Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Диакон Владимир Василик: «Оглашение - дело важное и нужное, но не являющееся исключительным для нашего спасения»

Диакон  Владимир  Василик, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни
Какой должна быть миссия / 23.07.2010


Православный ученый об оскорбительных репликах протодиакона Андрея Кураева в адрес архиепископа Красноярского Антония …

«Мне хотелось бы после определения формы высказаться по существу тех претензий, которые отец Андрей предъявляет владыке Антонию. Я внимательно прочел текст проповеди владыки и пришел к выводу, что большинство претензий уважаемого отца протодиакона являются надуманными и натянутыми. В частности, он обвиняет его в ереси и модернизме, когда владыка Антоний говорит, что человек оглашается всю свою жизнь. «По существу, вся наша жизнь на земле и по Святом Крещении являет собой оглашение о вере через храм Божий, доступный в любом возрасте и в любой ситуации», - писал в этой связи архиепископ. Но сразу стоит отметить, что слово «катехизис» (оглашение) употреблялось в древней Церкви не только к лицам, подлежащим крещению. Оно означало обучение вообще. И не случайно преподобный Феодор Студит перед своими монахами, людьми и крещеными, и воцерковленными, произносил огласительные или катехитические слова. Это одна из основных претензий отца Андрея к архиерею», - заявил в интервью «Русской народной линии» доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик, комментируя реплики протодиакона Андрея Кураева в адрес архиепископа Красноярского и Енисейского Антония.

Отец Владимир напомнил, что «далее отец Андрей обрушивается на владыку за слова о некоей генетической памяти современного русского человека, связанной с Православием». «Может быть, выражение «генетическая память» и не совсем точное, но следует вспомнить, что еще Тертуллиан говорил, что душа человеку передается от родителей, от его отца и матери, и в дальнейшем это воззрение разделялось многими уважаемыми богословами, в том числе православного латинского Запада. Например, Киприаном Карфагенским, Амвросием Медиоланским и другими. Понятно, что как грехи, так и добродетели родителей влияют на душевные качества их потомков, хотя понятно, не детерминируют их нравственный выбор», - продолжил диакон.

«Помимо этой связи с нашими благочестивыми предками, следует отметить и другую, а именно то, что благочестивые предки молятся за нас грешных. Вспоминаю кончину одного моего друга, ученого, который был внуком одного из новомучеников российских. Под старость он пришел к Церкви, покаялся, и исповедовавший его священник говорил ему, что за него крепко молился его дед, новомученик российский. По этическим соображениям я не называю его имени. Эти духовные связи есть, и владыка Антоний совершенно прав, говоря, что современных россиян нельзя сравнивать с китайцами или с папуасами. Мы все-таки опираемся на тысячелетнюю православную историю, хотя, к сожалению, очень часто она бывает невостребованной», - добавил отец Владимир.

«Отец Андрей негодует по поводу того, что далеко не все наши современники дружными рядами идут на катехизацию, и что у нас не повторяется ситуация III-IV века. Но она является неповторимой, как минимум, по двум причинам: во-первых, русская культура - это культура не диспута, а, скорее, молчания, скорее созерцания, чем диалога. Это и хорошо, и плохо, но другой нам не дано. Во-вторых, стоит вспомнить и то, что русский народ в 988 году приступил к процессу научения, в массе своей, уже после Крещения. В начале нам даровано было Крещение и лишь потом научение или катехизация. Хорошо это или плохо, нам не ведомо, но другого исторического пути нам Господь не дал», - заметил диакон.

«Надо отметить еще следующую черту. Совершенно напрасно отец Андрей выставляет его преосвященство владыку Антония миссиофобом и противником катехизации. Владыка в своей проповеди как раз достаточно трезво высказался относительно желательности научения, но при этом высказал понимание того, что не во всех случаях она возможна и реальна», - продолжил он.

