Это предложение активно обсуждалось в прессе и блогах. Сайт Regions.ru провел опрос с целью выяснить, как к нему относятся священнослужители и политики. Отзывы оказались разноречивы: православное духовенство в целом поддержало идею такого кодекса, а мусульмане и депутаты Госдума по большей части отнеслись к ней настороженно.
В связи с такой противоречивой реакцией современного российского общества на простую констатацию факта, что Москва есть русский город и приезжающие в нее должны уважать русскую культуру, сайт Regions.ru решил поинтересоваться у православных священнослужителей, где, на их взгляд, проходит грань между законным требованием уважать местные традиции и недопустимым их навязыванием.
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге, полагает, что необходимо детально продумать, как должен работать «кодекс москвича». «Мне кажется, что законодательство должно формироваться с учетом существующих традиций и обычаев на данной территории. Поэтому "кодекс москвича", призванный укреплять столичную культуру, можно только приветствовать», - подчеркнул он.
«Надо дать возможность приезжим более близко ознакомиться с отечественным национальным культурным достоянием. Сейчас проблемы глобализации и масскультуры приводят к размыванию национальных культур и языка. И "кодекс москвича" может стать шагом к преодолению этого явления. Не только мегаполисы России, но и ее регионы имеют право на культивирование и развитие своих местных национальных и культурных обычаев и традиций. Только механизм такой популяризации должен опираться на какие-то местные активные общественные структуры. За исполнением "кодексов" должны следить общественные советы, а не чиновники в погонах. В Советском Союзе партийные структуры осуществляли общественный контроль. Существовали партийные собрания, где разбирались прецеденты социальных конфликтов. Наподобие таких партсобраний и должны действовать выше упомянутые общественные советы», - предложил отец Артемий.
«Ранее в Российской Империи каждый социальный слой: купцы, крестьяне, дворяне, - поддерживал свою внутреннюю субкультуру через такие общественные институты, как гильдия, община, дворянское собрание. Надо и сейчас развивать субсоциальные сообщества. Пусть появляются клубы домохозяек, дачников, охотников. Такие структуры помогут людям эффективнее взаимодействовать друг с другом внутри общества. В противном случае все эти "кодексы" будут либо мертворожденными документами или же станут служить чьим-то корыстным целям», - заключил священник.
Поддерживает намерение Мосгордумы разработать «кодекс москвича» заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина игумен Лука (Степанов). «Я считаю уместной разработку "кодекса москвича", поскольку действительно Москва - это русский город, и те, кому не лень, пусть заглянут в учебник по истории, чтобы убедиться в этом. А что касается грани, благодаря которой уважаются, а не навязываются местные традиции, то ее определяет сама православная духовность, которой несвойственно оскорблять и унижать носителей другой культуры», - сказал он. «В Москве, которой свойственно Православие, например, пока еще никто не закидывал яйцами девушек в коротких юбках или молодых людей с серьгами в ушах и носу», - заключил отец Лука.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, также одобрил шаги московских властей, направленные на адаптацию мигрантов. «Инициатива московских властей, бесспорно, вызывает уважение. Проблема культурной адаптации мигрантов представляется мне очень актуальной», - сказал он. «Рекомендации, помогающие приспособиться к местным обычаям не должны, безусловно, задевать нравственные и религиозные принципы приезжих. Здесь недопустимо также нарушать принцип добровольности», - отметил он. «Отношения между людьми должны, конечно же, регулироваться соответствующими положениями уголовного и гражданского права. Нагромождать новые законы или, тем более, создавать какое-то новое "миграционное право", по-моему, не стоит», - заключил отец Тихон.
Клирик Спасского собора Минусинска Красноярского края священник Сергий Круглов, считает, что прежде чем вынуть «сучок» из глаза приезжего, надо сначала местным жителям справиться с «бревном» в собственном глазу. «Грань между оправданным стремлением сохранить местные традиции и желанием их насильственно навязать может быть установлена только опытным путем», - заметил он. «Когда русский человек станет хорошо подметать двор, тогда спадет психосоциальное напряжение вокруг образа дворника-таджика. Когда православные действительно будут являть собой образец христиан, у исламских экстремистов не будет повода указывать нам на неисполнение Божьих заповедей. Когда семейная политика в России наладится не на уровне заявлений каких-то "высоких" лиц, а на уровне всего социума, тогда у тех же исламских экстремистов не будет повода обвинять русских в упадке ценности семьи, а наших женщин в разврате. Если мы решим проблему алкоголизма, то у ваххабитов не будет повода громить магазины, торгующие спиртным», - сказал священник. «Не уничтожать чужое, а культивировать и взращивать свое - вот главный способ противостояния размыванию собственной культуры. И это касается не только "Кодекса москвича", а любой религиозно ориентированной позиции», - заключил отец Сергий.
Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, считает, что вводить новые законодательные акты, регламентирующие поведение людей в контексте соблюдения ими местных традиций, не стоит. «По-моему, вполне достаточно тех законов и норм, которые уже есть и призваны поддерживать общественный порядок. Главное, чтобы они работали. В остальном же нужно, наверное, руководствоваться принципом "Что не запрещено законом, то разрешено"», - сказал он. «Если неуважительное отношение к местной традиции или, наоборот, ревность в приверженности ей ущемляет чьи-либо права или оскорбляет личное достоинство, то это уже должно стать предметом судебного разбирательства. Так, по крайней мере, должно быть в правовом государстве», - считает отец Александр.