itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Диакон Владимир Василик: «Оглашение - дело важное и нужное, но не являющееся исключительным для нашего спасения»

Православный ученый об оскорбительных репликах протодиакона Андрея Кураева в адрес архиепископа Красноярского Антония

Проблемы церковной жизни  Миссионерская деятельность 
0
431
Время на чтение 7 минут

«Мне хотелось бы после определения формы высказаться по существу тех претензий, которые отец Андрей предъявляет владыке Антонию. Я внимательно прочел текст проповеди владыки и пришел к выводу, что большинство претензий уважаемого отца протодиакона являются надуманными и натянутыми. В частности, он обвиняет его в ереси и модернизме, когда владыка Антоний говорит, что человек оглашается всю свою жизнь. «По существу, вся наша жизнь на земле и по Святом Крещении являет собой оглашение о вере через храм Божий, доступный в любом возрасте и в любой ситуации», - писал в этой связи архиепископ. Но сразу стоит отметить, что слово «катехизис» (оглашение) употреблялось в древней Церкви не только к лицам, подлежащим крещению. Оно означало обучение вообще. И не случайно преподобный Феодор Студит перед своими монахами, людьми и крещеными, и воцерковленными, произносил огласительные или катехитические слова. Это одна из основных претензий отца Андрея к архиерею», - заявил в интервью «Русской народной линии» доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик, комментируя реплики протодиакона Андрея Кураева в адрес архиепископа Красноярского и Енисейского Антония.

Отец Владимир напомнил, что «далее отец Андрей обрушивается на владыку за слова о некоей генетической памяти современного русского человека, связанной с Православием». «Может быть, выражение «генетическая память» и не совсем точное, но следует вспомнить, что еще Тертуллиан говорил, что душа человеку передается от родителей, от его отца и матери, и в дальнейшем это воззрение разделялось многими уважаемыми богословами, в том числе православного латинского Запада. Например, Киприаном Карфагенским, Амвросием Медиоланским и другими. Понятно, что как грехи, так и добродетели родителей влияют на душевные качества их потомков, хотя понятно, не детерминируют их нравственный выбор», - продолжил диакон.

«Помимо этой связи с нашими благочестивыми предками, следует отметить и другую, а именно то, что благочестивые предки молятся за нас грешных. Вспоминаю кончину одного моего друга, ученого, который был внуком одного из новомучеников российских. Под старость он пришел к Церкви, покаялся, и исповедовавший его священник говорил ему, что за него крепко молился его дед, новомученик российский. По этическим соображениям я не называю его имени. Эти духовные связи есть, и владыка Антоний совершенно прав, говоря, что современных россиян нельзя сравнивать с китайцами или с папуасами. Мы все-таки опираемся на тысячелетнюю православную историю, хотя, к сожалению, очень часто она бывает невостребованной», - добавил отец Владимир.

«Отец Андрей негодует по поводу того, что далеко не все наши современники дружными рядами идут на катехизацию, и что у нас не повторяется ситуация III-IV века. Но она является неповторимой, как минимум, по двум причинам: во-первых, русская культура - это культура не диспута, а, скорее, молчания, скорее созерцания, чем диалога. Это и хорошо, и плохо, но другой нам не дано. Во-вторых, стоит вспомнить и то, что русский народ в 988 году приступил к процессу научения, в массе своей, уже после Крещения. В начале нам даровано было Крещение и лишь потом научение или катехизация. Хорошо это или плохо, нам не ведомо, но другого исторического пути нам Господь не дал», - заметил диакон.

«Надо отметить еще следующую черту. Совершенно напрасно отец Андрей выставляет его преосвященство владыку Антония миссиофобом и противником катехизации. Владыка в своей проповеди как раз достаточно трезво высказался относительно желательности научения, но при этом высказал понимание того, что не во всех случаях она возможна и реальна», - продолжил он.