«Что касается разногласий владыки Антония и отца Геннадия Фаста, то тут мы многого не знаем, пока мы имеем возможность выслушать лишь одну сторону. Мы видим лишь негодующие восклицания отца Андрея Кураева и его коллег, которые временами лежат вне правового поля. Необходимо услышать мнение и самого владыки, и отца Геннадия Фаста. Судя по некоторым сообщениям, отец Геннадий - ревностный ученик отца Георгия Кочеткова, он хороший человек, который, однако, в ревности не по разуму стал заворачивать приходящих к нему людей от крещения и от венчания, не слишком считаясь с реальными условиями епархии. Владыка на это среагировал. Конечно, этот конфликт болезненный, и желательно бы, чтобы он разрешился к обоюдному удовольствию, но подчеркнем, что он должен решаться в сугубо канонических рамках, с соблюдением церковной этики и этикета. Безусловно, то линчевание в электронных СМИ, которое развернулось против епископа на некоторых форумах, в том числе на форуме отца Андрея Кураева, к подобному мирному христианскому разрешению проблемы не приводит», - подчеркнул отец Владимир.

«Что касается катехизаторской стратегии отца Георгия Кочеткова, то ясно, что во время оно на этого священника были наложены церковные прещения, прежде всего, за его экклесиологию и не братолюбивое отношение к другим клирикам. Следует отметить и то, что его стратегия катехизации во многом погрешительна и не реалистична. С экклесиологической точки зрения неприемлемо его разделение на «полных» и «неполных» членов Церкви. Это разделение определяется лишь интеллектуальной подготовкой оглашенных, ставших верными, уровнем их знаний. В этом смысле совершенно прав владыка Антоний, говоря, что не интеллектуальным уровнем определяется вера и степень воцерковленности. Наш Бог, действительно Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог ученых и философов», - продолжил диакон.

«К сожалению, катехизация отца Георгия Кочеткова чревата двумя опасностями. Во-первых - возведением чрезмерных барьеров на пути людей, идущих в Церковь, следовательно, маргинализацией нашей Церкви, уменьшением числа ее членов и загоном православных в интеллектуальное гетто. Во-вторых, существует иная опасность, а именно создание государства внутри государства, церкви внутри Церкви. Лица, прошедшие курс катехизации, будут надмеваться и гордиться перед теми, кто такого курса не прошел. К сожалению, это происходило не раз и не два за прошедшие годы, мне приходилось наблюдать подобное, когда такие «обученные» прихожане не общались с иными и даже с клириками не здоровались. Они ощущали именно себя «солью земли», при этом исповедуя вольнодумные взгляды типа следующего. К одному такому, с позволения сказать, оглашенному как-то раз подходит его знакомая и говорит: «Давайте поедем к отцу Иоанну Кронштадтскому». На что она получила такой ответ: «А нам посредники не нужны». Для того, чтобы избежать подобных опасностей, необходим реализм в деле оглашения, живая связь с приходом, прочими прихожанами и священноначалием. И понимание того, что оглашение - дело важное и нужное, но не являющееся исключительным для нашего спасения. Это лишь одно из условий. Тот, кто это прошел, не имеет амнистии на все времена и еще совсем не является спасенным. А между тем, подобная протестантская гордыня и убежденность в своей спасенности и избранности среди лиц, прошедших катехизацию, весьма распространена», - заметил отец Владимир.

«В проповеди владыки Антония содержится глубокая жизненная правда. В столкновении владыки и протоиерея мы видим конфликт катехизатора и священноначалия. И это не может не тревожить. В данном случае не потому, что священноначалие такое косное, а потому, что оно реалистичное», - добавил диакон.

«В годы моей юности мне приходилось заниматься оглашением вместе с Львом Николаевичем Большаковым, ныне отцом Львом Большаковым. Когда он был мирянином, он был горячим сторонником того, что ко крещению человека надо подготовить по полной программе - три месяца или полгода, а лучше год. И вот он становится священником в далеком городе Кондопоге. Мы с мамой приезжаем к нему помочь в службе, и видим: приходит человек, батюшка 10-15 минут говорит с ним и велит нам готовить купель для крещения. Мама ахнула, говорит: «Ты же всегда был сторонником полного оглашения!», на что отец Лев ответил: «Молчи, мать, ты ничего не понимаешь. Вот две недели назад ко мне приходил человек, отпущенный на побывку из зоны, просил разрешения креститься, а я ему дал Евангелие, сказал подготовиться, помолиться, а в следующую побывку, через месяц прийти. А позавчера его убили. Как я отвечать за это буду?»», - привел пример отец Владимир.

«Конечно, это ситуация крайняя, но существует множество ситуаций пограничных. В таких случаях только интуиция священника, его видение ситуации, а не какая-то заранее готовая схема может подсказать правильный выход. Безусловно, просвещение нужно, нужна как минимум, огласительная беседа перед таинством, для выяснения того, насколько крещаемый или его крестный понимают смысл и необходимость таинства крещения. Безусловно, если есть условия и желание для планомерной подготовки ко крещению, это должно выполняться. Но здесь не должно быть схематизма и фанатизма, должен господствовать трезвый реализм. В кампании, поднятой отцом Андреем и его коллегами, подлинной церковности не чувствуется. Есть огульные обвинения, камлания в адрес плохого епископа и якобы «раскольнической» «Русской народной линии», при том, что не совсем здравые духовно адепты отца Андрея не желают слышать никаких реальных церковных выводов. Временами хочется спросить: что это, глупость или измена? Фанатизм или продажность? Думаю, что рано или поздно жизнь даст ответы на эти вопросы», - уверен диакон.

«Мне хотелось бы обратиться к любимому и уважаемому мною отцу Андрею. Дорогой отец, я помню старинную с тобой дружбу; если я и выступаю с критическими статьями в твой адрес, то лишь стремясь нейтрализовать ряд твоих ошибок и промахов. Тебе от Бога вручено большое влияние на умы, и весьма огорчительно, когда этим влиянием ты пользуешься неправильно или злоупотребляешь. Мы живем в очень ответственное время, от наших слов и действий зависит многое, в том числе, единство и мир в Церкви. Будем же это хранить. Не надо это разрушать даже для самых распрекрасных целей и лозунгов. Потому что грядущие миссийные успехи - это лишь возможное будущее, а нынешняя жизнь Церкви, отстроенная Святейшим Патриархом Алексием и его соратниками, в том числе и нынешним Патриархом, а также многим множеством клириков и мирян, - это реальность. И эту настоящую реальность нельзя разрушать во имя светлого будущего. Ее нужно улучшать и развивать, но разрушать с революционным пылом нельзя, это будет грех перед Церковью и Россией. Не дай Бог, если за наше церковное нестроение и презрение к нашей русской православной идентичности мы будем вынуждены платить очень большой кровью. Давайте вместе задумаемся над этим, забудем наши раздоры, перейдем к мирному конструктивному диалогу и подлинному духовному строительству», - заключил диакон Владимир Василик.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 23

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

23. протоиерей Николай Вобликов : позвольте не согласиться
2010-10-11 в 18:26

Дорогой анонним, я священником служу уже 20 лет и за все годы служения покрестил множество людей взрослых и младенцев и могу вас уверить, что большинство приходило именно зная зачем они пришли. А на вопрос почему их мы не видим больше в церкви, то могу ответить, что мир навязывает свою жизнь, но среди этой мирской жизни есть отдущина вера и церковь. А на вопрос почему так мал процент выбора ОПК в школе, то одной из причин могу назвать, что учебник писался диаконом Андреем Кураевым к личности которого неоднозначное отношение. Может быть если бы автором учебника был кто-то другой, то и процент выбора был бы выше.
22. Ева : oniks(19)
2010-08-26 в 01:23

""К чему крайности?
враг внушает ныне фобию в церкви - "оглашение- это же кочетков с кураевым, ужас!".""

При чем здесь фобия? Кажется, о.Владимир предельно четко и ясно аргументировал свои опасения по поводу катехизаторской стратегии о.Кочеткова.Нельзя же закрывать на это глаза.Хотя Вы и назвали их "алкоголиками".Но эти "алкоголики" имеют большой вес,и их яд лжеучений с удовольствием впитывают наши прихожане.А уважаемый отец Владимир справедливо и добросовестно выполняет свой христианский долг и изобличает ошибки и погрешности...И никакой фобии,как впрочем, думаю и ничего личного.
Очень хорошая статья.
21. Аноним : Re: Диакон Владимир Василик: «Оглашение - дело важное и нужное, но не являющееся исключительным для нашего спасения»
2010-08-25 в 22:56

Одному Богу известно когда зерно прорастёт и принесёт плод.
Никто не может заранее предвидеть КАК отразится на человеке крещение и когда проявятся его благодатные плоды.

