На примере собственного прихода могу сказать, что большинство приходов испытывает недостаток средств, необходимых для работы с молодежью и для социального служения. Это, наверное, общая проблема для большинства приходов. Сельские приходы вообще находятся в плачевном состоянии потому, что большая часть жителей наших сел просто спилось. Во многих поселках с населением в несколько тысяч человек проживают в основном спившиеся, опустившиеся люди, которые уже не реагируют на призыв священника. Здесь сложность от того, что нравственный уровень людей в современном мире вообще и, в частности, в России очень низок. Самое трудное то, что пастырское слово не всегда доходит до людей, да они и не приемлют этого слова.
Кроме того, много негатива от того, что школы недоступны для пастырей. Я пытался заниматься миссионерской деятельностью в школе, но даже на факультативном уровне получил отпор. В России есть экспериментальные регионы, в которых введено преподавание Основ православной культуры, Петербург не является таковым. К сожалению, в нашем городе директора и завучи школ в основном атеисты. Поэтому трудность миссионерского служения в школе является еще одной большой проблемой.
Мы, пастыри, можем общаться только с теми людьми, которые переступили порог храма. Но среди тех, кто переступил церковный порог, много так называемых захожан, то есть людей, которые пришли в церковь только для того, чтобы поставить свечу. Захожане - очень сложная категория людей, с этими людьми трудно работать. Есть мнение, что захожане есть следствие недостатка пастырского служения, когда священники занимаются исключительно требоисполнительством. Я думаю, что эти упреки священникам справедливы, к сожалению, я знаю много примеров одного лишь требоисполнительства.
Со своей стороны, я пытаюсь работать с теми, кто приходит на крещение. Желающих креститься я приглашаю прежде крещения изучить Основы православной культуры, Закон Божий. К сожалению, в нашей Церкви широко распространена практика крещения без оглашения, без катехизации. Между тем, необходимо, чтобы все священники пришли к убеждению о неприемлемости крещения без оглашения. К сожалению, у нас пока нет запрета на крещение без оглашения, но я думаю, что в епархии нам не могут запретить не крестить тех, кто не прошел предварительной подготовки. Кто может запретить священникам отказывать в крещении людям, не готовым к этому таинству? Я уверен, что митрополит Владимир, наоборот, будет только рад, если мы повсеместно в нашей епархии введем катехизацию. Препятствий для этого я не вижу. Проблема заключена только в духовенстве, которое привыкло крестить без оглашения. Если бы все пастыри осознали сложность ситуации в современном мире, то они бы не допускали крещения без необходимой подготовки. Я, например, с людьми перед крещением провожу 40-минутные беседы. Правда, эти беседы очень утомляют детей, которые начинают плакать, капризничать, мешают вести беседу, поэтому это обстоятельство тоже надо учитывать. После такой беседы я прошу людей приходить ко мне с вопросами, убеждаю их прочитать Евангелие. Но все мои просьбы оказываются не услышанными, люди головой покивают, и ничего не сделают. Поэтому единственный выход из этого положения - это введение крещения с предварительным оглашением. Надеюсь, что Межсоборное присутствие примет решение, запрещающее священникам крестить людей без их оглашения, без катехизации. Крещение сходу должно быть запрещено. К сожалению, многие священники просто не задумываются о том, что они плодят крещеных, но не просвещенных. Люди, крестившиеся без оглашения, хотя и относят себя к православным, но не могут, как правило, отличить Православие от католицизма и даже от протестантизма. Доходит до того, что некоторые, крестившись, не знают даже Символ Веры, иные же его прочли, но не смогли его правильно растолковать. Так что практика крещения без оглашения, без катехизации - это, пожалуй, самая большая проблема в нашей Церкви.
Кроме того, среди прихожан широко распространено потребительское отношение к Церкви. Многие приходят в храм только тогда, когда их постигло несчастье, посетила болезнь. Такие люди, а их большинство, считают, что к Богу надо обращаться только, если ты попал в беду. Некоторые воспринимают молитву как таблетку: принял - и проблема решена, беда миновала. Такое потребительское отношение к Церкви является следствием незнания глубины духовной жизни и требований Господа и Церкви к православному христианину. Потребительское отношение - это проявление слабости веры. Такое отношение как раз и демонстрируют захожане. Они воспринимают молитвы как исполнение долга: мол, поставил свечку, помолился, долг исполнил, - можно и по своим делам пойти. Такие люди даже не понимают, что наш долг как христиан более глубокий. Наш долг - спасение души человека. Чтобы захожане превратились в прихожан, нужна правильно организованная миссионерская деятельность. Большое количество захожан - это следствие недостатка пастырской работы и установок самих захожан. Я уверен, что введение практики крещения с оглашением значительно уменьшило бы число такого рода людей.
Что касается приходской жизни, то в этой сфере многое зависит от личного контакта. Люди привязываются к храму, если они имели личный опыт общения со священником, например, если они вместе с батюшкой были в паломничестве, или провели в общении с ним некоторое время. Люди, имеющие такой опыт, обычно откликаются на пастырский призыв и начинают приходить в храм, тогда и начинается диалог между пастырем и паствой. Конечно, отношения пастыря и паствы во многом зависят и от личности священника, который может либо расположить к себе, либо оттолкнуть. Я за 25 лет своего священства сделал для себя вывод, что пастырское служение - это многосторонняя, повседневная, рутинная работа, которая проявляется и в слове, и в милосердии, и в деле, это труд, который имеет много проявлений.
К сожалению, священники, служащие в больших соборах зачастую не успевают общаться с паствой и превращаются в требоисполнителей. Все их служение выливается в одно лишь исполнение треб. Это, увы, происходит, вынужденно, в связи с их большой загруженностью. В приходах поменьше священнику полегче, у него есть возможность общаться с каждым прихожанином. Поэтому нельзя однозначно осуждать батюшек-требоисполнителей, так как некоторые священники в силу большой загруженности только и успевают, что исполнять требы. Ведь, как правило, когда приход небольшой, пастырь всех своих прихожан знает лично и с каждым общается в личной беседе. С другой стороны, отношения пастыря с паствой зависят и от прихожан. Я часто вешаю объявление о занятиях в воскресной школе. В итоге в школу приходят и дети и взрослые, но ажиотажа вокруг воскресной школы я никогда не видел. Признаюсь, что загнать прихожан в воскресную школу очень сложно, и все потому, что люди больше любят у телевизора сидеть. Леность прихожан не удивляет, ведь «Царство Божие нудится». Врата в Царство Небесное узкие.
Некоторые священнослужители и миссионеры говорят, что все средства хороши для того, чтобы человека привести в Церковь. Я категорически не разделяю эту позицию. Если священник приходит на рок-концерт принимает участие в увлечениях современного мира, участвует в молодежных тусовках, то такой священник одним только своим присутствием одобряет эту деятельность и даже в какой-то степени ее благословляет. Я не одобряю заигрывания некоторых наших священников, в частности игумена Сергия (Рыбко), с рок-музыкантами. Дело в том, что истоки рок-музыки лежат в язычестве, поэтому увлечение этой музыкой имеет свои негативные последствия и пагубное влияние на человеческую душу. Я сам сочиняю песни, духовные романсы и патриотические песни, я слушаю музыку, чувствую ее, поэтому не могу считать себя дилетантом в музыке. Можно общаться со всеми, даже с рокерами, но не надо ходить на их концерты. Пусть священники общаются с ними, но когда они идут в храм. В противном случае, пастырское слово священника во время рок-концерта является придатком, неким довеском к концерту, не имеющем никакого самостоятельного значения.
Приходская жизнь во многом зависит от пастыря, и, конечно, от ситуации. Если в городе священник многое может сделать, то в деревне среди алкоголиков он мало на что способен, потому что жители деревни не отзываются на его слово. Другое дело, когда пастырь ленится, тогда это уже его упущение. Бывает и такое, что при равных условиях один приход процветает, в нем идет кипучая деятельность, а в другом приходе застой. Поэтому в основном все-таки многое зависит от пастыря, действительно нам многое дано, с нас многое и спросится Господом. Но в то же время нельзя исключать и волю самих прихожан, в любом случае должно быть волевое изволение человека. Человек не способен услышать слово пастыря, если он сам того не хочет. Поэтому от желания, от внутренней готовности человека принять через пастыря Слово Божие тоже очень многое зависит. В данном случае можно говорить об обоюдной зависимости пастыря от паствы, и паствы от пастыря.
Протоиерей Николай Головкин, настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Шувалово, специально для «Русской линии»