Мы за последние 20 лет упустили шанс воцерковить наш народ. Мы крестили, но не воцерковляли. Люди становились крещеными, но не христианами. В итоге у нас возник социологический люфт, когда до 80% людей позиционируют себя православными, а на деле воцерковленными, т.е. реально живущими по Заповедям Божьим, по церковным правилам и канонам оказывается 2-3%. Это составляет одну из проблем современного Православия в России.
У нас большинство православных оказываются номинальными, они относят себя к Православию, но не являются носителями его. В силу этого Церковь у нас не является движущей силой духовного возрождения, которой могла бы быть на самом деле. И проблема катехизации не является внутрицерковной проблемой, это проблема нашего народа, его христианского самосознания. Решение этого вопроса могло бы решить многие нравственные задачи. Проблема состоит в том, как номинальных православных людей сделать реальными христианами. И здесь, безусловно, только один путь - катехизация. Но, к сожалению, у нас в Церкви, так исторически сложилось, опыт катехизации небольшой. У нас больше опыт миссионерский, русские миссионеры шли и в Америку, и в Японию, и в Китай, обращали многие народы, а вот системы катехизации не сложилось. Считалось, что весь народ крещеный, православный и нет такой потребности и необходимости. В этом возможно одна из причин катастрофы 1917 года. В этот час Х, в годину испытания наш народ не смог сдать экзамен по Закону Божьему, на верность этому Закону.
В наше время нам приходится многое начинать с нуля. Хотя князь Владимир крестил весь народ, по сути, это было тоже без катехизации. Потом пришла традиция крестить детей. Всё это привело к тому, что у нас сложилась устойчивая практика крещения без катехизации. И теперь проблема состоит в том, что уже крещеные люди нуждаются в катехизации. Нужно связать крещение и катехизацию, крестить после соответственной подготовки и продумать систему такой подготовки при каждом приходе.
Безусловно, без священника здесь не обойтись. Если пришедший в Церковь человек увидит, что занимаются с ним миряне, это не вызовет у него духовного восторга, горячего желания изучать предмет. Этот курс должен возглавлять тот, кто будет крестить. Крещение должно венчать процесс научения. В древности христиане готовились ко крещению в течение Великого Поста и были особые дни крещения, это те дни сейчас, когда мы на службе вместо Трисвятого поём «во Христа крестихтися. Во Христа облекохтися...» - это Рождество, Крещение, Пасха, Троица. Чисто богослужебно мы можем легко определить, когда в древности совершалось крещение. Практика крещения была такова, что это было не частным событием крещающихся, а общецерковным праздником, общим торжеством. Совершались крещение большого количества уже подготовленных людей.
Конечно, нужно с большой осторожностью пытаться употребить древний опыт, потому что иная практика, частных крещений уже тоже стала традицией, когда человек крестится один или с пришедшими в этот день людьми. Самое главное, мы должны крещению вернуть характер общецерковного торжества, чтобы каждый крещающийся понимал, что это не только его личное событие, но он входит в великую семью Православной Церкви, становится членом такого особого сообщества.
Что касается катехизаторов, то без них, конечно, священнику не охватить всех желающих принять крещение, они должны выполнить своего рода функцию крестных, восприемников. Катехизаторы должны нести ответственность за тех, кого они готовят ко крещению. Они должны быть не просто формальными учителями, преподавателями некоего подготовительного курса, они должны не бояться брать на себя ответственность. Катехизаторы должны быть разделены: для женщин - женщины, для мужчин - мужчины. Тогда мы повысим качество этого института катехизаторов-восприемников или крестных отцов и крестных матерей. Тут понятно, нужны методические разработки. Катехизация не должна быть слишком краткой, не одна-две беседы, потому что в таком объеме трудно что-то объяснить в христианском вероучении, но с другой стороны и не должна быть очень большой, чтобы не остыл порыв пришедшего ко крещению, чтобы не бюрократизировали этот процесс. Исторический опыт показывает, что оптимальное время катехизации действительно сорок дней, по аналогии с Великим постом.
Тут требуется благословение Святейшего Патриарха, решение церковных властей о введении этого института катехизации, чтобы тот батюшка, который решится на такое нововведение, не выглядел белой вороной, чтобы люди, пришедшие в храм, не удивлялись тому, что здесь требуется подготовка, а в соседнем храме достаточно оплатить требуемую в прейскуранте сумму пожертвования. Я сам столкнулся с такой проблемой в нашем храме. Мы стараемся крестить после катехизации, она правда носит индивидуальный характер по времени. Приходится слышать в ответ на предложение пройти подготовку вопрос: а не сектанты ли мы? Православные ли? Надо иметь в виду, что у народа уже сформировался стереотип, что крещение - это что-то типа товара, который в церкви продают, а люди покупают. Нам этот стереотип придется разрушать не один день, но это должно быть во всех храмах. Люди должны знать, что для крещения нужно подготовиться, изучить основы веры, прочитать Евангелие, выучит главные молитвы, изучить Символ Веры, сознательно давать обеты крещальные, крещальную присягу. Тогда мы будем иметь не номинальных христиан, а верных чад Божиих, для которых крещение станет усыновлением Небесному Отцу. Крещение станет обретением вечного любящего Отца.
Вообще-то катехизацию надо начать с того, что убрать из храмов прейскурант цен. Потому что можно сколько угодно катехизировать, но если в храме висит ценник, на котором указана стоимость крещения, то все усилия катехизации этот прейскурант перечеркнет в один миг в глазах человека, пришедшего ко крещению. Тут вскрывается ряд проблем, к которым мы, к сожалению, уже привыкли, но они носят пагубный характер. К этому относится и то, что мы в церкви активно занимаемся продажей. Продажей всего: молебнов, панихид, книг, свечей и прочего. Естественно, где возникают рыночные отношения, там возникает конкуренция в самой безобразной форме, какую только можно себе представить. Эта тенденция формирует образ Церкви как бюро ритуальных услуг, места, куда приходят, чтобы купить особого вида товар. Духовный товар! Тем более на фоне индустрии знахарей и экстрасенсов, которые не скрывают, что они продают, мы не должны становиться с ними в один ряд, не быть подобными им. Надо помнить слова Христа «Туне приясти, туне дадите».
Есть опасность, как бы преподаватели, катехизаторы не оказали обратное действие, чтобы результатом их научения стала не вера, а наоборот неверие. Исторический такой опыт у нас тоже есть, когда семинарии выпускали не будущих подвижников Церкви, а будущих разрушителей России - революционеров, террористов. Мы знаем их имена. Это и Чернышевский, и Добролюбов, и Сталин. Конечно, тут надо действовать по принципу: семь раз отмерь, один раз отбери и благослови такого преподавателя. Должны быть какие-то аттестационные комиссии, преподаватель в этой области, кроме суммы знаний, преподает своей личностью, масштабом, харизмой. Он преподает своим личным примером. Можно долго и пространно говорить, но в итоге никого не убедить, нужны люди с особым призванием, люди, владеющие харизмой катехизации.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья, специально для «Русской линии»