В прошедшем году самое сильное и тягостное впечатление на меня произвели события на юге Киргизии в Оше и Джалал-Абаде. Я был поражен тем, какая открылась бездна ада, сколько в людях оказалось злобы и ненависти друг ко другу. Я не ожидал, что вообще может быть такой масштаб злобы. Подобное потрясающее впечатление на меня произвели в своё время бомбардировки Югославии.
В прошлом году были и положительные события. Например, на днях у нас в Бишкеке прошла конференция «Разные религии – общие ценности – совместные действия», организованная Государственной комиссией по делам религий Киргизии и Европейским советом религиозных лидеров.
Положительным результатом конференции было то, что на ней удалось избежать создания межрелигиозного совета. Предполагалось, что в него войдут православные, мусульмане и протестанты. Присутствие протестантов в этом совете было бы неуместным, поскольку они продвигали бы свои цели, прикрываясь авторитетом религиозного большинства Киргизии.
Правда, российские читатели «Русской народной линии» могут не понять, почему нас настораживает членство в этом совете протестантов, и почему мы не испытываем подобного беспокойства в отношении мусульман. В России многие испытывают страх перед наступающей исламизацией. Но в России 80% населения называет себя православным, а мы живем в мусульманской стране, население которой на 80% состоит из мусульман.
Поэтому мы живём в несколько иных реалиях, чем православные в России. Как это ни странно, но мусульмане ближе православным, проживающим в Киргизии, чем христиане-протестанты. Ближе, разумеется, не в области вероучительной, догматической, тут нас разделяет непреодолимая пропасть, но в области практической.
Киргизы до сих пор сохранили традиционный уклад семьи: приоритет мужского начала, уважение к старшим, любовь к детям. Детей рожают много, несмотря на значительно более низкий уровень жизни, чем, скажем, в России. Это, на мой взгляд, лишний раз подчёркивает, что рождаемость мотивируется не столько экономическими причинами, сколько хранением традиций, а, значит, причинами нравственными.
Поэтому в Киргизии благополучно провалились программы по сокращению рождаемости, маскируемые под программы борьбы со СПИДом. Здесь немыслимо появление ювенальной юстиции. Любой общественный деятель, если он не политический самоубийца, вряд ли решится открыто поддерживать идеи ювенальной юстиции.
Православные смотрят на эти явления схожим образом. Протестанты же являются проводниками «западных ценностей», в первую очередь, либерализма, который разрушает всё, чего ни касается: и семьи, и государства. Кроме того, протестантов, особенно новообразованные секты, отличает агрессивный прозелитизм. Это вызывает в обществе серьёзное напряжение и недовольство христианством вообще.
Простые люди не очень-то разбираются в тонкостях различий между деноминациями и недовольство рано или поздно может привести к крайним и агрессивным проявлениям.
Года два назад толпа киргизов собралась разгромить православный храм в городе Майлуу-Суу. В этом храме тогда служил отец Сергий Хоришко, который во время недавних Ошских событий укрывал в своем храме в Джалал-Абаде семьи узбеков (за это он и отец Виктор Реймген из Оша были награждены Патриархом орденами Даниила Московского III степени). Когда толпа киргизов подошла к храму, отец Сергий вышел им навстречу и стал говорить со старейшинами. Выяснилось, что они пришли по ошибке, собираясь отомстить за родственников, попавших в секту неопятидесятников. Этот случай очень показателен.
Если дать полную свободу нашим западным «братьям во Христе», то таких случаев будет гораздо больше. Более того, возможно возникновение межрелигиозных столкновений, по сравнению с которыми межэтнические столкновения, которые имели место на юге Киргизии, покажутся детской шалостью. Такой сценарий развития событий кому-то очень желателен. Поэтому сюда и отряжают многочисленные западные «миссии», секты и секточки, не имеющие в Киргизии ни малейшей исторической и культурной укоренённости. И по этому вопросу позиции православных и мусульман Киргизии практически совпадают.
В течение почти полутора веков православные мирно уживались с мусульманами на Среднеазиатской земле. Во многом это обязано мудрой религиозной политике, которую проводила царская Россия. Мусульман не притесняли в исповедовании своей веры и насильно не «миссионерили». Это породило к Православию доверие, плодами которого мы пользуемся и в наши дни и которое несносно исконному врагу всякого мира и его земным сотрудникам.
Недавно подобную мысль высказал премьер-министр России Владимир Путин, который заявил, что Православию ближе ислам, чем католичество. Интернет-умники на форумах Путина тогда обхихикали, обвинив в богословской безграмотности. На самом деле, заявление Путина соответствует реальной жизни.
Пользуясь случаем, хочу поздравить читателей «Русской народной линии» с Новым годом по старому стилю и грядущим праздником Крещения Господня. Хочу пожелать, чтобы в новом году все трудности и скорби, которые необходимы нам для приготовления к Вечности, переживались с мудростью и терпением. Чтобы мы делали из них верные выводы и с пользой для души проходили великую школу под названием Жизнь.
Протоиерей Игорь Дронов, секретарь Бишкекского епархиального управления Русской Православной Церкви, специально для «Русской народной линии»