Всё это пустые разговоры. Отказав в крещении кому-то, ну никак не увеличим количество спасающихся. Это не в человеческом ведении.
20. Аноним : Re: Диакон Владимир Василик: «Оглашение - дело важное и нужное, но не являющееся исключительным для нашего спасения»
2010-08-25 в 12:09

ВИз слов архиеп. Антония:"Само желание родителей младенца или взрослых, с их согласия, крестить дитя, разве не есть уже проявление их веры? И кто смеет из людей, «из них же ни един не свободен от греха», глубину веры крещаемых или восприемников измерить до конца, кроме Бога? Никто."
А при чем тут "глубина веры"? Сам приход креститься очень часто выявляет, при собеседовании, что не ради Христа люди пришли. И таковых - БОЛЬШИНСТВО. И если епископу это не известно, то какова глубина знания им своей паствы и своего народа у него? -никакой.
Речь ведь в оглашении идёт в первую очередь, что бы человек осознавал ЧТО он делает с собою крещением, и каковы последствия сего действия.
Кто приносит Господу несозревший плод на освящение ( а иное бывает, что не плод, а - гниль)? Мало мы покрестили в стране неверующих. Сколько архиеп. не дознавался о глубине веры у тех, кто крестившись от него остался в Церкви?
Свщенникам дана №власть вязать и решить". Вот пусть исследуют, вяжут, разрешают. Если не могут, то зачем они тогда? почти вся страна крещеная, а и десятины из тех нет, кто бы спасался ( доказательством тому голосование по ОПК в регионах, аборты, убийства, разлад стреди нас).
19. oniks : не правы оба
2010-08-25 в 11:51

Прочитав слово о. Владимира, создалось ощущение, что в нашей Церкви понятие ОГЛАШЕНИЕ связано с двумя нынешними мисСИОНерами: о. Кочетковым и протод. А. Кураевым. Если есть алкоголики, то это не значит, что нельзя пить вино.
К чему крайности?
враг внушает ныне фобию в церкви - "оглашение- это же кочетков с кураевым, ужас!".
А без оных миссиомаргиналов наши священники не могут совершать оглашение с целью насадить в человеке не страх за неудачи с каим он к ним пришёл, а хотя бы, для начала- доеряться Богу, например. Тут двумя 15-минутными беседами не обойдёшьсся. Надо доверять священникам и не связывать их душепопечительством регламентами оглашений, спущенными из синодалоььных под-отделов.
ПОЛАГАЮ НАИНУЖНЕЙШИМ ПРОВОДИТЬ БЛАГОЧИННИЧЕСКИЕ, ЕПАРХИАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ, ВСЕЦЕРКОВНЫЕ БРАТСКИЕ ПАСТЫРСКИЕ СЪЕЗДЫ.
Пока у нас в Церкви административность во ВСЕХ вопросах стоит выше доверия Богу и ближнему никакие архиепископы и дьяконы не объединяться для воцерковления человека
18. Аноним : Re: Диакон Владимир Василик: «Оглашение - дело важное и нужное, но не являющееся исключительным для нашего спасения»
2010-08-24 в 23:41

все, кто осуждает тут церковь и русскую линию - неправославные и нерусские. Явно почерк провокаторов.)

А про отца Андрея Кураева давно пора верующим помолиться сообща, молитвой по соглашению. О том, чтобы Господь умерил рвение и пыл вредителя и разрушителя дела спасения душ Христовой Церковью. Кураев в последнее время только вредит, явно нарушая все нормы субординации и даже просто приличия...про смирение и любовь к ближним и говорить не приходится. Имхо.
17. Диакон Владимир Василик : Re: Диакон Владимир Василик: «Оглашение - дело важное и нужное, но не являющееся исключительным для нашего спасения»
2010-07-26 в 21:10

