Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Что общего у Русской Православной Церкви с этим антиобщественным явлением?»

Двоесловие/Диалог / 21.06.2010


Выдающиеся деятели культуры выступили с обращением к Патриарху Кириллу в связи со скандальной выставкой «Двоесловие/Диалог» …

Выставка *Двоесловие/диалог*Деятели российской культуры обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в связи с недавно прошедшей в приделе православного храма при МГУ скандальной выставки «Двоесловие/Диалог». Текст письма размещен на сайте журнала «Благодатный огонь».

 «Ваше Святейшество! Хорошо известна непреходящая роль Русской Православной Церкви в утверждении ценностей подлинной культуры. Не менее известно и Ваше, Ваше Святейшество, неизменное участие в утверждении этих ценностей. Именно поэтому мы убеждены, что Вам будет понятна наша озабоченность по поводу некоторых последних событий. В частности, обратиться к Вам нас вынуждает получившая печальную известность художественная акция, организованная в одном из московских храмов. Мы имеем в виду выставку "Двоесловие/Диалог" (кураторы "Гор Чахал" и дьякон Феодор Котрелев), прошедшуюан в храме св. мц. Татианы при Московском Университете. Несмотря на обнадеживающее название выставки, организаторы выставки не смогли убедительно и однозначно объясниться с российской общественностью как относительно своих целей, так и простых фактов», - говорится в обращении.

 Например, отмечается в письме, «по некоторым утверждениям, выставка проходит на нейтральной территории между Церковью и миром, каковая именуется "пространством для диалога"», но «с другой стороны, сами организаторы подчеркивают, что она проходит в притворе храма, то есть все-таки в самой церкви. Происходит ли выставка на светской территории, "в актовом зале" или в храме - так и осталось неясным».

«Настораживает уже само обращение кураторов, один из которых - священнослужитель, к так называемому "актуальному искусству". Вам, Ваше Святейшество, несомненно памятны отвратительные богохульные скандалы "актуальных художников" О.Кулика и А.Бреннера, А.Тер-Оганьяна, рубившего иконы в московском "Манеже", кощунственная выставка "Осторожно, религия!", по поводу которой Вы, Ваше Святейшество, столь убедительно выразили позицию Церкви, выразив надежду, "что это преступление никогда больше не повторится в нашей стране", выставка "Россия-2" в галерее Марата Гельмана, выставка "Запретное искусство-2006", дело о которой находится в настоящее время в суде и другие. По поводу "Осторожно, религия!" вынесено решение суда, признавшее организаторов виновными в разжигании религиозной и межнациональной розни (часть 2 статьи 282 УК РФ). А на процессе по делу о "Запретном искусстве" позицию Церкви выразил представитель Патриаршего совета по культуре: "На данной выставке христианские и религиозные символы с откровенным издевательством помещаются рядом с непристойными картинками и нецензурными выражениями, что глубоко оскорбляет чувства верующих". Таким образом, диалог Церкви с "актуальным искусством" давно идет, и свидетельством тому участие Церковной иерархии и органов церковного управления в осуждении кощунственных выставок», - отмечают авторы обращения.

Но, несмотря на это, говорится далее, была проведена выставка «Двоесловие/Диалог», вызвавшая неприятие очень многих православных людей: «Однозначное осуждение вызвали провокационные в пространстве храма работы "Черная Троица" (Никита Алексеев), "Имена Бога" (автор - "Гор Чахал"), "Спасайся, кто может" (Александр Сигутин). (...) Мало того, выяснилось, что выставка в притворе храма стоит в одном ряду с предыдущими кощунственными акциями: "Юный безбожник" (1998), "Осторожно, религия!" (2003), "Россия-2" (2005), "Запретное искусство" (2006). Участники выставки "Двоесловие" Г.Оганисян ("Гор Чахал") и А.Филиппов известны своей защитой А.Тер-Оганьяна, сбежавшего за границу от суда по факту возбуждения национальной, расовой и религиозной вражды. В ходе "Двоесловия" демонстрируются работы участников выставки "Осторожно, религия": А.Сигутина, К.Звездочетова, А.Филиппова, группы "Синий суп" (Алексей Добров, Даниил Лебедев). В притворе храма выставлена даже одна из работ, проходивших в качестве доказательств по делу "Осторожно, религия!": "ХВ" ("Синий суп"). Картина "Гора Чахала" "Имена Бога" была частью экспозиции скандально известной выставки "Россия-2". Дм.Врубель - автор издевательского "Евангельского проекта" - в настоящее время выступает на стороне защиты в деле о "Запретном искусстве", где свидетельствует против Церкви, осуждающей кощунственную выставку».

«Как такое могло произойти, организаторы выставки "Двоесловие" не объясняют, при этом явно сознавая провокационность своей акции. Так, куратор дьякон Федор Котрелев признавался в интервью РИА "Новости", что "допускает возможность конфликта с народом" и заранее "предполагает, какие произведения вызовут нарекания". Мы знаем, что эти заявления означают в контексте "актуального искусства", которое культивирует только скандал и соблазн. Но в Церкви и от лица, облеченного саном, мы не ожидали услышать, что соблазн и скандал могут быть запрограммированы и задуманы как "церковно-художественная" акция. Таким образом, диалог в представлении организаторов "Двоесловия" - это полный переход на позиции "актуального" эпатажа, без всякого намека на церковность. Что общего у Русской Православной Церкви с этим антиобщественным явлением? Разумеется, ничего! Поэтому мы не можем иначе оценить слова и действия организаторов выставки "Двоесловие/Диалог" как направленные на создание двусмысленности в этом ясном вопросе», - подчеркивается в обращении к Патриарху Кириллу.