«Что касается разногласий владыки Антония и отца Геннадия Фаста, то тут мы многого не знаем, пока мы имеем возможность выслушать лишь одну сторону. Мы видим лишь негодующие восклицания отца Андрея Кураева и его коллег, которые временами лежат вне правового поля. Необходимо услышать мнение и самого владыки, и отца Геннадия Фаста. Судя по некоторым сообщениям, отец Геннадий - ревностный ученик отца Георгия Кочеткова, он хороший человек, который, однако, в ревности не по разуму стал заворачивать приходящих к нему людей от крещения и от венчания, не слишком считаясь с реальными условиями епархии. Владыка на это среагировал. Конечно, этот конфликт болезненный, и желательно бы, чтобы он разрешился к обоюдному удовольствию, но подчеркнем, что он должен решаться в сугубо канонических рамках, с соблюдением церковной этики и этикета. Безусловно, то линчевание в электронных СМИ, которое развернулось против епископа на некоторых форумах, в том числе на форуме отца Андрея Кураева, к подобному мирному христианскому разрешению проблемы не приводит», - подчеркнул отец Владимир.

«Что касается катехизаторской стратегии отца Георгия Кочеткова, то ясно, что во время оно на этого священника были наложены церковные прещения, прежде всего, за его экклесиологию и не братолюбивое отношение к другим клирикам. Следует отметить и то, что его стратегия катехизации во многом погрешительна и не реалистична. С экклесиологической точки зрения неприемлемо его разделение на «полных» и «неполных» членов Церкви. Это разделение определяется лишь интеллектуальной подготовкой оглашенных, ставших верными, уровнем их знаний. В этом смысле совершенно прав владыка Антоний, говоря, что не интеллектуальным уровнем определяется вера и степень воцерковленности. Наш Бог, действительно Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог ученых и философов», - продолжил диакон.

«К сожалению, катехизация отца Георгия Кочеткова чревата двумя опасностями. Во-первых - возведением чрезмерных барьеров на пути людей, идущих в Церковь, следовательно, маргинализацией нашей Церкви, уменьшением числа ее членов и загоном православных в интеллектуальное гетто. Во-вторых, существует иная опасность, а именно создание государства внутри государства, церкви внутри Церкви. Лица, прошедшие курс катехизации, будут надмеваться и гордиться перед теми, кто такого курса не прошел. К сожалению, это происходило не раз и не два за прошедшие годы, мне приходилось наблюдать подобное, когда такие «обученные» прихожане не общались с иными и даже с клириками не здоровались. Они ощущали именно себя «солью земли», при этом исповедуя вольнодумные взгляды типа следующего. К одному такому, с позволения сказать, оглашенному как-то раз подходит его знакомая и говорит: «Давайте поедем к отцу Иоанну Кронштадтскому». На что она получила такой ответ: «А нам посредники не нужны». Для того, чтобы избежать подобных опасностей, необходим реализм в деле оглашения, живая связь с приходом, прочими прихожанами и священноначалием. И понимание того, что оглашение - дело важное и нужное, но не являющееся исключительным для нашего спасения. Это лишь одно из условий. Тот, кто это прошел, не имеет амнистии на все времена и еще совсем не является спасенным. А между тем, подобная протестантская гордыня и убежденность в своей спасенности и избранности среди лиц, прошедших катехизацию, весьма распространена», - заметил отец Владимир.

«В проповеди владыки Антония содержится глубокая жизненная правда. В столкновении владыки и протоиерея мы видим конфликт катехизатора и священноначалия. И это не может не тревожить. В данном случае не потому, что священноначалие такое косное, а потому, что оно реалистичное», - добавил диакон.

«В годы моей юности мне приходилось заниматься оглашением вместе с Львом Николаевичем Большаковым, ныне отцом Львом Большаковым. Когда он был мирянином, он был горячим сторонником того, что ко крещению человека надо подготовить по полной программе - три месяца или полгода, а лучше год. И вот он становится священником в далеком городе Кондопоге. Мы с мамой приезжаем к нему помочь в службе, и видим: приходит человек, батюшка 10-15 минут говорит с ним и велит нам готовить купель для крещения. Мама ахнула, говорит: «Ты же всегда был сторонником полного оглашения!», на что отец Лев ответил: «Молчи, мать, ты ничего не понимаешь. Вот две недели назад ко мне приходил человек, отпущенный на побывку из зоны, просил разрешения креститься, а я ему дал Евангелие, сказал подготовиться, помолиться, а в следующую побывку, через месяц прийти. А позавчера его убили. Как я отвечать за это буду?»», - привел пример отец Владимир.

