Алексей Светозарский: «ЕГЭ по истории - это шаг назад»

По мнению заведующего кафедрой церковной истории МДАиС, ЕГЭ по истории - это профанация и примитивизация

Новости Москвы  ЕГЭ 
0
254
Время на чтение 5 минут
В конце мая началась сдача единого государственного экзамена (ЕГЭ) выпускниками школ. Первый госэкзамен в 2010 году прошел 27 мая. Школьники на выбор сдавали тесты по информатике, биологии и литературе. Результаты этих испытаний станут известны только 4 июня. ЕГЭ по русскому языку прошел в российских школах 1 июня. 

Сдача ЕГЭ в этом году сопровождается самоубийствами школьников. Вчера московский школьник совершил самоубийство, не выдержав ожидания результатов ЕГЭ по русскому языку. Ученик 11 класса выбросился из окна 7 этажа дома на ул. Пулковской на севере столицы. Ранее, 27 мая, в селе Новая Покровка Воронежской области перед сдачей ЕГЭ по русскому языку повесился выпускник местной школы. По мнению следствия, молодой человек не выдержал сильного напряжения перед сдачей ЕГЭ, поскольку неудачно сдал пробный тест в середине мая.

Вчера, 2 июня, министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что самоубийство школьника в Москве не связано с ЕГЭ, сообщает РИА Новости. "Этот конкретный случай не связан с экзаменом хотя бы потому, что мальчик не мог знать результаты, они будут известны не раньше, чем через три дня", - сказал в среду министр журналистам по итогам своего выступления в Госдуме.

Со своей стороны уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов считает, что к сдаче экзаменов учеников в школах должны готовить не только педагоги, но и, прежде всего, психологи. "Вообще во всех школах России не хватает психологов, даже там, где они есть, они либо формально выполняют свою работу, либо совмещают ее с другой работой и бывают в школе нерегулярно. А современная школа сегодня требует постоянного присутствия психолога. И к таким экстраординарным ситуациям, как сдача экзаменов, зачеты, ЕГЭ, тем более должны готовить, причем готовить достаточно серьезно не только академически, но и психологически", - считает Астахов.

В свою очередь, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы, член-корреспондент Российской Академии образования, президент общества «Знание» Олег Смолин, выступая на правительственном часе в Госдуме, подверг жестко критике ЕГЭ. «Мы по-прежнему крайне встревожены последствиями применения в России системы тестоподобных заданий, именуемых ЕГЭ. (…) По данным МВД, ЕГЭ коррупцию не уничтожил, но, напротив, увеличил, доведя объём коррупционных сделок на этапе выпуска из школы и поступления в вузы до 1,5 млрд. долларов. Мы часто слышим, что ЕГЭ – это «градусник», который нельзя ломать. Однако, уважаемые коллеги, представьте себе следующую процедуру измерения вашей температуры в больнице: сначала измеряют температуру вам; затем – всей больнице; и только после этого вы узнаёте, нормальная у вас температура или нет. Но именно такая процедура применяется в отношении ЕГЭ», - заявил Олег Смолин, добавив, что «вреда от ЕГЭ в современной форме несравненно больше, чем пользы». 

11 июня пройдет ЕГЭ по истории. Напомним, что 18 марта 2009 года Президент России Дмитрий Медведев на встрече с министром образования и науки Андреем Фурсенко раскритиковал пособия по подготовке к ЕГЭ по истории. 

В связи со сдачей ЕГЭ по истории, которая пройдет 11 июня, мы попросили заведующего кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии кандидата богословия Алексея Светозарского ответить на следующие вопросы: «Как Вы относитесь к ЕГЭ по истории? Как Вы оцениваете подготовку нынешних выпускников школ по истории?»

«Говоря об ЕГЭ, сначала хотелось бы высказать некоторые соображения более общего характера. Мне, прежде всего, непонятно, почему в разряд обязательных дисциплин попадают русский язык и математика. Видимо, это идет от некоего представления, что грамотный человек должен уметь читать и считать. 

Я окончил школу в олимпийском 80-ом году, до сих пор я поддерживаю связь со своими одноклассниками и учителями, хотя прошло уже много лет. Встречаясь, мы вспоминаем о том, как наши преподаватели в те времена, когда был очень важен средний балл аттестата при поступлении в вуз, помогали нам. Они не то чтобы закрывали на что-то глаза, но тех, кто переходил в 9 класс и продолжал учебу в средней школе, в техникуме или в ПТУ, опрашивали, куда они собираются идти. Учителя в то время видели, кто из школьников гуманитарий, а кто технарь, кто склонен к точным наукам, а кто к естественным. Тогда был некий неглавный индивидуальный подход к людям, которые собираются поступать на биофак или на филологический, или на исторический факультет, или на физмат. Мне кажется, что этот момент в данном случае совершенно не учитывается.

