«Мне хотелось бы после определения формы высказаться по существу тех претензий, которые отец Андрей предъявляет владыке Антонию. Я внимательно прочел текст проповеди владыки и пришел к выводу, что большинство претензий уважаемого отца протодиакона являются надуманными и натянутыми. В частности, он обвиняет его в ереси и модернизме, когда владыка Антоний говорит, что человек оглашается всю свою жизнь. «По существу, вся наша жизнь на земле и по Святом Крещении являет собой оглашение о вере через храм Божий, доступный в любом возрасте и в любой ситуации», - писал в этой связи архиепископ. Но сразу стоит отметить, что слово «катехизис» (оглашение) употреблялось в древней Церкви не только к лицам, подлежащим крещению. Оно означало обучение вообще. И не случайно преподобный Феодор Студит перед своими монахами, людьми и крещеными, и воцерковленными, произносил огласительные или катехитические слова. Это одна из основных претензий отца Андрея к архиерею», - заявил в интервью «Русской народной линии» доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик, комментируя реплики протодиакона Андрея Кураева в адрес архиепископа Красноярского и Енисейского Антония.
Отец Владимир напомнил, что «далее отец Андрей обрушивается на владыку за слова о некоей генетической памяти современного русского человека, связанной с Православием». «Может быть, выражение «генетическая память» и не совсем точное, но следует вспомнить, что еще Тертуллиан говорил, что душа человеку передается от родителей, от его отца и матери, и в дальнейшем это воззрение разделялось многими уважаемыми богословами, в том числе православного латинского Запада. Например, Киприаном Карфагенским, Амвросием Медиоланским и другими. Понятно, что как грехи, так и добродетели родителей влияют на душевные качества их потомков, хотя понятно, не детерминируют их нравственный выбор», - продолжил диакон.
«Помимо этой связи с нашими благочестивыми предками, следует отметить и другую, а именно то, что благочестивые предки молятся за нас грешных. Вспоминаю кончину одного моего друга, ученого, который был внуком одного из новомучеников российских. Под старость он пришел к Церкви, покаялся, и исповедовавший его священник говорил ему, что за него крепко молился его дед, новомученик российский. По этическим соображениям я не называю его имени. Эти духовные связи есть, и владыка Антоний совершенно прав, говоря, что современных россиян нельзя сравнивать с китайцами или с папуасами. Мы все-таки опираемся на тысячелетнюю православную историю, хотя, к сожалению, очень часто она бывает невостребованной», - добавил отец Владимир.
«Отец Андрей негодует по поводу того, что далеко не все наши современники дружными рядами идут на катехизацию, и что у нас не повторяется ситуация III-IV века. Но она является неповторимой, как минимум, по двум причинам: во-первых, русская культура - это культура не диспута, а, скорее, молчания, скорее созерцания, чем диалога. Это и хорошо, и плохо, но другой нам не дано. Во-вторых, стоит вспомнить и то, что русский народ в 988 году приступил к процессу научения, в массе своей, уже после Крещения. В начале нам даровано было Крещение и лишь потом научение или катехизация. Хорошо это или плохо, нам не ведомо, но другого исторического пути нам Господь не дал», - заметил диакон.
«Надо отметить еще следующую черту. Совершенно напрасно отец Андрей выставляет его преосвященство владыку Антония миссиофобом и противником катехизации. Владыка в своей проповеди как раз достаточно трезво высказался относительно желательности научения, но при этом высказал понимание того, что не во всех случаях она возможна и реальна», - продолжил он.
«Что касается разногласий владыки Антония и отца Геннадия Фаста, то тут мы многого не знаем, пока мы имеем возможность выслушать лишь одну сторону. Мы видим лишь негодующие восклицания отца Андрея Кураева и его коллег, которые временами лежат вне правового поля. Необходимо услышать мнение и самого владыки, и отца Геннадия Фаста. Судя по некоторым сообщениям, отец Геннадий - ревностный ученик отца Георгия Кочеткова, он хороший человек, который, однако, в ревности не по разуму стал заворачивать приходящих к нему людей от крещения и от венчания, не слишком считаясь с реальными условиями епархии. Владыка на это среагировал. Конечно, этот конфликт болезненный, и желательно бы, чтобы он разрешился к обоюдному удовольствию, но подчеркнем, что он должен решаться в сугубо канонических рамках, с соблюдением церковной этики и этикета. Безусловно, то линчевание в электронных СМИ, которое развернулось против епископа на некоторых форумах, в том числе на форуме отца Андрея Кураева, к подобному мирному христианскому разрешению проблемы не приводит», - подчеркнул отец Владимир.
«Что касается катехизаторской стратегии отца Георгия Кочеткова, то ясно, что во время оно на этого священника были наложены церковные прещения, прежде всего, за его экклесиологию и не братолюбивое отношение к другим клирикам. Следует отметить и то, что его стратегия катехизации во многом погрешительна и не реалистична. С экклесиологической точки зрения неприемлемо его разделение на «полных» и «неполных» членов Церкви. Это разделение определяется лишь интеллектуальной подготовкой оглашенных, ставших верными, уровнем их знаний. В этом смысле совершенно прав владыка Антоний, говоря, что не интеллектуальным уровнем определяется вера и степень воцерковленности. Наш Бог, действительно Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог ученых и философов», - продолжил диакон.
«К сожалению, катехизация отца Георгия Кочеткова чревата двумя опасностями. Во-первых - возведением чрезмерных барьеров на пути людей, идущих в Церковь, следовательно, маргинализацией нашей Церкви, уменьшением числа ее членов и загоном православных в интеллектуальное гетто. Во-вторых, существует иная опасность, а именно создание государства внутри государства, церкви внутри Церкви. Лица, прошедшие курс катехизации, будут надмеваться и гордиться перед теми, кто такого курса не прошел. К сожалению, это происходило не раз и не два за прошедшие годы, мне приходилось наблюдать подобное, когда такие «обученные» прихожане не общались с иными и даже с клириками не здоровались. Они ощущали именно себя «солью земли», при этом исповедуя вольнодумные взгляды типа следующего. К одному такому, с позволения сказать, оглашенному как-то раз подходит его знакомая и говорит: «Давайте поедем к отцу Иоанну Кронштадтскому». На что она получила такой ответ: «А нам посредники не нужны». Для того, чтобы избежать подобных опасностей, необходим реализм в деле оглашения, живая связь с приходом, прочими прихожанами и священноначалием. И понимание того, что оглашение - дело важное и нужное, но не являющееся исключительным для нашего спасения. Это лишь одно из условий. Тот, кто это прошел, не имеет амнистии на все времена и еще совсем не является спасенным. А между тем, подобная протестантская гордыня и убежденность в своей спасенности и избранности среди лиц, прошедших катехизацию, весьма распространена», - заметил отец Владимир.
«В проповеди владыки Антония содержится глубокая жизненная правда. В столкновении владыки и протоиерея мы видим конфликт катехизатора и священноначалия. И это не может не тревожить. В данном случае не потому, что священноначалие такое косное, а потому, что оно реалистичное», - добавил диакон.
«В годы моей юности мне приходилось заниматься оглашением вместе с Львом Николаевичем Большаковым, ныне отцом Львом Большаковым. Когда он был мирянином, он был горячим сторонником того, что ко крещению человека надо подготовить по полной программе - три месяца или полгода, а лучше год. И вот он становится священником в далеком городе Кондопоге. Мы с мамой приезжаем к нему помочь в службе, и видим: приходит человек, батюшка 10-15 минут говорит с ним и велит нам готовить купель для крещения. Мама ахнула, говорит: «Ты же всегда был сторонником полного оглашения!», на что отец Лев ответил: «Молчи, мать, ты ничего не понимаешь. Вот две недели назад ко мне приходил человек, отпущенный на побывку из зоны, просил разрешения креститься, а я ему дал Евангелие, сказал подготовиться, помолиться, а в следующую побывку, через месяц прийти. А позавчера его убили. Как я отвечать за это буду?»», - привел пример отец Владимир.
«Конечно, это ситуация крайняя, но существует множество ситуаций пограничных. В таких случаях только интуиция священника, его видение ситуации, а не какая-то заранее готовая схема может подсказать правильный выход. Безусловно, просвещение нужно, нужна как минимум, огласительная беседа перед таинством, для выяснения того, насколько крещаемый или его крестный понимают смысл и необходимость таинства крещения. Безусловно, если есть условия и желание для планомерной подготовки ко крещению, это должно выполняться. Но здесь не должно быть схематизма и фанатизма, должен господствовать трезвый реализм. В кампании, поднятой отцом Андреем и его коллегами, подлинной церковности не чувствуется. Есть огульные обвинения, камлания в адрес плохого епископа и якобы «раскольнической» «Русской народной линии», при том, что не совсем здравые духовно адепты отца Андрея не желают слышать никаких реальных церковных выводов. Временами хочется спросить: что это, глупость или измена? Фанатизм или продажность? Думаю, что рано или поздно жизнь даст ответы на эти вопросы», - уверен диакон.
«Мне хотелось бы обратиться к любимому и уважаемому мною отцу Андрею. Дорогой отец, я помню старинную с тобой дружбу; если я и выступаю с критическими статьями в твой адрес, то лишь стремясь нейтрализовать ряд твоих ошибок и промахов. Тебе от Бога вручено большое влияние на умы, и весьма огорчительно, когда этим влиянием ты пользуешься неправильно или злоупотребляешь. Мы живем в очень ответственное время, от наших слов и действий зависит многое, в том числе, единство и мир в Церкви. Будем же это хранить. Не надо это разрушать даже для самых распрекрасных целей и лозунгов. Потому что грядущие миссийные успехи - это лишь возможное будущее, а нынешняя жизнь Церкви, отстроенная Святейшим Патриархом Алексием и его соратниками, в том числе и нынешним Патриархом, а также многим множеством клириков и мирян, - это реальность. И эту настоящую реальность нельзя разрушать во имя светлого будущего. Ее нужно улучшать и развивать, но разрушать с революционным пылом нельзя, это будет грех перед Церковью и Россией. Не дай Бог, если за наше церковное нестроение и презрение к нашей русской православной идентичности мы будем вынуждены платить очень большой кровью. Давайте вместе задумаемся над этим, забудем наши раздоры, перейдем к мирному конструктивному диалогу и подлинному духовному строительству», - заключил диакон Владимир Василик.
1. Кому платите