Последние запреты анонимных цензоров - «экспертов» Издательского отдела Русской Православной Церкви, непонятно по каким причинам запретивших сборник статей о явлении телегонии, снова привлекли внимание мирян и духовенства к этому явлению.
В вопросе о телегонии и ее сторонники, и ее противники слишком часто прибегают к авторитету науки, в частности, генетики. Конечно, нельзя отрицать необходимости и такого взгляда на эту проблему. Однако надо помнить, что в данном вопросе мы имеем дело с тайной рождения, тайной зачатия, которая имеет прямую связь с Промышлением Творца. Это сокровенные секреты Божественного Промысла, прямо зависящие от Его Личности. Может ли такое дело быть описано теориями позитивистской науки с ее материалистическим монизмом? По учению Святых Отцов - нет, «человеческий, слишком человеческий» рассудок людей слишком ограничен для этого. Впрочем, это мнение Отцов Церкви разделяли даже и многие светские философы. Когда-то Хайдеггер метко сказал, что Бог не может унизиться до состояния доказуемого. Если бы существование Бога можно было доказать земной логикой и рассудком, то Он, по сути, был бы равен твари, Он не был бы Творцом.
Здесь, в вопросе о телегонии, возможном влиянии прошлых связей родителей на зачатие и последующее устроение ребенка, мы видим то же самое: наука пытается доказать то, что, в общем, не принадлежит ее компетенции. Мы можем доверять науке там, где она находится в сфере своей компетенции. Например, если Лаплас математическими методами высчитывает расстояние до Луны, это внушает доверие. Если же он выдвигает бездоказательную теорию о самосотворении вселенной из некой раскаленной туманности без участия Бога, то это доверия не внушает. Религия не против науки, она против сциентизма.
Вообще, все по-настоящему серьезные вещи, связанные с зачатием и смертью, рождением и смыслом жизни никогда не смогут быть полностью объяснены научными гипотезами. Это компетенция религии. А что же говорит христианская религия о сфере интимных отношений? «И будут два одна плоть» (Быт. 2: 24). Если исходить из этого, то всем известные факты телегонии проясняются быстро. Если «одна плоть», то и наследственность, естественно, становится общей.
Причем, согласно православному вероучении, не только сам факт блудного греха, но и любое греховное побуждение и поползновение ко блуду уже является блудом.
«Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», - говорит Господь Иисус в Нагорной проповеди (Мф. 5: 28). «Похоть... зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть», - предупреждает апостол Иаков (Иак. 1: 15).
То есть: смертельная тень похоти падает на зачатие и может рождать смерть. «Блудники... Царства Божия не наследуют», - утверждает апостол Павел (1 Кор. 6: 9-10). Потому-то Церковь всегда так высоко ставила добродетель целомудрия. Процитируем Социальную Концепцию РПЦ: «Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил».
Вчерашние «научные материалисты», критикующие теорию телегонии, сводят ее только к спору о генетике. Но, во-первых, и среди генетиков вовсе нет единогласия по этому вопросу. Есть и генетики, которые считают теорию телегонии правильной. А во-вторых, зачатие и развитие новой жизни в утробе матери вовсе не сводится к одной генетике. Автору этой статьи приходилось много общаться с одним известным в Киеве врачом с огромным стажем, кандидатом медицинских наук, который принимал роды у тысяч женщин. Он считает зачатие обыкновенным чудом. Если бы наука, в частности генетика, могла разбираться в нем, то она могла бы точно прогнозировать его. Но ничего этого нет. Пока есть сомнительные эксперименты, ко многим из которых Церковь, глубоко изучающая биоэтику, относится негативно.
Но и сами гены подвержены влиянию потустороннего, духовной природы человека. Вот что говорится в Социальной Концепции РПЦ о связи генетических повреждений и греха: «...генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни, в результате коего страдают и потомки. Греховная поврежденность человеческой природы побеждается духовным усилием; если же из поколения в поколение порок властвует в жизни потомства с нарастающей силой, сбываются слова Священного Писания: «Ужасен конец неправедного рода» (Прем. 3: 19)... Таким образом, исследования в области генетики лишь подтверждают духовные закономерности, много веков назад открытые человечеству в слове Божием...».
Странно, что анонимная «группа товарищей», которая подсовывает на подпись председателю Издательского Совета митрополиту Клименту свои сомнительные рецензии, еще не запретила «мракобесно-тоталитарно-антинаучную» Социальную Концепцию РПЦ.
Иногда спорящие с очевидным фактом явления телегонии бывшие советские люди вдруг оборачиваются некими «ультра-ревнителями», и приводят чисто религиозный аргумент. А как же, мол, родословная Христа? Ведь Царь Давид согрешил с Вирсавией, и поэтому, мол, этот факт должен отразиться на Самом Спасителе.
Но ведь любой православный человек знает, что искреннее покаяние может смыть любой, даже самый тяжелый грех. Царь Давид искреннее покаялся в своем преступлении, и написал по этому поводу свой самый проникновенный 50-й Псалом: «Помилуй мя Боже по великой милости Своей и по множеству щедрот Своих очисти беззакония моя».
Да и кроме того, cв. Иосиф был мнимым отцом Христа. А настоящим - Бог.
А в целом мы видим следующую картину. Против теории телегонии развернули истерику те же люди, что и против православного вероучения о мытарствах. Итак, по сути, они учат: блудите, и вы не будете наказаны ни на том свете, ни на этом. Наследственность якобы не будет повреждена блудом, и бесы не нападут за это при отходе души от тела. Такой вывод можно, например, сделать из заявлений протодьякона Андрея Кураева, который заодно с вышеуказанным также выступил за супружеские отношения в пост (протодьякон-целибатник даже не понимает, насколько смешно и подозрительно выглядит он сам, ставя такие вопросы), и ему подобных. Коробит сама истерика, которую они разворачивают по подобным поводам. Православные люди давно высказались по вопросу телегонии, это мнение весьма значительной части духовенства и мирян. Но ведь они не требовали запретить противоположное мнение, о том, что телегонии не существует. А вот либеральные фанатики действуют методами унтера Пришибеева, пытаясь запретить всякое мнение, которое отличается от их собственного. Значит ли это, что кучке озабоченных политической корректностью людей удастся навязать свое мнение церковному народу? Нет, конечно. Их мнение ничего не значит. Но определенную смуту и смущения они все-таки смогут посеять.
На самом деле вопрос о телегонии вовсе не чисто научный вопрос, это вопрос о грехе и воздаянии за грех уже в этой жизни. Потому и ответ на этот вопрос дается по-разному. Он от конкретного человека зависит. Истерическую борьбу против теории телегонии ведут в основном те, кто много блудил и блудит, разведенные и прелюбодействующие. Для автора этой статьи откровением был разговор с одной женщиной - генетиком, кандидатом наук. Лет семь назад она с энтузиазмом рассказывала ему, что телегония точно существует, что это таинственное явление хоть и не объяснено наукой, но видно на многих примерах. Но лет через 5 после этого разговора она вдруг резко заявила автору, что теория телегонии совершенно антинаучна, с чисто женской эмоциональной непосредственностью забыв о своих прежних взглядах. В чем же причина? Она очень проста: та дама-биолог развелась с мужем и второй раз вышла замуж. Все просто! Теперь теория телегонии касалась ее лично и была ею поэтому с негодованием отвергнута.
На самом деле, как уже говорилось, искреннее покаяние может смыть любой грех. Однако те, кто так истерически отвергает телегонию, могущую нести наказание в этой жизни за блуд, православное учение о мытарствах, явно не покаялись и каяться не собираются.
Игорь Друзь (Киев), специально для "Русской линии"