Что касается ЕГЭ по истории, то я вполне знаком с тем, каким образом происходит сдача ЕГЭ по истории благодаря представителям молодого поколения, с которыми я общаюсь. ЕГЭ по истории – это своего рода угадайка. Причем иногда трудно ответить на тот или иной вопрос экзамена потому, что многие вопросы сформулированы некорректно. Когда примерные вопросы мы с ними предварительно обсуждали достаточно подробно потому, что ребята были заинтересованы в успешной сдаче ЕГЭ по истории, то многие вопросы мне хотелось переформулировать или дать к ним какой-то комментарий. Но комментарий к ним дать невозможно потому, что есть только два варианта ответа «да» или «нет». Я считаю, что это момент профанации и примитивизации подхода к сложным историческим явлениям. Арифметический метод здесь совершенно не подходит потому, что на выходе человек, изучающий историю, должен видеть за деревьями лес, то есть знать не только фактологию, но и уметь рассуждать, уметь оценивать так или иначе в рамках той или иной концепции, с которой его знакомили, какие-то исторические явления, имевшие место в прошлом, или каких-то исторических деятелей. Поэтому я считаю, что ЕГЭ по истории, во всяком случае, в той форме, в которой он сейчас проводится, - это шаг назад.

Уровень знаний по истории абитуриентов, поступающих в наши духовные школы, к сожалению, невысок, и меня это немного удивляет потому, что, как человек, принимавший участие в производстве исторических и краеведческих программ, я довольно регулярно отслеживаю исторические кинопрограммы и фильмы, которые показываются на телевидении. Многие из них интересны и познавательны. Пожалуй, нет уже такой страницы истории, которую тем или иным образом не перевернули бы на телевизионных экранах, представляя различные мнения. И при всем при этом молодые люди, поступающие на 1 курс нашей духовной школы, показывают весьма слабые знания по истории. В нашей духовной школе мы изучаем историю России, общехристианскую историю и историю Русской Православной Церкви. Я прошу их, прежде всего, прочитать хороший учебник по русской истории для того, чтобы ясно представлять себе исторические реалии, которые имели место в прошлом, и для того, чтобы в эти реалии помещать события церковной жизни. В противном случае история Церкви повисает, и многое в ней становится непонятным, поскольку она изучается в надежде на то, что наши студенты знакомы с гражданской историей, как принято у нас говорить. Этого знания студентам не хватает, успевают в основном те ребята, которые историей интересуются сами. Хотя есть не только познавательные кинопрограммы и документальные фильмы, но есть и прекрасные учебники по истории. Это мое наблюдение за много лет».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Константинович Светозарский
«Ныне исчезают полутона, создающие объективную историческую картину»
Церковный историк Алексей Светозарский выступает против подмены истории идеологией
03.06.2016
«Послужи народу!»
Историк Алексей Светозарский о митрополите Вениамине (Федченкове)
05.10.2015
Государь стремился не дать возможности разрастаться гидре революции
Историк Алексей Светозарский о Священном Союзе, с момента создания которого исполняется ровно 200 лет
26.09.2015
Все статьи Алексей Константинович Светозарский
Новости Москвы
Все статьи темы
ЕГЭ
«Придумайте органичное сочетание!»
О заявлении главы Рособрнадзора, что школьники никогда не согласятся на отмену ЕГЭ
11.07.2024
Ректора-взяточники ненавидят ЕГЭ
Если педагог не способен дать нужное образование, он валит свои недостатки на форму контроля, а не на формат подачи знаний
04.07.2024
Нельзя превращать педагога в «куклу для битья»
О возможности введения в школе оценок за поведение и о недопущении «хулиганов» до ОГЭ и ЕГЭ
27.06.2024
Как я призадумался: Какое будущее нас ожидает?
Продолжая разговор о ЕГЭ. И не только
19.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.09.2024 08:47
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.09.2024 08:27
«Только жертвой вера укрепляется»
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.09.2024 07:59
Что содержала «папка Пригожина»?
Новый комментарий от Мирянин
19.09.2024 07:29
Не «Россия» – «Азиопа»?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.09.2024 07:03
Франциск – это вор и разбойник, по слову Христа
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.09.2024 06:08
О Русском бунте
Новый комментарий от Рабочий
19.09.2024 05:16