Сдача ЕГЭ в этом году сопровождается самоубийствами школьников. Вчера московский школьник совершил самоубийство, не выдержав ожидания результатов ЕГЭ по русскому языку. Ученик 11 класса выбросился из окна 7 этажа дома на ул. Пулковской на севере столицы. Ранее, 27 мая, в селе Новая Покровка Воронежской области перед сдачей ЕГЭ по русскому языку повесился выпускник местной школы. По мнению следствия, молодой человек не выдержал сильного напряжения перед сдачей ЕГЭ, поскольку неудачно сдал пробный тест в середине мая.
Вчера, 2 июня, министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что самоубийство школьника в Москве не связано с ЕГЭ, сообщает РИА Новости. "Этот конкретный случай не связан с экзаменом хотя бы потому, что мальчик не мог знать результаты, они будут известны не раньше, чем через три дня", - сказал в среду министр журналистам по итогам своего выступления в Госдуме.
Со своей стороны уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов считает, что к сдаче экзаменов учеников в школах должны готовить не только педагоги, но и, прежде всего, психологи. "Вообще во всех школах России не хватает психологов, даже там, где они есть, они либо формально выполняют свою работу, либо совмещают ее с другой работой и бывают в школе нерегулярно. А современная школа сегодня требует постоянного присутствия психолога. И к таким экстраординарным ситуациям, как сдача экзаменов, зачеты, ЕГЭ, тем более должны готовить, причем готовить достаточно серьезно не только академически, но и психологически", - считает Астахов.
В свою очередь, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы, член-корреспондент Российской Академии образования, президент общества «Знание» Олег Смолин, выступая на правительственном часе в Госдуме, подверг жестко критике ЕГЭ. «Мы по-прежнему крайне встревожены последствиями применения в России системы тестоподобных заданий, именуемых ЕГЭ. (…) По данным МВД, ЕГЭ коррупцию не уничтожил, но, напротив, увеличил, доведя объём коррупционных сделок на этапе выпуска из школы и поступления в вузы до 1,5 млрд. долларов. Мы часто слышим, что ЕГЭ – это «градусник», который нельзя ломать. Однако, уважаемые коллеги, представьте себе следующую процедуру измерения вашей температуры в больнице: сначала измеряют температуру вам; затем – всей больнице; и только после этого вы узнаёте, нормальная у вас температура или нет. Но именно такая процедура применяется в отношении ЕГЭ», - заявил Олег Смолин, добавив, что «вреда от ЕГЭ в современной форме несравненно больше, чем пользы».
11 июня пройдет ЕГЭ по истории. Напомним, что 18 марта 2009 года Президент России Дмитрий Медведев на встрече с министром образования и науки Андреем Фурсенко раскритиковал пособия по подготовке к ЕГЭ по истории.
В связи со сдачей ЕГЭ по истории, которая пройдет 11 июня, мы попросили заведующего кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии кандидата богословия Алексея Светозарского ответить на следующие вопросы: «Как Вы относитесь к ЕГЭ по истории? Как Вы оцениваете подготовку нынешних выпускников школ по истории?»
«Говоря об ЕГЭ, сначала хотелось бы высказать некоторые соображения более общего характера. Мне, прежде всего, непонятно, почему в разряд обязательных дисциплин попадают русский язык и математика. Видимо, это идет от некоего представления, что грамотный человек должен уметь читать и считать.
Я окончил школу в олимпийском 80-ом году, до сих пор я поддерживаю связь со своими одноклассниками и учителями, хотя прошло уже много лет. Встречаясь, мы вспоминаем о том, как наши преподаватели в те времена, когда был очень важен средний балл аттестата при поступлении в вуз, помогали нам. Они не то чтобы закрывали на что-то глаза, но тех, кто переходил в 9 класс и продолжал учебу в средней школе, в техникуме или в ПТУ, опрашивали, куда они собираются идти. Учителя в то время видели, кто из школьников гуманитарий, а кто технарь, кто склонен к точным наукам, а кто к естественным. Тогда был некий неглавный индивидуальный подход к людям, которые собираются поступать на биофак или на филологический, или на исторический факультет, или на физмат. Мне кажется, что этот момент в данном случае совершенно не учитывается.
Что касается ЕГЭ по истории, то я вполне знаком с тем, каким образом происходит сдача ЕГЭ по истории благодаря представителям молодого поколения, с которыми я общаюсь. ЕГЭ по истории – это своего рода угадайка. Причем иногда трудно ответить на тот или иной вопрос экзамена потому, что многие вопросы сформулированы некорректно. Когда примерные вопросы мы с ними предварительно обсуждали достаточно подробно потому, что ребята были заинтересованы в успешной сдаче ЕГЭ по истории, то многие вопросы мне хотелось переформулировать или дать к ним какой-то комментарий. Но комментарий к ним дать невозможно потому, что есть только два варианта ответа «да» или «нет». Я считаю, что это момент профанации и примитивизации подхода к сложным историческим явлениям. Арифметический метод здесь совершенно не подходит потому, что на выходе человек, изучающий историю, должен видеть за деревьями лес, то есть знать не только фактологию, но и уметь рассуждать, уметь оценивать так или иначе в рамках той или иной концепции, с которой его знакомили, какие-то исторические явления, имевшие место в прошлом, или каких-то исторических деятелей. Поэтому я считаю, что ЕГЭ по истории, во всяком случае, в той форме, в которой он сейчас проводится, - это шаг назад.
Уровень знаний по истории абитуриентов, поступающих в наши духовные школы, к сожалению, невысок, и меня это немного удивляет потому, что, как человек, принимавший участие в производстве исторических и краеведческих программ, я довольно регулярно отслеживаю исторические кинопрограммы и фильмы, которые показываются на телевидении. Многие из них интересны и познавательны. Пожалуй, нет уже такой страницы истории, которую тем или иным образом не перевернули бы на телевизионных экранах, представляя различные мнения. И при всем при этом молодые люди, поступающие на 1 курс нашей духовной школы, показывают весьма слабые знания по истории. В нашей духовной школе мы изучаем историю России, общехристианскую историю и историю Русской Православной Церкви. Я прошу их, прежде всего, прочитать хороший учебник по русской истории для того, чтобы ясно представлять себе исторические реалии, которые имели место в прошлом, и для того, чтобы в эти реалии помещать события церковной жизни. В противном случае история Церкви повисает, и многое в ней становится непонятным, поскольку она изучается в надежде на то, что наши студенты знакомы с гражданской историей, как принято у нас говорить. Этого знания студентам не хватает, успевают в основном те ребята, которые историей интересуются сами. Хотя есть не только познавательные кинопрограммы и документальные фильмы, но есть и прекрасные учебники по истории. Это мое наблюдение за много лет».