«Экспонаты выставки обидели и унизили и так уже настрадавшихся людей» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Экспонаты выставки обидели и унизили и так уже настрадавшихся людей»

25.06.2010


Православные священнослужители о кощунственной выставке «Запретное искусство-2006» и ее организаторах …

Художественные произведения следует отличать от прямых призывов к розни, сказал в интервью сайту Regions.ru заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина игумен Лука (Степанов), отвечая на вопрос издания, в связи с требованием прокуратуры приговорить к трем годам лишения свободы экс-директора Сахаровского центра Ю.Самодурова и бывшего завотделом новейших течений Третьяковской галереи А.Ерофеева за организацию кощунственной выставки «Осторожно, религия!», должны ли художественные произведения приравниваться к прямым призывам к религиозной розни.

  «Но одно дело, кто и что мажет у себя в мастерской, и абсолютно другое, что выставляется на публичное обозрение. Поэтому, на мой взгляд, в данном случае вину за такую выставку стоит возлагать не на авторов произведений, которые зачастую из-за своей неадекватности не различают свет и тьму, а на тех, кто допускает публичную организацию подобных богохульных зрелищ», - сказал он.

  «Я не вижу необходимости выставлять какие-либо счета творческим натурам или судиться с людьми искусства. Нести ответственность по всей строгости действующего законодательства должны популяризаторы этих "непризнанных гениев". Именно они, а не авторы произведений, имеют какую-то неблагонамеренную цель, раз выводят в свет такие "шедевры"», - подытожил отец Лука.

  Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов, что на Лазаревском кладбище, считает правильным, что кощунственная выставка вызвала судебное разбирательство, а относительно адекватности наказания должны высказаться юристы. «Здесь, по-моему, важен сам факт вынесения хотя бы и совсем нестрогого приговора, чтобы другим неповадно было кощунствовать», - считает отец Сергий. «К сожалению, искусство может служить и не благовидным целям. С помощью искусства можно прославлять Бога, духовные и светлые ценности, но можно, к сожалению, богохульствовать и оскорблять чувства верующих», - добавил он.

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, напомнил, что искусство вполне может пропагандировать определенную идеологию и очень часто так и делает. «Не уверен, правда, что в данном случае можно говорить именно об искусстве», - иронически заметил он. «Некоторые произведения с этой выставки действительно могут восприниматься как издевательство над чувствами верующих. Вопрос об адекватности наказания за это - полностью в ведении юриспруденции. Мы в это вмешиваться не можем. Но душе было бы спокойней, если бы до сроков дело не дошло. Важно, чтобы само общество адекватно относилось к подобного рода "искусству", в котором на первом месте стоит не творческий поиск, а глумление и издевательство над религиозной традицией», - сказал священник.

  Священник Павел Грачев, настоятель храма Святой Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, считает, что эта злополучная выставка до обвинения в «возбуждении религиозной вражды» не дотягивает. «Имеет место осквернение религиозных святынь и оскорбление чувств верующих. Но, насколько мне известно, статей, карающих за подобные деяния, в законодательстве нет. Поэтому суду, скорее всего, придется ограничиться вынесением определения об уважительном отношении к религиозной традиции и чувствам верующих», - сказал он. «Произведения искусства, безусловно, могут создаваться с целью оскорбить, а искусство нередко используется в пропаганде той или иной идеологии», - отметил отец Павел. «Я считаю, что в данной ситуации должны выступить общественные и особенно правозащитные организации с призывом уважительно относиться к религиозным святыням и чувствам верующих, как они поступали еще при большевиках, и вынести нравственное порицание организаторам выставки», - добавил священник.

Клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, священник Георгий Белодуров считает, что тюремный срок в данном случае был бы слишком суровым наказанием. «Тюрьма - не место для художников или вообще творческих людей. Однако при этом они должны понимать, что их права заканчиваются там, где начинаются права общества. Поэтому, на мой взгляд, в сложившейся ситуации должно было высказаться население страны, что оно против подобных выставок, чтобы художники поняли и более не делали попыток организовывать их. Здесь вполне достаточно было бы ограничиться предупреждением, официально вынесенным со стороны того же суда», - сказал он. По его мнению, даже штраф был бы излишним - «в таких ситуациях вполне можно обойтись общественным порицанием». «Я против того, чтобы подобные дела вообще рассматривались в судах. Мы не должны по каждому поводу тащить соседа под суд, это не наша ментальность», - заключил отец Георгий.

Священник Владимир Тимофеев, клирик белгородского Спасо-Преображенского собора, напомнил, что искусство без нравственного контекста служит потаканию страстей человека. «Церковь не является судебной инстанцией, и какое виновный должен понести наказание, определит суд. Но я как священник не могу оставаться равнодушным и тоже хочу высказать свое мнение. Церковь всегда указывала на пороки общества и личности для того, чтобы грех, как всякое удаление от добра, не стал нормой и правилом жизни. Церковь всегда призывала человека исправить свое ложное мнение, чтобы человек не погиб, чтобы грех, который он считает частью себя, не разрушил его физически и духовно», - сказал священник.

  «Хочется верить, что мотив у Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева благородный. Что они, через свои художественные работы пытались раскрыть проблемы современного общества. Что они, подражая великим деятелям искусства нашей Родины, пытались осветить болезни нашего общества. И, если это действительно так, то, видимо, формы и названия выбраны неточно и неправильно. Ведь как легко обмануться и думать, что ты служишь высокому искусству, ищешь новые формы в своем творчестве, стремишься открыть народу глаза, показать несправедливость, в которой мы живем. И как много людей страдает от этой несправедливости! И что так нельзя! И надо что-то менять! Но бывает так, что хочешь всем показать грязную лужу, предупредить, чтобы не попадали в нее, а не замечаешь, как сам оказываешься в грязи и в эту грязь тянешь всех окружающих», - отметил священник.

«Нельзя икону, которую верующий человек считает окном в Царство Небесное, превращать в зеркало, в котором отражаются наши грехи и недостатки. В этом зеркале человек никогда не увидит Бога и не поймет, каким он должен стать и что к лучшему в себе он может изменить. В этом зеркале человек увидит только испорченный образ Божий, который он сам же и затемнил и исковеркал. И даже если человек узнает или увидит, до чего он дожил и до какой степени пал - это не облегчит ему жизнь и не укажет, как же это можно исправить. И самообман заключается в том, что часто смотря в зеркало, мы говорим себе, что мы лучше остальных, что мы не такие плохие, как все, и тем самым увеличиваем неравенство и несправедливость», - сказал он.

«Многие экспонаты выставки обидели и унизили и так уже настрадавшихся людей, еще более усугубив несправедливость в нашем обществе. Нельзя играть на чувствах простого человека. Нельзя унижать то единственное святое, что у него есть, что помогает ему преодолевать трудности жизни. И, конечно, человек не может молчать! И, конечно, он протестует!» - подчеркнул отец Владимир. «Могут сказать, что великие люди искусства не сразу обрели общественное признание. Но ведь они в своем творчестве наряду с недостатками раскрывали и высокое предназначение человека; показывали, что высокое, чистое, святое может победить в человеке низкое, темное, греховное. А в этой выставке все не так», - сказал он. «Справедливость в нашем обществе восторжествует тогда, когда человек честно (перед Богом, перед окружающими и перед самим собой) признается в своих ошибках и не позволит больше страдать ни соотечественникам, ни самому себе», - подытожил он.

Известный публицист протодиакон Андрей Кураев считает, что слово «искусство» вообще неуместно при обсуждении выставки. «Художественных произведений среди тех, что фигурируют в уголовном деле, я не вижу. Может быть, они обладают какой-то политической или идеологической ценностью, но не художественной», - заявил он. «Что же касается приговора, то я надеюсь, что суд все-таки никого за решетку не упрячет. А оптимальным решением суда было бы, по-моему, вынесение определения, запрещающего г-ну Самодурову и иже с ним заниматься организацией выставок, скажем, в течение десяти лет», - считает отец протодиакон.

«Должен отметить, что организаторы выставки сознательно пошли на оскорбление чувств верующих и прекрасно понимали, что эта выставка многим причинит боль и вызовет возмущение. Видимо, только таким скандальным образом, а не своими художественными достоинствами, актуальное искусство может привлечь к себе внимание масс-медиа», - заключил он.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме