незначительном дуновении эсхатологического ветра. Идол прогресса разваливается на куски. Например, начался в Европе снегопад, по нашим российским меркам вполне обычный, и вся Европа остекленела от ужаса. В высокомерной Англии парализовало все авиаперелеты. Соизволит Гольфстрим чуть-чуть повернуть направление своего течения и весь Старый Свет превратится в ледяной дом. А в США вот-вот проснется самый чудовищный плоский вулкан, чтобы исполнить слова Апостола Петра. И ведь никакие нанотехнологии не помогут.
И как же нелепо и смешно будет выглядеть какой-нибудь маленький-большой человек, устремивший недовольный взгляд на погасший экран своего суперсовременного айфона. В растерянности, сменившей недовольство и раздражение, он будет водить маленьким пальчиком по мертвому слепому экранчику, но все тщетно. Маленький-большой человек в удивлении опустится в свое кресло и произнесет: «Что и все?». Но может быть он, скользнув опустошенным взглядом по стенам комнаты, увидит икону Спасителя и вдруг вспомнит о Евангелии.
- Да где же оно?!, - воскликнет маленький-большой человек. Он бросится к компьютеру и судорожно начнет нажимать на все кнопки, но черный квадрат экрана подарит ему лишь смутное отражение его испуганного лица.
- Да что же я нажимаю на кнопки, дурак?! Все же отключилось. Зачем же я перевел все книги в электронный вид?! Где же мне взять Евангелие?! Господи, помоги!, - взмолится маленький-большой человек.
Вдруг он вспомнит, что каждый вечер перед сном его супруга читает какую-то книгу и крестится. Маленький-большой человек бросится в спальню, откроет ящик тумбочки у кровати жены и, о счастье, в ящике обнаружится небольшая книга с крестом на обложке. Да, это Евангелие! Маленький-большой человек раскроет Книгу наудачу дрожащими руками и его уже радостные глаза выхватят слова: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». (Лк. 11, 9-10).
- Ах, вот оно что!, - воскликнет маленький-большой человек, - надо все просить у Бога, надо прежде всего обращаться к Нему! Оказывается все решает Он, а не интернет!
У нас любят давать названия тому или иному году. Уходящему 2010 году можно вполне присвоить название - год «антиребенка» или год «антисемьи», или год «антишколы». Да сколько еще «анти» можно приставить к очень важным для российской жизни вещам! Все ближе подбирается к нежному детскому горлу кощеева рука ювенальной юстиции, все меньше пространства и времени остается у русского детства, которому всеми способами внушают «ценности» преисподней. В одной из последних программ по СТС «Это мой ребенок» детям в присутствии их родителей предложили сатанинское испытание. В темной комнате на двух столиках поставили два подарка, один похуже, другой получше. Между подарками на стуле посадили человека, изображающего Кощея Бессмертного, т.е. по существу беса. Чтобы получить лучший подарок, ребенку необходимо было поцеловать нечистую силу. Один мальчик отказался, другие три ребенка согласились. Очевидно, что в следующий раз ребенок за вкусную конфету готов будет поцеловать педофила. Характерно, что родители детей с восхищением наблюдали за этой сценой и даже желали, чтобы их дитя получил лучший подарок предложенным способом. Вот такие новогодние пироги, братья и сестры! В таких случаях поэт Велимиир Хлебников говорил: «С новым гадом!».
Прошедший год наглядно подтвердил, что капиталистический проект в России провалился. Не приживается никак капитализм в России, отторгает его русский организм, изблевывает из себя. И ведь, что знаменательно?! Как в начале прошлого века все попытки навязать России чуждый ей капитализм кончились революцией, так и в начале нынешнего века вторая попытка внедрения капитализма в русское тело грозит нам новой революционной бурей. Россия приемлет только общественный строй, основанный на принципе социальной справедливости. Почему русские люди прощают Сталину все его жестокие меры? Потому, что он не был вором, а значит не был иудой! Нынешние российские капиталисты смеются над эпохой социализма, говоря, что она просуществовала всего семьдесят лет. Но сами-то российские капиталисты, не прожив и тридцати, уже на ладан дышат!
Но в этом году были, конечно, и личные духовные радости, которые согревают душу и сердце. В день святителя Николая Святейший Патриарх Кирилл подарил нашему храму частицу мощей Мирликийского Чудотворца. По милости Божией в летний отпуск отслужил молебен с акафистом Дорогому Батюшке Праведному Иоанну Кронштадтскому в его квартире в Кронштадте. Вспоминал об этом событии в задыхающейся от дыма Москве, и в сердце открывался спасительный простор, сияло солнце и устанавливался покой.
Уходящий год передает следующему колоссальную напряженность во всех отношениях - в духовно-нравственном, политическом, социальном, национальном. Говоря образно, время набухло и вот-вот прорвется. Сама субстанция времени изменилась. Оно превратилось из плавно-текучего в сгусток энергии чудовищной силы. Уже не подходят нам слова Шекспира о времени:
А в шорохе часов неторопливом
Украдкой время к вечности течет.
Сегодня больше вспоминается Велимир Хлебников:
Пули, летя невпопад,
В колокола били набат.
Или строки из последних стихов Сергея Попова:
Вот идут пулеметные роты,
Начинается сказка-война.
Впереди у ковров-самолетов
Ночь, как дерево, сожжена.
Время больше не желает течь украдкой, мощным потоком оно, сметая все на своем пути, устремилось в эсхатологическую трубу, за которой «мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3, 13).
Иерей Александр Шумский, специально для «Русской народной линии»