«Конечно, это ситуация крайняя, но существует множество ситуаций пограничных. В таких случаях только интуиция священника, его видение ситуации, а не какая-то заранее готовая схема может подсказать правильный выход. Безусловно, просвещение нужно, нужна как минимум, огласительная беседа перед таинством, для выяснения того, насколько крещаемый или его крестный понимают смысл и необходимость таинства крещения. Безусловно, если есть условия и желание для планомерной подготовки ко крещению, это должно выполняться. Но здесь не должно быть схематизма и фанатизма, должен господствовать трезвый реализм. В кампании, поднятой отцом Андреем и его коллегами, подлинной церковности не чувствуется. Есть огульные обвинения, камлания в адрес плохого епископа и якобы «раскольнической» «Русской народной линии», при том, что не совсем здравые духовно адепты отца Андрея не желают слышать никаких реальных церковных выводов. Временами хочется спросить: что это, глупость или измена? Фанатизм или продажность? Думаю, что рано или поздно жизнь даст ответы на эти вопросы», - уверен диакон.

«Мне хотелось бы обратиться к любимому и уважаемому мною отцу Андрею. Дорогой отец, я помню старинную с тобой дружбу; если я и выступаю с критическими статьями в твой адрес, то лишь стремясь нейтрализовать ряд твоих ошибок и промахов. Тебе от Бога вручено большое влияние на умы, и весьма огорчительно, когда этим влиянием ты пользуешься неправильно или злоупотребляешь. Мы живем в очень ответственное время, от наших слов и действий зависит многое, в том числе, единство и мир в Церкви. Будем же это хранить. Не надо это разрушать даже для самых распрекрасных целей и лозунгов. Потому что грядущие миссийные успехи - это лишь возможное будущее, а нынешняя жизнь Церкви, отстроенная Святейшим Патриархом Алексием и его соратниками, в том числе и нынешним Патриархом, а также многим множеством клириков и мирян, - это реальность. И эту настоящую реальность нельзя разрушать во имя светлого будущего. Ее нужно улучшать и развивать, но разрушать с революционным пылом нельзя, это будет грех перед Церковью и Россией. Не дай Бог, если за наше церковное нестроение и презрение к нашей русской православной идентичности мы будем вынуждены платить очень большой кровью. Давайте вместе задумаемся над этим, забудем наши раздоры, перейдем к мирному конструктивному диалогу и подлинному духовному строительству», - заключил диакон Владимир Василик.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Кому платите

Сколько платите, дорогой военрук? Поскольку точно знаю, что нам ничего не платите, то предполагаю, что отцу Андрею. А за что?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Наш ответ англосаксам - освобождение Малороссии
О заявлении главы Минобороны Великобритании, что «Путин снова своровал выборы, но он не украдет Украину»
18.03.2024
Кто «крышует» украинскую агентуру в России?
Пора властям опомниться и обратить внимание на антироссийскую деятельность на территории Ханты-Мансийского округа, где действует три прихода униатов
08.03.2024
Не стоит безоглядно очернять Сталина
Как православным относиться к Иосифу Виссарионовичу?
05.03.2024
Православный ли диакон или жрец Ваала, занимающийся культовой мужской проституцией?
Советник патриарха Варфоломея и богослов Фанара раскритиковал Элладскую Церковь за протесты против однополых «браков»
04.03.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Проблемы церковной жизни
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
«Таинство нельзя сыграть»
Как я не смог поисповедовать и причастить Семена Захаровича Мармеладова
02.03.2024
«Такие действия не каноничны»
Протоиерей Владислав Цыпин о решении Фанара восстановить в священном сане Уминского
29.02.2024
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
«Миссия русского народа – быть с Богом, оставаться оплотом правды, справедливости и мира»
Митрополит Варсонофий принял участие в заседании регионального ВРНС
15.03.2024
«Бойцы хотят проговорить важные для них вещи»
Священник Владимир Суханов рассказал, что военным госпиталям не хватает священников и сестёр милосердия
07.03.2024
Почему православный храм стал символом Зимних азиатских игр?
О Православии в Китае и «крестопаде» в России
06.03.2024
В гости к святому князю Владимиру
Поездки по храмам Находкинской епархии носят духовно-просветительский и миссионерский смысл
06.03.2024
«На Западе молодёжь видит в России альтернативу»
Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы участников Всемирного фестиваля молодёжи
04.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии