Директор Американского совета по Косово Джеймс Джордж Джатрас в письме, текст которого поступил в редакцию «Русской народной линии», ответил на вопросы сограждан о том, может ли отправленный на покой епископ Рашко-Призренский Артемий (Радосавлевич) спровоцировать раскол внутри Церкви. На такое мнение Джатрас ответил коротко: «Решительно нет».
Джатрас пояснил, что он беседовал с владыкой Артемием несколько часов 30 октября в его временном месте жительства - в монастыре Шишатовац. Во время встречи они обсудили ряд вопросов, относящихся к продолжающейся трагедии Косово и Метохии, к проблемам Сербской Церкви и сербского народа, а также ситуацию, связанную с давлением, которое оказывается на владыку Артемия и на монахов, оставшихся верными ему. Владыка Артемий также передал Джатрасу копию своего письма от 13 сентября 2010 года на имя Архиерейского Собора Сербской Церкви.
В письме владыка Артемий доказывает, почему канонически он все еще является епископом Рашко-Призренским и Косово-Метохийским.
Тем временем, по словам Джатраса, многие либеральные СМИ продолжают осуществлять травлю епископа Артемия. В частности, прозападная радиостанция B92 утверждает, что якобы «не так много людей поддерживают Владыку Артемия». Другое утверждение либерального издания: «Артемий имеет поддержку монахов из монастыря Црна Река, который известен использованием физической силы и применением жестких мер наказания при осуществлении реабилитации наркоманов».
По оценке директора Американского совета по Косово, неканонические и не имеющие силы попытки дискредитировать владыку Артемия продолжаются и действительно усиливаются. Эти попытки являются политически мотивированными и осуществляются как внутри, так и вне Церкви. Цель этой дискредитации - в дальнейшем еще более деморализовать Сербскую Православную Церковь как последний оплот национального духа, чтобы ликвидировать последнее наиболее серьезное препятствие для предусмотренного Западом «окончательного решения» проблемы статуса Косово и Метохии.
Ожидается, что на Соборе Сербской Православной Церкви, который открылся 17 ноября, будет обсуждаться ситуация вокруг епископа Артемия. Даже несмотря на отставку, епископ до сих пор имеет значительную поддержку со стороны своих коллег епископов.
Напомним, что ранее средства массовой информации со ссылкой на сербское либеральное издание «Блиц» распространили информацию о том, что владыка Артемий объявил о своей готовности основать «истинно Свято-Саввскую церковь». При этом газета ссылается на некое письмо, якобы направленное епископом в Синод «из заточения в монастыре Шишатовац», в котором говорится, что владыка не согласен, как с неканоническим, с временным синодальным запрещением совершать ему какие-либо священнодействия. Также в письме, согласно газете «Блиц», указывается, что владыка Артемий не принимает это решение и не может ему повиноваться.
Эксперт по Сербии, историк Павел Тихомиров, комментируя это сообщение, указывает, что заявления газеты «Блиц» о якобы имеющем место желании владыки Артемия создать «истинную Свято-Савскую церковь» - не более, чем обычная утка. «Изюминкой» утки должно было стать некое письмо владыки Артемия, однако в заявлении игумена монастыря Црна Река отца Николая сербскому сайту «Борба за веру» подчеркивается, что все цитаты из «сенсационного письма» на самом деле взяты из открытого письма, объявленного еще... 10 октября. А местоимение «Мы» было ложно истолковано журналистом «Блица» исключительно в силу некомпетентности репортера в вопросах протокола. Местоимение же «Мы» используется всяким архиереем в официальных документах, отмечает П.Тихомиров.
Любопытно, что именно в эти дни интернет-издание домового храма св. мц. Татианы при МГУ им. М.В.Ломоносова «Татьянин День» опубликовало перевод интервью сербской газете «Политика» епископа Захолмско-Герцеговинского Григория. Отметим, что владыка Григорий ранее назывался кандидатом в Сербские Патриархи от прозападного сербского президента Бориса Тадича, который весьма благоволит к молодому владыке. Владыка Григорий сообщил, что это именно он еще два года назад (т.е. когда никакого дела епископа Артемия не было и в помине) начал говорить о том, что владыка Артемий может создать раскол в Сербской Церкви. Епископ Григорий также обвинил своего собрата в своеволии и даже в том, что он "больше не понимает, что делает, и не осознает последствия своих действий и заявлений, как и ответственности перед Богом и перед Церковью". А люди, почитающие владыку Артемия, "сейчас стали идолопоклонниками". И этот текст "Татьянин день" доносит до своего читателя.
Вообще же анализ русской блогосферы показывает, что наши церковные либералы просто спят и видят, чтобы епископ Артемий ушел в раскол.