«Ваше Святейшество, мы не сомневаемся, что Ваша позиция, как и позиция Русской Православной Церкви, относительно высокой роли культуры и искусства в жизни общества остается неизменной. "Актуальное искусство" находится вне пределов этой культуры, и его влияние на общество заключается в создании череды скандалов. Это разрушительно и для культуры, и для общества, и для Церкви», - заключают авторы документа.

Письмо к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу подписали: писатель, лауреат премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2010), дважды лауреат Государственной премии СССР, лауреат многочисленных литературных премий Валентин Распутин; народный художник России, лауреат Государственных премий СССР, РСФСР, РФ, член президиума Российской академии художеств, профессор Валентин Сидоров; народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, председатель Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов, президент международного кинофестиваля «Золотой Витязь» Николай Бурляев; писатель, сопредседатель Союза писателей России Владимир Крупин; народный художник России Сергей Харламов; доктор медицинских наук, профессор, председатель Обществ православных врачей Москвы и России, сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии Александр Недоступ; доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, Председатель комиссии по преподаванию русского языка и литературы в школе Отделения литературы и языка РАН Всеволод Троицкий; заслуженный художник России Константин Александров; заслуженный художник России, действительный член Российской Академии художеств Василий Бубнов; член МСХ, заслуженный художник России Людмила Волова; заслуженный художник России Анатолий Воробьев; художник-монументалист, лауреат международной премии Германо-советской дружбы Марина Дедова-Дзедушинская; иконописец Ирина Клименко; член Ассоциации искусствоведов Галина Кушнеровская; заслуженный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств Никита Медведев; заслуженный художник России, профессор Лев Михайлов; заслуженный художник России Иван Николаев; заслуженный художник России Олег Осин; член МСХ Виктор Решетников; доктор филологических наук, профессор МГУ Василий Толмачев; заслуженная артистка России Ольга Фомичева; заслуженный художник России Валерия Шапошникова; художник-монументалист, член CX CCCP (МСХ), член Союза художников России Вячеслав Щербина.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 34

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

34. ЕЛЕНА : Двоемыслие?
2010-08-10 в 13:58

Уважаемые господа!
Я человек не религиозный, но по месту моего рождения скорее православный. И мне обидно за церковь, которая начала такой, извините, унизительный диалог с малопрофессиональными, амбициозными, малокультурными людьми. К сожалению, зная многих из этой "тусовки" я могу совершенно четко определить ущербность их сознания, отсутствия культуры,желание любыми способами обратить на себя внимание. Им, к сожалению, все равно где и что выставлять. Чем шумнее будет реакция на из произведения, тем лучше. Нет запретных тем. Не надо пытаться их образумить - это невозможно. Конечно же большое упущение заключается в том, что как всегда очень поверхностно отнеслись к выбору авторов, которые приняли участие в этом действе (о необходимости самого действия мы умалчиваем. (А нужно ли это было вообще?).Если бы церковнослужители более тщательно отнеслись бы к подбору авторов выставки, то, возможно, диалог со светской культурой и состоялся бы. Как-то не с того конца начали этот диалог.
Некоторые авторы во всех своих интервью кичатся своим причастием к религии, дескать церкви восстанавливают,ответственность свою религиозную обозначают. Но, господа,тот кто делает добро не должен этим кичиться или я не права?
А самое-то на мой взгляд страшное, что не углядели устроители, что многие из художников-участников выставки преподают в различных художественных заведениях (для зароботка, естественно) и в этих самых школах также возникает дискуссия по-поводу религии и охвате ее современным искусством. Почитав блоги этих школ, я ужаснулась! Там такие круги по воде пошли.... А это ведь подрастающее художественное поколение. Им преподносят это как образец для подражания, выставочная деятельность преподавателей!
Тщательнее надо было изучить деятельность участников! Тщательнее узнать их истинные взгляды и взаимоотношение с религией.
И если такие художники и входят в церковь для диалога, то наверно, то наверно, как робкие ученики, а не как преподаватели все знающие.
И еще раз - не надо заводить диалога, с людьми непонятными, несведущими в вопросах религии,не имеющими элементарного образования, не относящихся к национальной культуре.
33. Галина Борсуковская : Присоедините и мою подпись.
2010-07-04 в 04:59

Прошу прощения, что будучи самым простым художником и не имея ни званий ни чинов, присоединяю свой голос к тем уважаемым людям, чей авторитет позволяет обратиться к самому Патриарху Православной Церкви. Но я страдаю от этого "авангардного искусства" не только как верующий человек, оскорбленный в своей вере, но и как художник, любящий свою профессию. В нашу эпоху традиционное искусство подвергается организованному притеснению со стороны так называемого "искусства нетрадиционного". Мне очень обидно, что весь великий опыт художников прошлых веков так безсовестно отвергается ими и признается устаревшим. Я же этот опыт изучала и преклоняюсь перед ним. Я не могу считать художниками каких-то дилетантов, для которых нет вообще ничего святого. Им нельзя пускать в храм, они приходят, чтобы осквернить его.
32. георгий : николаю
2010-06-30 в 04:38

...в расчете на то...
уважаемый николай, смею вас убедить, что на счет "моих расчетов" вы ошибаетесь.

Во-первых - я имею основание сильно сомневаться в дотоверности Вашего заявления по поводу патриаршего разрешения...
я черпаю данную информацию из сети. о разрешении- есть. о запрете- нет (если бы было- ни выставки, ни обсуждений не было бы).

Так разрешил,или НЕ БЛАГОСЛОВИЛ? Следуя Вашей логике,надо полагать - разрешение дано было письменно , а благословения не дано было устно? Что за чушь?
тут я не вижу никакой логической связи между той информацией, которую я привел (почерпнул из интернета) и тем, что вы на основании этого "полагаете".

Во-вторых - Даже ,если Патриарх и не возражал против выставки,то, скорее всего,был обманут устроителями,что совсем не делает им чести, а льстиво-провокационное письмо участников этой выставки Его Святейшеству(оглашенное прот.Максимом) -причина задуматься над этим.

на счет обманут- можно поподробнее? мне об этом ничего не известно. если был обман, это изменит мой взгляд на происходящее.
письмо ни льстивым, ни провокационным не считаю- благодарность за разрешение. такие письма рассылаются всегда при открытии любых выставок. обычно заранее. еще обычно адресатов приглашают на вернисаж. (если бы такое приглашение было в письме- вы бы его наверняка расценили не просто как провокацию, а еще хуже, не так ли?)

Пропорция вины такова - 99 и 9% в периоде вина тех,кто это сделал
спасибо за ваше мнение. мое вы знаете.. хотя на самом деле- не нам судить..

...по грехам которых,и было попущено сие кощунство.
"конечно, ни о каком сознательном злобном кощунстве и антицерковной агрессии на этой выставке речи нет...
.Но все же главное событие выставки – отчаянная смелость отца Максима. Потому что выставка эта, как я думаю, для отца Максима, лежит не в сфере эстетических задач, а в сфере пастырского душепопечения. И это, с моей точки зрения, единственное весомое оправдание выставки... Здесь я могу только от всего сердца молитвенно пожелать своему собрату помощи Божией и пастырского успеха".
или еще:
"Сам факт проведения выставки «Двоесловие/Диалог» я оцениваю очень высоко.... Там, где взгляды совпадают, диалог вести не о чем...В строгом смысле слова, эта выставка демонстрирует диалог не Церкви и художников, а диалог людей, которые ищут путь ко Христу и не могут игнорировать Церковь и Евангелие..."
от кого эти цитаты, вы наверняка знаете.. и наверняка знаете и другие высказывания представителей церкви по этому поводу... однозначного ответа нет. (для меня лично на этой выставке не было ничего кощунственного (упор на "этой")).

Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
в данном случае вы (как и АВК) заменяете понятие "искушение" и "вопросы". кто приходит к вам с (неудобными для вас) вопросами- тому тоже горе?
31. АННа РАЙТ : николаю
2010-06-28 в 16:10

Уважаемый николай, о причинах прочитайте пожалуйста мой пост №63
http://ruskline.ru/n...chishkami/#comments
О вине. Целиком наша - раз мы позволяем, значит мы заслуживаем. Гельманы и рушди всегда найдутся - разница в нашей реакции. И коль опять и опять поднимается этот вопрос, это значит, что нашу виноватую совесть лукавые ухищрения козловых и фролеров (в том числе и здешних, форумных) не устроили и не успокоили.
30. николай : Ответ георгию - как определяется пропорция
2010-06-28 в 14:53

20. георгий : АННЕ РАЙТ & АВК (2
)"как определяется пропорция вины между тем, кто сделал (по вашему мнению) "акт кощунства" и тем, кто разрешил этот акт сделать? (повторюсь, что Патриарх Кирилл разрешил проведение выставки)."

- Очень напоминает по духу фарисейски поставленный вопрос о платеже подати кесарю ,и реплику тех же товарищей -" ...не друг кесарю... " - К чему так несмело и завуалировано? Изъясняйтесь же смелее,яснее и проще.Вы т.о. хотите спросить -кто больше виноват в кощунстве непосредственные участники,или Патриарх Кирилл ? Именно так Вы и ставите ваопрос, в расчете на то,что самой постанавкой ,вобъёте клин между Вашими оппонентами и Патриархом(поскольку это обсуждение обращения к Патриарху).
Но, не думаю,что это удастся.
Во-первых - я имею основание сильно сомневаться в дотоверности Вашего заявления по поводу патриаршего разрешения(" ...кроме того Патриарх Кирилл разрешил проведение выставки, но не благословил ее..." - Ваши слова,в коих без труда просматривается очередной фарисейский выверт).Так разрешил,или НЕ БЛАГОСЛОВИЛ? Следуя Вашей логике,надо полагать - разрешение дано было письменно , а благословения не дано было устно? Что за чушь?
Во-вторых - Даже ,если Патриарх и не возражал против выставки,то, скорее всего,был обманут устроителями,что совсем не делает им чести, а льстиво-провокационное письмо участников этой выставки Его Святейшеству(оглашенное прот.Максимом) -причина задуматься над этим.
В связи с этим,позволю и себе ответить на Ваш вопрос вопрос Анне и опубликовать своё ЛИЧНОЕ мнение - а именно:"Пропорция вины такова - 99 и 9% в периоде вина тех,кто это сделал (Гельман и К) -так как сознательно приложили немало усилий и энергии к осуществлению данной акции . Во всём остальном -виноваты православные(в том числе.и подписавшие письмо) с патриархом во главе, по грехам которых,и было попущено сие кощунство."

Мф 18:7-9 Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.

29. АВК : Редакции РНЛ
2010-06-23 в 17:49

Уважаемая редакция!
Если возможно, полагал бы целесообразным открыть сбор подписей под настоящим Обращением к Святейшему Патриарху, а затем передать списки подписантов вместе с текстом в Канцелярию Его Святейшества.
28. георгий : АННЕ РАЙТ
2010-06-23 в 17:48

спасибо вам за ваши ответы!
27. георгий : АВК
2010-06-23 в 17:46

Нет, уважаемый, всё же "придраться придётся"
ну, как знаете..

Вы пришли сюда нас рапропагандировать в Православии?
никак нет. я наткнулся на этот сайт по одной ссылке и задал тут несколько вопросов. вот и все. на некоторые мне ответили и я за это благодарен, т.к. ответы эти меня, даже если я с ними не согласен, так или иначе побуждают смотреть на вещи под другим углом. а лично вам я задал один вопрос три раза, но вы не ответили (не смогли или не захотели, я не знаю) за то обвинили меня в "пропаганде", в том, что я "засланный казачек", "антицерковный агитатор" и пытаюсь "распропагандировать вас в вашей Вере". знаете, вы ошибаетесь.
вы конечно же не обязаны отвечать. а я вам напоследок (т.к после ваших обвинений я не намерен продолжать с вами дискуссию), скажу, что я думаю- что совершивший [любое] действие несет за него ответственность точно также, как несет его человек, посодействовавший совершению этого действия (или "просто" не запретивший, если такая возможность была).
всего вам лучшего.. и желаю вам не на столько бояться мира вокруг - т.е не видеть во всем что вам чуждо подвох или попытку вас "совратить".
26. наталья викторовна масленникова : j gbcmvj gfnhbfh[e
2010-06-23 в 17:35

Уважаемые коллеги, просим поставить наши подписи под письмом к патриарху: Н. В. Масленникова, доцент МГУ, автор и руководитель духовно-просветительских и научно-методических программ "Сергиевские чтения" и "Кирилло-Мефодиевские чтения", А. С. Новикова, доцент МГУ, член Оргкомитета "Сергиевских чтений" и "Киррилло-Мефодиевских чтений", Л. С. Краснова, доцент МГУ, член Оргкомитета "Сергиевских чтений" и "Кирилло-Мефодиевских чтений", Г. А. Богатова-Трубачева, профессор, академик Межд. славянск. академии.
25. АВК : Георгию
2010-06-23 в 15:05

"к словам придираться не надо, пожалуйста."
Нет, уважаемый, всё же "придраться придётся"

"мы и говорим, что "оставляем степень греховности на суд божий"
Простите, но у меня серьёзные основания считать, что Вы не являетесь ПРАВОСЛАВНЫМ. Потому как православный человек никогда не напишет слово "Бог" с маленькой буквы. Вы пришли сюда нас рапропагандировать в Православии?

"прокурор думает иначе и потребовал приговорить к трем годам колонии- самодурова и ерофеева"
Совершенно правильно прокурор потребовал. На то он и прокурор. Ни Вы, ни я прокурорами (во всяком случае для того судебного процесса) не являемся. Есть гражданский (уголовный, арбитражный) суд, а есть Суд Божий (оба слова православные, к которым отношусь и я, недостойный, пишут с ЗАГЛАВНОЙ буквы.

"выставка была выставкой-продажей?"
Выставка была совершенно коммерческой пиар-акцией. Кроме того, атеисты и талмудисты-иудеи исполнили талмудические предписания и нагадили в Храме Божием.

!как вы относитесь к тому, что в церкви (зачастую даже не в притворе а внутри) продаются разные вещи? и не было бы правильнее если уж продавать - то за пределами храма?"
Продаются не журналы "Плейбой", а свечи и церковная утварь. А торговые площади вне стен храмов государство не даёт. На этот вопрос уже многократно давали ответ и иерархи, и священники, и миряне. А враги Православия всё об одном - о своём, об антиправославном. Это ещё один факт, говорящий о том, что пришли Вы сюда в пропагандистских целях - рапропагандировать нас в нашей Вере. Не пройдёт, уважаемый!

Совершенно очевидно, что Вы пытаетесь настроить нас против священноначалия нашей Церкви (я-то поначалу воспринял Вас как как православного брата, а оказались Вы, к сожалению, "засланным казачком", антицерковном агитатором). Но это тоже не пройдёт - с нашим священноначалием мы находимся в евхаристическом единстве и не станем по прихоти атеистическо-талмудических агитаторов хулить священноначалие.

Простите.
24. АННА РАЙТ : Георгию
2010-06-23 в 14:23

Да, язычники входили в притвор, чтобы слушать слово Божье. И входят, и пусть входят. А какая связь с этим кощунством?

Эта выставка ограничивается Гельманом. Не буду спорить о значимости Малевича, слишком теперь хорошо знаем, как делаются имена. Кто ведется на это - на здоровье.
Еще раз - НИКОГДА костры не пылали по поводу ФАКТОВ ПРИРОДЫ. То, что еретики иногда утверждали некоторые факты о природе, совпадающие с нашими представлениями, не имеет никакого значения. Сжигали их за отрицание догматов Церкви. Спору нет, это ужасно и не соответствует Христову учению, но это не относится к науке. А за то, что противоречит установлениям общества - общество всегда репрессирует. Тогда - кострами, сейчас, 282 статьей. Можете называть это фанатизмом и догматизмом, но это всегда и везде так.
23. ученица : Re: «Что общего у Русской Православной Церкви с этим антиобщественным явлением?»
2010-06-23 в 13:53

А как отнестись вот к этому:http://www.inform-re...g.ru/220610/kul.html
22. георгий : ответ ABK
2010-06-23 в 12:58

я рад, что вы не в обиде, но к словам придираться не надо, пожалуйста..
в большинстве словарей вы увидите такое: "Извиняюсь. То же, что извини(те)". на определенных филологических высотах спорят об этом, но в разговорной речи принято за норму говорить так, как написано в толковых словарях. вижу, что вас это все же задело (иначе не написали бы). поэтому: прошу прощения.

Надеюсь, ответил на Ваш вопрос.
не совсем. хотя мы и говорим, что "оставляем степень греховности на суд божий", прокурор думает иначе и потребовал приговорить к трем годам колонии- самодурова и ерофеева.
отсюда и мой вопрос: виновен только тот, кто сделал акт кощунства, или кто его разрешил делать, хотя мог и запретить?

И Господь наш подал нам пример, изгнав торгующих их Храма.
выставка была выставкой-продажей? мне кажется - нет. но раз вы о торговцах заговорили- как вы относитесь к тому, что в церкви (зачастую даже не в притворе а внутри) продаются разные вещи? и не было бы правильнее если уж продавать - то за пределами храма?

спасибо за ответ
21. АВК : Георгию
2010-06-23 в 10:37

"АВК: за "АБК" извиняюсь, это была опечатка"
В русском языке слово "извиняюсь" означает "извиняю сам себя". Это хорошо, что Вы сам себя извиняете. Но в любом случае - я на Вас не в обиде.

"...тем не менее на мой прямой вопрос не ответили".
Ответил. См.предыдущее сообщение (о кощунниках)

"как определяется пропорция вины между тем, кто сделал (по вашему мнению) "акт кощунства" и тем, кто разрешил этот акт сделать? (повторюсь, что Патриарх Кирилл разрешил проведение выставки)"
Ни мне, многогрешному, ни Вам, уважаемый не дано права определять стетень или, как Вы выразидись, "пропорцию вины" НИКОГО, а уж тем более Святейшего Патриарха, в евхаристическом единстве с которым состоим. Это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПРЕРОГАТИВА Господа, а не наша. Каждый из нас ответит за каждое наше слово. Посему, не дерзая подменять собою Всемилостивого Судию Господа, предлагаю оставить определение степень греховности каждого из нас на Суд Божий.
Тем не менее моё православное сознание не может согласиться с устройством богохульной и кощунственной выставки в стенах Храма Божия. И Господь наш подал нам пример, изгнав торгующих их Храма.

Надеюсь, ответил на Ваш вопрос.
20. георгий : АННЕ РАЙТ & АВК (2)
2010-06-23 в 03:15

АВК: за "АБК" извиняюсь, это была опечатка.
давайте не будем скатываться к дискуссии в роде "сам дурак- сам с собой болтаешь". разумеется я понял что вы имеете в виду ["это не их церковь"]. но и вы (как я думаю) поняли, куда я клоню. но тем не менее на мой прямой вопрос не ответили. а он таков:
как определяется пропорция вины между тем, кто сделал (по вашему мнению) "акт кощунства" и тем, кто разрешил этот акт сделать? (повторюсь, что Патриарх Кирилл разрешил проведение выставки).

АННЕ РАЙТ:
Вот для чего предназначен притвор по Уставу Церкви
спасибо. это также место, куда могли входить и язычники, раскольники и прочие, не относящиеся к христианству люди. это место, где официально "встречаются" два мира, где встречаются все "за и против".
разумеется, при такой встрече возникают споры и недовольства. это факт. что мы сейчас и наблюдаем. но это соприкосновение необходимо даже учитывая этот факт.


Не путайте актуальность искусства и "актуальное искусство". О последнем читайте их первых уст(М.Гельман - куратор всех этих процессов)
я думаю, что не путаю (профессия такая))). об этом написано много всего разного. гельманом это не ограничивается никак..

Значимость Малевича, как бы это, сказать сильно преувеличена.
об этом тоже постоянные споры. также как и о бойсе или поллоке. я их здесь не особо хочу разбирать- тема не та..вы уж не обессудьте.. факт тот, что спорят об этом уже почти век, что само по себе говорит о значимости (или незначимости)), и каждый выбирает то, что ему ближе ))))

с вашим последним абзацем соглашусь. (и полагаюсь не полностью на гугль, а если- то перепроверяю. вы уж мне поверьте))). но "факты природы" часто расценивались как ересь. от этого костры и пылали...

Рассказ о "вечном конфликте" христианства и науки - миф, который поддерживается всеми средствами массовой информации.
я считаю, что это конфликт не христианства и науки а фанатизма и догматизма и науки. и разумеется он не вечный.
19. АННА РАЙТ : Георгию
2010-06-22 в 19:29

Ну тогда я Вам тоже ссылки дам.
Вот для чего предназначен притвор по Уставу Церкви
http://lib.eparhia-s...thor/church2/9.html
А именно для богослужебных целей. "Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая; в притворе находятся различные иконы.". Для художественных работ есть выставочные залы. Чем руководствовались те, кто пошел на это, мы не знаем, но несомненно, скоро узнаем, см. мой пост №29 на ветке
http://ruskline.ru/n...provalilas/#comments
Не путайте актуальность искусства и "актуальное искусство". О последнем читайте их первых уст(М.Гельман - куратор всех этих процессов)
http://forum.artinve...owthread.php?t=23185
С ярким представителем познакомитесь (не пожалеете), если сходите по ссылке в посте 28 на той же ветке.
Значимость Малевича, как бы это, сказать
сильно преувеличена.
Слов нет, людей жечь нехорошо, но раскапывая такие факты, не стоит полагаться на гугль. Или, по крайней мере, проверять по нескольким ссылкам. К "жертвам злобных христиан" с некоторой натяжкой можно отнести разве что Ипатию. Но самосуд раъяренной толпы во все века один и государство именно поэтому борется с самосудами (любое государство). А нормы побивать камнями (как в других религиях) в христианстве нет. Все остальные слкучаи относятся либо к межрелигиозной борьбе (методы борьбы всегда соответствовали духу времени),либо к политической (то же). "Никитка" стал жертвой переменчивого характера Ивана Грозного (отсюда и гайдаевский образ), "чтение иностранных книг" не ограничивалось чтением, но предполагало и службу. Все жертвы западной инквизиции исповедовали публично ту или иную форму ереси (как отрицания христианских догматов, а не как фактов природы). Разве что математик Вальмес не поладил лично с Торквемадой (это и сейчас легко).
За "науку" вообще никого не жгли. Начиная в 13 века именно Церковь инициировала развитие экспериментальных методов естествознания. Так, схоласт Буридан (14в) высказал гипотезу, что земля круглая и вращается вокруг своей оси. А его понятие импульса (момента-импетуса) стало основный понятием той физики, которую Вы проходили в школе (с некоторыми изменениями, понятно).
Рассказ о "вечном конфликте" христианства и науки - миф, который поддерживается всеми средствами массовой информации.
18. АВК : Георгию
2010-06-22 в 18:35

Уважаемый Георгий! Складывается впечатление, что Вы читаете самого себя...
"кого вы "антиправославными кощунниками" называете?", - вопрошаете Вы. Тогда как вопрос Ваш излишен, ибо в начале своего письма мною дан уже ответ на Ваш вопрос: "Это не их Церковь, этих кощунников, называющих себя художниками". Или Вы сами с союой спорите? Тогда сами и отвечайте. Только не от моего имени, которое в аббревиатуре пишется не АБК, а АВК. Надеюсь, разницу улавливаете. Простите.
17. георгий : АННЕ РАЙТ & АБК
2010-06-22 в 17:23

АБК:выставка совершенно удалась. С точки зрения антиправославных кощунников
кого вы "антиправославными кощунниками" называете? не тех ли, кто участвовал? не тех ли, кто разрешил? как определяется пропорция вины между тем, кто сделал (по вашему мнению) "акт кощунства" и тем, кто разрешил этот акт сделать? (повторюсь, что Патриарх Кирилл разрешил проведение выставки).

АННЕ РАЙТ:
Нет, отдадим им наши храмы, пусть свое д-мо туда тащат.
не надо ничего ни отдавать, ни отбирать. выставка выла обговорена. была разрешена :"по слову настоятеля о.Максима Козлова, выставка проходит не в самом храме, а в притворе" . Работы выбирали православное и художественное сообщество, не были включены излишне эпатажные работы. Отсутствие агрессивных произведений отметил и присутствовавший на выставке председатель Синодального отдела по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов). кроме того Патриарх Кирилл разрешил проведение выставки, но не благословил ее .. но раз вы считаете, что это "д-мо" и знаете, кто из художников "имеет или не имеет успех" и почему, то видимо, вы искусствовед. курируйте собственные выставки. вам это никто запрещать не будет. хотя скорее всего найдется кто-то, кому ваш вкус не по душе и тут (возможно) вас будут (по вашему же примеру) судить.. просто, видимо, вы вращаетесь в кругах, где это так принято..

А зачем есть всю яичницу, чтобы узнать, что яйца были тухлые?
не надо конечно.. под актуальностью искусства подразумевается то, что искусство делается как реакция на внешний мир. здесь и сейчас. и взгляды на мир и реакция на него тогда и сейчас разная. так что пример не корректен.

Это кто Вам сказал?
а вы об этом и не слышали?ну, что-же.. начнем с самого начала, или выборочно??.. думаю, лучше выборочно, т.к. списки были бы длинными. очень..
убийство ипатии александрийской
в 438-ом в риме вступает в силу закон, который предусматривает смертную казнь для язычников и через пару лет смертная казнь и для тех, кто предоставляет свои жилища язычникам для отправления языческих культов. но это ладно, это статистика, как говорил величайший палач. поэтому останемся у имен:
1227 г. новгород- четыре волхва были приведены на архиерейский двор и там сожжены
1307г. фра дольчино проповедник.
В 1327 году за мнение о том, что земля круглая инквизицией был сожжён на костре итальянский астроном чекко д'асколи.
1486 г. математик вальмес (нашёл формулу для решения уравнений 4 степени) было решено, что волей божьей решать эти уравнения человеку не дано и найти формулу можно только с помощью дьявола.
1504 г. по приказанию московского митрополита даниила за чтение иностранных книг сожгли князя лукомского, вместе с ним ивана волков, михаила коноплева, ивана максимова, в новгороде – некраса рукавова. позже их участь разделил юрьевский митрополит кассиан.
в 1553 году на костер был отправлен великий испанский мыслитель и врач мигель сервет. его вина заключалась в том, что он посмел выдвинуть идею о существовании малого круга кровообращения и предугадал его физиологический смысл.
1554 г. сожгли матвея башкина, проповедовавшего, что рабство несовместимо с христианством.
1568 г. никитка, изобретший летательный аппарат, сожжен "за содружество с нечистой силой".
1600 г. джордано бруно.
1619 г. итальянский философ ванини.

гугль есть, можете сами найти намного больше всего.. тогда вопросы типа "а кто сказал?" сами отпадут..
16. АВК : Re: «Что общего у Русской Православной Церкви с этим антиобщественным явлением?»
2010-06-22 в 16:39

Это не их Церковь, этих кощунников, называющих себя художниками. Их религия - атеизм, талмудический иудаизм, который предписывает своим адептам гадить в и возле православных храмов. Так что другого от них ожидать и не стоило. Священник Максим Козлов позволил им превратить Храм, частью которого является претвор, в отхожее место. Чем они с удовольствием и воспользовались. Так что выставка совершенно удалась. С точки зрения антиправославных кощунников. Либерально натроенные священнослужители, для которых очевидно Православный Храм - не их храм, с восторгом приветствовали богохульное "начинание". Так что дело Губельмана-Ярославского живёт и пахнет, простите, воняет.
15. АННА РАЙТ : Георгию
2010-06-22 в 15:02

так отберем же у всех кисти и краски и засудим, и посадим на три года!.


Нет, отдадим им наши храмы, пусть свое д-мо туда тащат.
да!? вы хорошо осведомлены о современном (актуальном) искусстве, однако! хотя я бы поспорил.


А зачем есть всю яичницу, чтобы узнать, что яйца были тухлые?
в свое время так и было. они актуальными и были.


Это кто Вам сказал?
в свое время фанатики жгли на кострах ученных за ересь.


А каких ученых сожгли и когда?
14. георгий : диакон Андрей : о выставке
2010-06-22 в 14:11

"правда большинство его просто не заметило" -
большинство обычно мало что нового замечает. большинство в массе своей так сказать очень консервативно. в свое время фанатики жгли на кострах ученных за ересь. сейчас приговаривают художников за (с их точки зрения) тоже самое.

"в свое время, в 1917 году, Малевич и его соратники тоже объявили себя единственно актуальными" -
в свое время так и было. они актуальными и были. тогда. сейчас актуальны не они а другие.

И им государство (и особенно международные центры) выдают большие средства. Но успеха они не имеют.
да!? вы хорошо осведомлены о современном (актуальном) искусстве, однако! хотя я бы поспорил.

если открыть на вашем форуме продолжение подписей под этим обращением, то к нему присоединятся не только 99% народных и заслуженных художников России. Не только 99,9% православных христиан, но и абсолютное большинство просто нормальных людей...
остерегайтесь брать на себя такие заявления. это может оказаться ложью. а это нигде не приветствуется..
13. георгий : борьба с бедностью
2010-06-22 в 13:52

"Эта выставка социально опасная. Потому, что большинство православных давно оказалось за чертой бедности, и подобные "перфомансы" усиливают неприязнь жителей России, к потерявшей представление о реальности Москве."

так отберем же у всех кисти и краски и засудим, и посадим на три года!.. хотя написано- не суди.. или там пометка есть кому можно а кому нет? и кого можно а кого нет?
12. Соколов : Слава Богу, что у нас есть еще русская культура
2010-06-21 в 19:56

Эта выставка кощунственная. А за каждым кощунством, как мы знаем из церковной истории, следует вразумление.
Эта выставка раскольничья. Потому, что она содействует противостоянию между консервативным большинством Церкви, и кучкой обновленческих маргиналов, искусственно провоцирующих раскол.
Эта выставка социально опасная. Потому, что большинство православных давно оказалось за чертой бедности, и подобные "перфомансы" усиливают неприязнь жителей России, к потерявшей представление о реальности Москве.
Эта выставка является информационным прикрытием. Прикрытием важнейшего события в жизни каждого из нас - введения нового "Устава Прихода", по которому прихожане оказываются безправными статистами.
"Обращение" является актом гражданского мужества деятелей нашей великой русской культуры, и безусловно, достойно более почетного места на сайте.
11. А.В.Шахматов : "НЕ УЧИ УЧЕННОГО"
2010-06-21 в 19:07

Ангелине.
Для меня оскорбление называть величайшую Русскую культуру псевдонимом, то есть российской,в связи с этим и поступила соответствующая реплика.Так как я строитель,то подвал-это место под домом,где складывают всякие шмотки.Словом,пожалуйста,не учите.
10. Ангелина : призыв к миру
2010-06-21 в 18:23