Военруку и Пименову.
Об убийстве Юрия Волкова глубоко скорблю и понимаю, почему это произошло. Вы несправедливы ко мне: в целом ряде своих публикаций, например "О религиозной агрессивности ислама", "О взрыве в Московском метро", "О клеветниках России" я поднимал чеченскую тему. Почему-то всех этих публикаций вы не заметили. Мне доводилось о многом предупреждать, к сожалению, эти предупреждения остались гласом вопиющего в пустыне. Причина подобных убийств и подобного наглого поведения чеченцев понятна - безграничная коррупция государственного аппарата - сверху донизу, имитация "наведения порядка" в Чечне, в результате которой там осталось 1000 русских из прежнего полмиллиона и отстройка плохо управляемого эмирата, живущего за наш счет. А в Москве... Мощная солидарность чеченской диаспоры и мафии, разобщенность русских и продажность прокуратуры и милиции. Все это произрастает на почве маловерия и неверия, воинствующего материализма и поклонения золотому тельцу. Мыслимо ли было такое в царской России? Конечно, нет. Народ был другой - дружный, крепкий, высокостойный, с чувством чести и верующий. А сейчас...
Чеченцы нас обыгрывают на нашем прежнем поле: они себя чувствуют верующими людьми, единой уммой - религиозной общиной, а мы - нет.
Поэтому рецепт один. Веру надо будить и учить людей подлинной церковной жизни, остраивать единство русского народа на религиозной почве. Поэтому мои споры с о. Андреем Кураевым касаются самого главного: как спасаться, как поститься, как относиться к священноначалию, как готовить к крещению?
Это и вопрос о единстве Церкви - станового хребта российской государственности и русской жизни.
В чем-то это и спор о государственной безопасности: нельзя слишком искушать сибирских и дальневосточных архиереев, слишком они территориально близки к Китаю, Японии и Америке. Это еще одна причина, почему я вступил в данный спор.

Военруку. Я хотел бы с Вами познакомиться поближе. Свяжитесь с Анатолием Дмитриевичем Степановым через редакционный e-mail. Он передаст Вам мой электронный адрес.
16. Пименов : Взаимное отчуждение
2010-07-26 в 08:30

Если бы отец диакон как-то отозвался на убийство Юры Волкова, это вызвало бы к нему больше уважения.
К сожалению, спорящие диаконы напоминают токующих глухарей.
Современная Церковь, за редким исключением, совершенно безразлична к трагедиям общества.
Общество отвечает ей тем же. Люди стремятся к Богу, но наталкиваются на презрительное равнодушие церковнослужителей.
Русская Церковь стала "вещью в себе", отвернувшись от болей и бед своего народа.
15. Военрук : 14. Степанов Анатолий
2010-07-25 в 21:50

Простите, Анатолий Дмитриевич! Я был не деликатен.
14. Анатолий Степанов : Кому платите
2010-07-25 в 20:54

Сколько платите, дорогой военрук? Поскольку точно знаю, что нам ничего не платите, то предполагаю, что отцу Андрею. А за что?
13. Олегк : Писарю.
2010-07-24 в 19:08

Патриарх произнес на Украине целую речь по поводу пользы чувства юмора. У вас оно есть.
12. Писарь : Военруку
2010-07-24 в 16:49

Ув.Военрук.

Вы глубоко заблуждаетесь,дискуссия имеет Прямое и Непосредственное отношение к Реальности.
Последняя Опора,она же и Единственная,оставшаяся у Русского Народа, это Православная Церковь.

Вера и Язык, вот что еще объединяет нас,разогнанных в разные углы,от Камчатки до Карпат.
Деятельность о.Андрея Кураева Ослабляет Церковь,Разрушает Нашу Последнюю Опору.
Вольно или невольно.

Что же остается?
Либо "разорить разорителей",либо они "разорят Церковь"(о.Иоанн Крестьянкин).
Допустить последнее, нельзя,ни при каких обстоятельствах.
Это Верная Гибель.
11. Писарь : Диакону Владимиру Василику. К вопросу духовного строительства.
2010-07-24 в 16:05

В прошлый визит Святейшего,"национальносвидомые" СМИ,пытались было развернуть дискуссию...
"Почем" часы на руке у Св.Патриарха Русской Православной Церкви.
"Тридцать тысяч" или не "тридцать"(а почему не "миллион").

Туда же и О.Андрей Кураев.
"Архирей украл миллион"(что же так мало-то,а почему не два?).
Что впечатляет?
Цифра.
До классиков,однако, не дотягивает.

Из "архива".(А.П.Чехов.Н.В.Гоголь)
"А попадья гуляет с полицмейстером".
"А кузнец-то повесился".
"Нет утопился".
"Нет повесился".
"А говорю,утопился!"

Ув.Диакон Владимир Василик.
Вы призываете О.Андрея Кураева к "подлинному духовному строительству".
Очень сомнительно,что О.Андрея Кураева, заинтересует Ваше предложение.
10. Иван Прокофьев : Re: Диакон Владимир Василик: «Оглашение - дело важное и нужное, но не являющееся исключительным для нашего спасения»
2010-07-24 в 13:07

Беда в том, что не много людей у нас способны начать здравую критику в сторону епископата


Да какая же здравая критика? Классический черный пиар, преследующий вполне конкретные цели. Сколько отец Андрей вопиял, что Тобольская епархия - это позор Русской Церкви, которая может и саму Церковь погубить. И что? Выборы прошли, и более ни слова про тобольского архиерея.
Надо, правда, отдать должное отцу Андрею. Когда его прямо спросили во время "разоблачения тобольских кощунств", если вам сейчас предоставят еще более "жареные факты" но про другого архиерея, будете ли вы их публиковать, он честно ответил: "Нет".
9. Аноним : ...
2010-07-24 в 11:25

Максим, дорогой, вы никак уверены что в суде если он случится растерзают обязательно отца Андрея ? А почему так ? Он же сам произнося обвинения выразил готовность остаивать истину в церковном суде и сослался на имеющихся у него свидетелей. Теперь, простите, "мяч" у Владыки Антония. И от того как он прореагирует может создаться раскольная ситуация. И весь вред будет не от того что кто-то обличил архиерея а от того КАК обличили архиерея - публично, в СМИ, в нарушение апостольского правила... Понимаете ? Значение имеет не только что ты делаешь но и как ты это делаешь. Даже пословица есть такая "нужно давать так чтобы можно это было взять". Как дает о.Андрей
8. Олегк : ...
2010-07-24 в 11:16

Причем тут это Максим ? Протодиакон что ли абсолютная праведность и мудрость ?


У меня обостренное самолюбие ??!!! Вы что не понимаете серьезность обвинений ???!!! И не я , а сам отец Андрей сказал ключевое слово - СУД, перечитайте текст.
Владыка Антоний мог бы промолчать в ответ если бы обвинения были брошены лично с глазу на глаз. Но обвинения нынче в отличие от прошлых экивоков на Патриарха Алексия теперь сделаны предельно громко, четко и публично и таким образом вопрос коснулся всей Церкви. Все, приехали. Должен быть этот самый суд, со свидетелями которых обещал о.Андрей, публично обещал. Иначе простите провоцируется раскол по Никоновскому варианту. Если ты сейчас смолчишь часть Церкви будет думать что обвинения правдивые а другая часть Церкви будет считать тебя мучеником. И все- приехали. Этого добивается отец протодиакон своими спонтанными выступлениями ??? Но слово им сказано - суд.
7. Военрук : Дискуссия в варшавском гетто
2010-07-24 в 08:50

Содержательная беседа двух дьяконов, начинает напоминать спор старых евреев-талмудистов, где-нибудь в Варшавском гетто. А на дворе уже стоят машины, чтобы перепроводить спорящих к месту окончательного решения вопроса.
Создается впечатление, что православные СМИ полностью утратили представление о реальности.
И мы за это должны еще деньги платить?
6. Андрей : Как много, мы полагаемся на себя и как мало на Волю Божию
2010-07-24 в 07:54

Когда логика заходит в тупик. Нужна молитва.
Братья и Сестры будем же молится за вразумление нас грешных и пастырей наших.
Господи Вразуми и Наставь.
Господи Вразуми и Наставь.
Господи Вразуми и Наставь.
Да пребудет Воля Твоя Святая.
5. Максим Степаненко : Re: Диакон Владимир Василик: «Оглашение - дело важное и нужное, но не являющееся исключительным для нашего спасения»
2010-07-24 в 00:52

Олег, архиерей - это не равно "абсолютная праведность и мудрость". Послание к Тимофею почитайте и искреннее скажите, скольких Вы епископов знаете, которые соответствуют идеалам этого послания?!
Беда в том, что не много людей у нас способны начать здравую критику в сторону епископата, а без нее (т.е. без критики), некоторая ее часть так и останется служить в духе удельных князей.
И откуда у Вас такое обостренное самолюбие?! За критику - сразу в суд. В суд и растерзать! Как это епископу перечить! Это рассуждает «настоящий» христианин!
4. Максим Степаненко : Re: Диакон Владимир Василик: «Оглашение - дело важное и нужное, но не являющееся исключительным для нашего спасения»
2010-07-24 в 00:43

Ну, вот... наконец-то. Я уж начал беспокоиться, как это правдорубы из РНЛ упустили в связи с красноярскими событиями покидать камней в Кураева. Понимаю, нельзя упустить шанс подгадить Кураеву, но красноярский архиерей, не семинарист, который требует такой вот "защиты".
Предельно ясно, что не истину Вы защищаете, и не архиерея защищаете, себя, отец диакон пиарите, какой я умный и духовный, а Кураев - духовный монстр и регенерат. Вами движет тщеславие и не более того...
И как всегда придирки мелочные, не по существу, привычно навешал ярлыки на о. Геннадия - кочетковец, а ведь даже и не зает реальной ситуации.
И опть лицемерие: "Мне хотелось бы обратиться к любимому и уважаемому мною отцу Андрею". В каком месте Вы о. Андрея уважаете?!

Примечание - специально редактору: Анатолий Дмитриевич, если уж у Вас не хватает совести публиковать мои замечания, Вы, хоть их диакону отсылайте. Есть у людей беда, в отсутствии критики взращивать в себе опасные наклонности.
3. egor : по некоторым сообщениям
2010-07-23 в 22:27

Уважаемый автор, откуда вы взяли, что отец Геннадий - ревностный ученик отца Георгия Кочеткова??? Откуда? Г. Фаст не правый и не левый, он Христов.
2. Олегк : ...
2010-07-23 в 21:10

Довольно выдержанная статья, должен заметить... В принципе подняться и закричать можно на любого... закричали-побежали... импульс... но что хочется отметить... после уже сказанного Кураевым публично в адрес Владыки Антония вариантов то не остается - суд и точка. Если бы дело касалось только лично владыки Антония то все понятно - смирение, нежелание судиться. Но на самом деле перед всей полнотой Церкви архиерею так запросто брошены такие обвинения и в таком тоне ... что м-м-м прямо не знаю... дело касается уже всей Церкви... Промолчать - получается во первых признать правоту обвинений, два, что самое страшное, признать правильность подобного тона в рамках всей Церкви так что в недалеком будущем можно вообразить известного нам протодиакона рассказывающим факты из жизни архиереев и патриархов по телеведению и радио.
1. Пименов : Полоса отчуждения
2010-07-23 в 18:43

Я очень люблю статьи отца Владимира Василика. Они появляются на РНЛ с завидной регулярностью.
Но... сайт назвал себя - Русская НАРОДНАЯ линия. Неужели дискуссия двух знаменитых диаконов, является главным событием НАРОДНОЙ жизни нынешнего страшного, жаркого лета?
Неужели убийство русского юноши, которое потрясло всю страну, не является достаточным поводом, чтобы рассказать о нем на Русской НАРОДНОЙ линии?
Почему статья «За что убили Юру Волкова?» появилась на ДРУГОЙ линии? А на НАШЕЙ, которую мы приняли всем сердцем, об этом роковом событии не было сказано НИ СЛОВА.
Неужели борьба русских юношей в защиту РУССКОГО Химкинского леса - не является информационным поводом для РУССКОЙ Народной линии?
Несколько месяцев назад, планка была заявлена очень высоко, - НАРОДНЫЙ интернет-ресурс.
Не оказаться бы в полосе отчуждения, тиражируя одни и те же темы, и ограждаясь от того, что действительно волнует народ…

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме