Протоиерей Николай Головкин: Нам нужна правильно организованная миссионерская деятельность

Петербургский священник о преодолении негативных явлений современной приходской жизни

Миссионерская деятельность  Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви) 
0
341
Время на чтение 7 минут
29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Нам очень важно, чтобы Межсоборное присутствие стало важной частью церковной жизни, чтобы тематика Межсоборного присутствия обсуждалась людьми в церковной прессе», - заключил он. "Русская линия", следуя призыву Предстоятеля Русской Православной Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор темы, вынесенной на рассмотрение Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики и посвященной негативным явлениям в современной приходской жизни, способам их преодоления. Своим видением этих проблем поделился в интервью «Русской линии» известный петербургский пастырь, настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Шувалово, ректор некоммерческого Института русской культуры протоиерей Николай Головкин.

На примере собственного прихода могу сказать, что большинство приходов испытывает недостаток средств, необходимых для работы с молодежью и для социального служения. Это, наверное, общая проблема для большинства приходов. Сельские приходы вообще находятся в плачевном состоянии потому, что большая часть жителей наших сел просто спилось. Во многих поселках с населением в несколько тысяч человек проживают в основном спившиеся, опустившиеся люди, которые уже не реагируют на призыв священника. Здесь сложность от того, что нравственный уровень людей в современном мире вообще и, в частности, в России очень низок. Самое трудное то, что пастырское слово не всегда доходит до людей, да они и не приемлют этого слова.

Кроме того, много негатива от того, что школы недоступны для пастырей. Я пытался заниматься миссионерской деятельностью в школе, но даже на факультативном уровне получил отпор. В России есть экспериментальные регионы, в которых введено преподавание Основ православной культуры, Петербург не является таковым. К сожалению, в нашем городе директора и завучи школ в основном атеисты. Поэтому трудность миссионерского служения в школе является еще одной большой проблемой.

Мы, пастыри, можем общаться только с теми людьми, которые переступили порог храма. Но среди тех, кто переступил церковный порог, много так называемых захожан, то есть людей, которые пришли в церковь только для того, чтобы поставить свечу. Захожане - очень сложная категория людей, с этими людьми трудно работать. Есть мнение, что захожане есть следствие недостатка пастырского служения, когда священники занимаются исключительно требоисполнительством. Я думаю, что эти упреки священникам справедливы, к сожалению, я знаю много примеров одного лишь требоисполнительства.

Со своей стороны, я пытаюсь работать с теми, кто приходит на крещение. Желающих креститься я приглашаю прежде крещения изучить Основы православной культуры, Закон Божий. К сожалению, в нашей Церкви широко распространена практика крещения без оглашения, без катехизации. Между тем, необходимо, чтобы все священники пришли к убеждению о неприемлемости крещения без оглашения. К сожалению, у нас пока нет запрета на крещение без оглашения, но я думаю, что в епархии нам не могут запретить не крестить тех, кто не прошел предварительной подготовки. Кто может запретить священникам отказывать в крещении людям, не готовым к этому таинству? Я уверен, что митрополит Владимир, наоборот, будет только рад, если мы повсеместно в нашей епархии введем катехизацию. Препятствий для этого я не вижу. Проблема заключена только в духовенстве, которое привыкло крестить без оглашения. Если бы все пастыри осознали сложность ситуации в современном мире, то они бы не допускали крещения без необходимой подготовки. Я, например, с людьми перед крещением провожу 40-минутные беседы. Правда, эти беседы очень утомляют детей, которые начинают плакать, капризничать, мешают вести беседу, поэтому это обстоятельство тоже надо учитывать. После такой беседы я прошу людей приходить ко мне с вопросами, убеждаю их прочитать Евангелие. Но все мои просьбы оказываются не услышанными, люди головой покивают, и ничего не сделают. Поэтому единственный выход из этого положения - это введение крещения с предварительным оглашением. Надеюсь, что Межсоборное присутствие примет решение, запрещающее священникам крестить людей без их оглашения, без катехизации. Крещение сходу должно быть запрещено. К сожалению, многие священники просто не задумываются о том, что они плодят крещеных, но не просвещенных. Люди, крестившиеся без оглашения, хотя и относят себя к православным, но не могут, как правило, отличить Православие от католицизма и даже от протестантизма. Доходит до того, что некоторые, крестившись, не знают даже Символ Веры, иные же его прочли, но не смогли его правильно растолковать. Так что практика крещения без оглашения, без катехизации - это, пожалуй, самая большая проблема в нашей Церкви.

Кроме того, среди прихожан широко распространено потребительское отношение к Церкви. Многие приходят в храм только тогда, когда их постигло несчастье, посетила болезнь. Такие люди, а их большинство, считают, что к Богу надо обращаться только, если ты попал в беду. Некоторые воспринимают молитву как таблетку: принял - и проблема решена, беда миновала. Такое потребительское отношение к Церкви является следствием незнания глубины духовной жизни и требований Господа и Церкви к православному христианину. Потребительское отношение - это проявление слабости веры. Такое отношение как раз и демонстрируют захожане. Они воспринимают молитвы как исполнение долга: мол, поставил свечку, помолился, долг исполнил, - можно и по своим делам пойти. Такие люди даже не понимают, что наш долг как христиан более глубокий. Наш долг - спасение души человека. Чтобы захожане превратились в прихожан, нужна правильно организованная миссионерская деятельность. Большое количество захожан - это следствие недостатка пастырской работы и установок самих захожан. Я уверен, что введение практики крещения с оглашением значительно уменьшило бы число такого рода людей.