Дорогой А.В. Шахматов, давайте обходиться без оскорблений и каламбуров. "Подвал" - журналистский термин, означает определенное расположение материала на газетной полосе (в данном случае - на главной странице сайта). Наша культура - действительно русская, принадлежность к ней человек проявляет в том числе и своей вежливостью.
9. А.В.Шахматов : ЕЩЁ УЧИТ РЕДАКТОРА...
2010-06-21 в 16:46

Анитову!
Если вы считаете величайшую Русскую культурой,которая распрасранена по всей Вселенной, российской,то вам место в подвале,простите.
8. Анитов : Re: «Что общего у Русской Православной Церкви с этим антиобщественным явлением?»
2010-06-21 в 16:12

Господин Главный редактор! Не кажется ли Вам, что Вы предоставили не самое видное место обращению к Святейшему Патриарху выдающихся деятелей мировой культуры (имя В. Г. Распутина говорит само за себя), поставив на передовицу материалы куда менее значимого характера? Говорит о Вашей любви к Церкви, о Вашем патриотизме, о Вашем, в конце концов, профессионализме? Неужели это- заурядный текст, место которому среди разнородных и разнокалиберных материалов "подвала"?
7. Дмитрий В.Ч. : 2. А.В.Шахматов : НЕ КУЛЬТУРНЫЕ РАССУЖДАЮТ О КУЛЬТУРЕ.
2010-06-21 в 15:51

+100!
6. Аноним : Re: «Что общего у Русской Православной Церкви с этим антиобщественным явлением?»
2010-06-21 в 15:02

Атеисты, каковыми, как минимум, являются организаторы выставки, а также все им подобные и их "поддерживающие",есть люди, которые черпают свои «пастырские»/»миссионерские» инициативы и аргументы из "грязи человеческих отношений", сознательно смешивая с ней святыню.

Они игнорируют Божественные установления и Божественную волю, поскольку, будучи неверами, не принимают их в расчёт.

Для этих людей кощунство органично: при всей своей агонистической "актуальности" и болезненной демагогичности, они в действительности не сознают, что делают: «не ведают, что творят». Это «неведение» является существенным признаком всех тех, кто распинал Христа и распинает его сегодня.

Однако, Бог поругаем не бывает.
Сегодня происходит всё более явное отделение <...> и им подобных от стада Христова. Будем молиться, действовать и следить за развитием событий. В том числе и событий из жизни конкретных персонажей.
5. диакон Андрей : о выставке
2010-06-21 в 14:48

Мне кажется, полезно было бы напомнить, откуда появилось это так называемое актуальное искусство с его обязательной двусмысленностью и кощунствами. Когда смотришь, например, на так называемую "Черную троицу", становится ясно, что этот "шедевр" вышел из знаменитого "Черного квадрата". В свое время народу пытались навязать "Черный квадрат" Малевича, правда большинство его просто не заметило. Этот "Черный квадрат", купленный государством при Швыдком за миллион долларов, открыл дорогу веренице "актуальных художников".
Интересно, что в свое время, в 1917 году, Малевич и его соратники тоже объявили себя единственно актуальными, всех остальных художников - буржуазными и реакционными, а попросту говоря - контрреволюционными. И поначалу преуспели в прислужничестве перед новой властью. Их назначили в руководители пролетарского искусства. Малевич даже руководил художественным оформлением первомайской демонстрации на Красной площади. И так называемые концептуалисты - это содержанки новой власти. Им покровительствуют олигархи, они всегда поддерживали Ельцина. И им государство (и особенно международные центры) выдают большие средства. Но успеха они не имеют. Потому и стараются привлечь к себе внимание эпатажем. Причем эпатаж их распространяется только на оскорбление нравственности и христианства. Попробовали бы они затронуть мусульман или иудеев!
Многие уже в связи с этой выставкой справедливо говорили, что подлинное миссионерство нуждается в подлинной культуре — например, такой, которую представляют Валентин Распутин, Николай Бурляев и все подписавшие данное обращение к Патриарху. На самом деле, если открыть на вашем форуме продолжение подписей под этим обращением, то к нему присоединятся не только 99% народных и заслуженных художников России. Не только 99,9% православных христиан, но и абсолютное большинство просто нормальных людей, которым еще не удалось навязать это, как сказал протоиерей Александр Шаргунов, «черное окно в пустоту, в черную дыру, которая распахивается все шире».
4. Сергей Фомин : Забыли?
2010-06-21 в 14:44

А почему Лина Мкртчян не подписалась?
http://consigliere-r...rnal.com/280698.html
3. Алексей Каноныкин : Re: «Что общего у Русской Православной Церкви с этим антиобщественным явлением?»
2010-06-21 в 14:37

Жива в России вера, и порожденная верой культура!
Вопросы в Обращении заданы риторические, но от ответов на них зависит судьба России. Если кощунство проникло в Церковь, горе всем нам!
2. А.В.Шахматов : НЕ КУЛЬТУРНЫЕ РАССУЖДАЮТ О КУЛЬТУРЕ.
2010-06-21 в 13:49

Не было советской и нет российской культуры,а есть всемирная и величайшая РУССКАЯ!!!Боже,когда это дойдёт у людишек.
1. Анитов : Re: «Что общего у Русской Православной Церкви с этим антиобщественным явлением?»
2010-06-21 в 13:40

Вот слово подлинной Российской культуры.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме