Как уже сообщала «Русская народная линия», 24 апреля главный редактор РНЛ Анатолий Степанов прибыл в Сербию по приглашению известного сербского писателя, главного редактора популярной газеты «Збиля» Момира Лазича. 26 апреля было опубликовано первое сообщение о пребывании главного редактора РНЛ в Сербии, в котором Анатолий Степанов рассказал о чествовании сербского писателя Момира Лазича, который отмечает в эти дни 20-летие газеты «Збиля», о посещении монастыря Велика Ремета, о представлении книги Павла Тихомирова «Зона умолчания», о вручении РНЛ Почетной грамоты, в знак уважения за наши труды по освещению ситуации в Сербии. 27 апреля главред РНЛ рассказал о посещении исторической горы Цер и о строящемся на ней храме памяти св. Иоанна Шанхайского, а также о телепередаче «Колокола Православия», которую ведет писатель Момир Лазич. 29 апреля А.Степанов рассказал о посещении монастырей на Фрушка-Горе, встрече с российским послом в Сербии и телепередаче ТВ «Слобомир», посвященной русско-сербскому единству. Продолжаем публикацию страниц из «Сербского дневника» главного редактора РНЛ Анатолия Степанова, содержащих отчет о его встречах и впечатлениях о пребывании на Сербской земле.
Вчера, 29 апреля утром, возвращаясь из г. Шабац мы увидели удивительный плакат, стоящий у дороги. На одной стороне плаката изображен портрет Государя-мученика Николая и стилизованная эмблема партии «Единая Россия», но над медведем изображены флаги России и Сербии и название «Моя Россия». Плакат обрамлен сверху и снизу лозунгами «Спаситель спасай!» (традиционное обращение сербов к России) и «Партия сербского спасения». На обороте этого билборда изображен тот же плакат, только вместо Государя стоит имя Владимира Путина. Как сообщили наши друзья сербы, формируется новая пророссийская партия «Моя Россия», которая будет ориентирована на активизацию наших связей и отношений. Эти параллели между царем Николаем, которого сербы очень чтят и Владимиром Путиным, довольно характерное явление современной сербской политической жизни, особенно распространенное среди сербов-русофилов.
По возвращении в Белград мы отправились в монастырь Рукумия, один их современных духовных сербских центров, центр борьбы за чистоту Православной веры. Настоятель монастыря игумен Симеон (Станчетич), доклад которого прозвучал на конференции «Русская цивилизация и Ватикан», известен тем, что он проводит богослужения исключительно на церковно-славянском языке. Отец Симеон безмерно любит Россию, он известен как твердый монархист, верит в грядущее возрождение Русского и Сербского Царства - поучиться бы этому многим русским.
Монастырь, основанный в XIII веке совсем не богат, но книги, которые здесь продаются, отпускаются по самым низким ценам. Тем не менее, монастырю удается вести активную издательскую деятельность, в чем игумену Симеону помогает матушка Афанасия (Рашич), которая специально поселилась рядом с монастырем (монастырь Рукумия мужской) с тем, чтобы помогать отцу Симеону в его деятельности. Мать Афанасия удивительный тип современной монахини, которая по внешнему виду совсем не производит впечатления человека, который знаком с Интернетом, может публиковать материалы на сайте. Тем не менее, за внешней простотой матушки скрывается высокий интеллектуальный и духовный уровень, удивительное чувство юмора. С ней приятно беседовать, слушая её рассказы о посещении монастыря епископами-экуменистами.
Монастырь находится не близко от Белграда, но к отцу Симеону постоянно едут люди. Нередкие гости здесь и русские паломники. Храм святителя Николая Чудотворца в монастыре, построенный в правление короля Милана Обреновича, расписан священником Александром Точиловым с Валаамского подворья. Храм построен на месте мученической кончины оклеветанной христианки Елицы, которая была подвергнута жестокой смерти по оговору её ревнивым мужем. Мученицу Елицу разорвали лошади, её очень почитают в окрестностях монастыря. Среди святынь монастыря копия Почаевской иконы Божией Матери. Мы, паломническая группа в составе двух русских, меня и Павла Тихомирова, также наших сербских друзей Ранко и Славко Гойковичей и Слободана Станишича, несколько часов утешались беседой с отцом Симеоном.
Конечно, нас интересовала, прежде всего, ситуация с владыкой Артемием, епископом Рашко-Призренским. Отец Симеон был одним из тех священников, которые не побоялись подать свой голос в защиту гонимого владыки, и он был одним из организаторов стояний в защиту владыки Артемия. По мнению отца Симеона гонения на владыку начались после того, как ему передали аудиозапись лекций епископа Игнатия (Мидича), которые он как преподаватель догматики богословского факультета читал будущим священнослужителям Сербской Православной Церкви. Читал, основываясь на модернистском учебнике митрополита Пергамского Иоанна (Зизифуса), отвергнув традиционный для сербов учебник догматики архимандрита Иустина (Поповича). Владыка Артемий, как рассказал отец Симеон, обработал эти аудиозаписи и два-три года тому назад предоставил архиерейскому Собору запрос о соответствии взглядов епископа Игнатия Православному вероучению. Собор назначил комиссию, в которою вошли единомышленники епископа Игнатия, епископ Иериней (Булович), митрополит Амфилохий (Радович) и епископ на покое Афанасий (Евчич). И, конечно, никакого продвижения этот вопрос не получил.
В октябре 2008 года сам игумен Симеон направил запрос Архиерейскому Собор, в котором обратился с просьбой поминать другого епископа. Дело в том, что его монастырь находится как раз в епархии подчинения епископа Броничевского, того самого Игнатия (Мидича). Он просил поминать другого епископа, пока комиссия не вынесет определения по поводу взглядов его архиерея. Ответа на это послание он не получил, только один из членов Синода позвонил ему и предложил заниматься активной деятельностью в его епархии. Разговор с отцом Симеоном касался многих вопросов, он прекрасно осведомлен о проблемах, которые волнуют русских православных людей. Мы обсуждали и тему ИНН, и вопрос о новых паспортах и чипах, обсуждали богословскую дискуссию между профессором А.И.Осиповым и архимандритом Рафаилом (Карелиным), обсуждали вопрос о Григории Распутине и Царе Иоанне Грозном. Когда же начало темнеть, мы простились с отцом Симеоном, и, получив благословение, отправились в Белград.
Анатолий Степанов, «Русская народная линия»