Что касается приходской жизни, то в этой сфере многое зависит от личного контакта. Люди привязываются к храму, если они имели личный опыт общения со священником, например, если они вместе с батюшкой были в паломничестве, или провели в общении с ним некоторое время. Люди, имеющие такой опыт, обычно откликаются на пастырский призыв и начинают приходить в храм, тогда и начинается диалог между пастырем и паствой. Конечно, отношения пастыря и паствы во многом зависят и от личности священника, который может либо расположить к себе, либо оттолкнуть. Я за 25 лет своего священства сделал для себя вывод, что пастырское служение - это многосторонняя, повседневная, рутинная работа, которая проявляется и в слове, и в милосердии, и в деле, это труд, который имеет много проявлений.

К сожалению, священники, служащие в больших соборах зачастую не успевают общаться с паствой и превращаются в требоисполнителей. Все их служение выливается в одно лишь исполнение треб. Это, увы, происходит, вынужденно, в связи с их большой загруженностью. В приходах поменьше священнику полегче, у него есть возможность общаться с каждым прихожанином. Поэтому нельзя однозначно осуждать батюшек-требоисполнителей, так как некоторые священники в силу большой загруженности только и успевают, что исполнять требы. Ведь, как правило, когда приход небольшой, пастырь всех своих прихожан знает лично и с каждым общается в личной беседе. С другой стороны, отношения пастыря с паствой зависят и от прихожан. Я часто вешаю объявление о занятиях в воскресной школе. В итоге в школу приходят и дети и взрослые, но ажиотажа вокруг воскресной школы я никогда не видел. Признаюсь, что загнать прихожан в воскресную школу очень сложно, и все потому, что люди больше любят у телевизора сидеть. Леность прихожан не удивляет, ведь «Царство Божие нудится». Врата в Царство Небесное узкие.

Некоторые священнослужители и миссионеры говорят, что все средства хороши для того, чтобы человека привести в Церковь. Я категорически не разделяю эту позицию. Если священник приходит на рок-концерт принимает участие в увлечениях современного мира, участвует в молодежных тусовках, то такой священник одним только своим присутствием одобряет эту деятельность и даже в какой-то степени ее благословляет. Я не одобряю заигрывания некоторых наших священников, в частности игумена Сергия (Рыбко), с рок-музыкантами. Дело в том, что истоки рок-музыки лежат в язычестве, поэтому увлечение этой музыкой имеет свои негативные последствия и пагубное влияние на человеческую душу. Я сам сочиняю песни, духовные романсы и патриотические песни, я слушаю музыку, чувствую ее, поэтому не могу считать себя дилетантом в музыке. Можно общаться со всеми, даже с рокерами, но не надо ходить на их концерты. Пусть священники общаются с ними, но когда они идут в храм. В противном случае, пастырское слово священника во время рок-концерта является придатком, неким довеском к концерту, не имеющем никакого самостоятельного значения.

Приходская жизнь во многом зависит от пастыря, и, конечно, от ситуации. Если в городе священник многое может сделать, то в деревне среди алкоголиков он мало на что способен, потому что жители деревни не отзываются на его слово. Другое дело, когда пастырь ленится, тогда это уже его упущение. Бывает и такое, что при равных условиях один приход процветает, в нем идет кипучая деятельность, а в другом приходе застой. Поэтому в основном все-таки многое зависит от пастыря, действительно нам многое дано, с нас многое и спросится Господом. Но в то же время нельзя исключать и волю самих прихожан, в любом случае должно быть волевое изволение человека. Человек не способен услышать слово пастыря, если он сам того не хочет. Поэтому от желания, от внутренней готовности человека принять через пастыря Слово Божие тоже очень многое зависит. В данном случае можно говорить об обоюдной зависимости пастыря от паствы, и паствы от пастыря.
Протоиерей Николай Головкин, настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Шувалово, специально для «Русской линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Нектарий (Головкин)
«Мистически Господь охраняет всех нас»
О невозможности заразиться коронавирусом через Таинства
10.03.2020
«Главное не в стенах, а в молитве…»
Начались богослужения в храме свв.Петра и Февронии Муромских в Петергофе
22.10.2019
«Идея фильма возмутительна!»
Пришла пора православным пресечь очередную попытку очернить Царскую Семью в фильме Данилы Козловского «Карамора»
23.09.2019
Все статьи Архимандрит Нектарий (Головкин)
Миссионерская деятельность
«Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей»
Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину
12.04.2024
Нравственность строится не на запретах, а на трезвом рассуждении
Как православным относиться к лотерее
09.04.2024
Небесный покровитель у православного рунета уже есть!
Им является святитель Феофан Затворник
04.04.2024
Почему нет ни слова о добрачных ценностях?
Критические замечания о семейной и демографической политике из Наказа XXV Всемирного русского народного собора
29.03.2024
«Плюс ребёнок — плюс ресурс»
Участники Общецерковного съезда по социальному служению призвали развивать церковные проекты, направленные на поддержку семей с детьми
22.03.2024
Все статьи темы
Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви)
Важные решения Священного Синода
Утвержден обновленный состав Межсоборного присутствия, временное управление рядом приходов Запорожской епархии поручено управляющему Бердянской епархией, епископ Бронницкий Лука назначен управляющим Биробиджанской епархией
12.03.2024
Хуже врага – предатель…
Недруги осуждают Путина, Шойгу, Патриарха Кирилла, опираясь на лживую информацию с вражьих сайтов, цель которых – посеять рознь между россиянами
15.06.2023
Богоданное величие
В рамках передвижной выставки-форума православной книги «Радость Слова» побывал в Улан-Удэ
01.06.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от РОНОЛ
18.04.2024 19:14