«На самом деле стабилизационный фонд - это еще не есть живые деньги. Это, скорее, набор обещаний. Поскольку атака на евро носит во многом спекулятивный характер, то и пожарные меры противодействия также не лишены психологического свойства. Идея состоит в том, что евро обрушить не удастся, потому что за ним стоят обязательства спасти его любой ценой. Хотя часть из этих денег действительно придется потратить. Потому что закрывать долги и перекредитовывать полубанкротные страны Южной Европы все равно придется», - заметил М.Леонтьев.
«Конечно, надо понять, что Греция - это промотавшаяся страна, - продолжил аналитик. - Единственная страна в мире, которая вела себя более безответственно, - это США. Но у них хотя бы было некоторым образом завоеванное право. Другое дело, что в нынешней ситуации для людей, которые серьезно занимаются европейским проектом, очевидно, что исключение Греции, ее дефолт или выход из еврозоны означали бы для евро начало действия принципа домино. И остановить этот процесс уже было бы нельзя. С технической точки зрения для Греции, Португалии, Испании и Италии это было бы выходом. Потому что способность девальвировать свою валюту довольно быстро восстановила бы у них экономическое равновесие. И позволило бы нормально выплачивать долг. Это то, что делают те же США, которые пытаются выплатить долг через его обесценение. Но вы не можете спасти каркас европейского проекта, который не является системным и структурно крепко сшитым. Потому что каркаса как такового нет. Та оболочка, которую мы видим, не является каркасом. Но для тех, кто не считает идею европейского проекта нежизнеспособной, такие действия практически императивны. То есть им нет альтернативы. Другое дело, к чему они приведут. Если европейцы считают, что нужно выживать именно в таком формате, то здесь думать не о чем».
По мнению журналиста, Европа сегодня делает то же самое, что и Соединенные Штаты: «На самом деле последний пакет стабилизационных мер напоминает «план Полсона» для Европы. Это та же самая формула, которую в марте прошлого года вывел Обама. После чего начался якобы «выход из кризиса», когда новая американская администрация заявила, что правительство США больше никому не даст обанкротиться и берет на себя все риски. Теперь то же самое делает ЕС. Все могут расслабиться. Потому что сейчас это будут риски не частных компаний, а органов ЕС».
Однако, убежден М.Леонтьев, бессмысленно покрывать долги новыми долгами. «На предыдущем этапе антикризисной политики произошла институционализация долгов. То есть плохие активы и балансовые дыры были в значительной степени аккумулированы государством. Последнее взяло на себя как реальную, так и моральную ответственность, заявив: «Ребята, не бойтесь, мы всех спасем!» Этот лозунг тут же начал раздувать спекулятивные рынки. Потому что никакого обновления производства или роста деловой активности в реальном секторе в условиях кризиса не происходит. В силу хотя бы отсутствия спроса. Сюда же примешивается нулевой процент по кредитам и кредитный коллапс. То есть общая ситуация напоминает то, что происходило в США, но при этом рынки растут. Их игроки получили сигнал - делайте что хотите и можете раздувать любые пузыри. Все равно государство вам поможет. Итак, Европа сделала симметричный шаг и подтянулась до США. Нынешний этап кризиса она преодолеет так же, как американцы,- с помощью денежной накачки (после которой в США началось конъюнктурное оживление). Как любят говорить экономисты, рынок ищет, где находится следующее плечо кризиса. И он его все время находит. То есть в принципе обвал должен был состояться еще в 2009 году. Но его тогда залили деньгами. Сначала американцы, а теперь и европейцы. Больше заливать нечем и некому», - считает эксперт.
«Политика затягивания окончательного решения работает на повышение цены кризиса. Если отвлечься от тех общеполитических соображений, о которых я говорил вначале, дефолт Греции был бы меньшей ценой, чем дефолт ЕС. То есть это паллиатив. Бессмысленно покрывать долги новыми долгами. Немецкая экономика пока относительно здорова. Когда говорят о том, что необходимо прекратить распространение «греческого вируса» на весь ЕС, то надо понимать, что это реально происходит. Сейчас его просто загнали внутрь», - заключил Михаил Леонтьев.