Роман Багдасаров: "Наши предки будут счастливы, когда узнают, что мы о них думаем?"

Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" размышляет о проблеме преемственности поколений в кинематографе России и Таиланда

Роман Багдасаров"Недавно на телеэкраны вышел документальный фильм журналиста Алексея Пивоварова "Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова", который сейчас активно обсуждается. Сам фильм и реакция на него свидетельствуют о проблеме преемственности исторической памяти поколений, с которой всё чаще сталкивается наше общество. Эта проблема напрямую соотносится с пятой заповедью Декалога, в которой говорится: "Чти отца твоего и матерь твою". В приложении к культурной политике государства 5-я заповедь говорит нам о том, что необходимо бережно и с любовью обращаться с мировоззрением старшего поколения, ведь оно является для нас связующим звеном со всем массивом истории. Историческая память не может быть прерывистой, в ней либо существует непрерывная линия, либо её вообще нет. Важный момент здесь: акт передачи исторической памяти от поколения к поколению. Если этот процесс нарушается, происходит культурная катастрофа, самоидентификации народа мутирует", - заявил в интервью "Русской линии" координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI", культуролог Роман Багдасаров.

"Фильм Пивоварова о Ржевской битве, к сожалению, не обеспечивает преемственность исторической памяти, а, скорее, стремится её разорвать, что проявляется как в крупных недочётах, так и в расстановке акцентов (при этом сама тема Ржевской трагедии, безусловно, должна обсуждаться). Между тем, есть примеры иных подходов к проблеме преемственности поколений. Эта тема может быть решена не только с помощью документалистики, но и в таком жанре, как историко-фэнтезийный экшн. Укажу на два последних фильма, выполненных в этом жанре. Это российский фильм "Мы из будущего" и таиландский фильм "Воины Сиама". Оба вышли в 2008 году и построены на одном и том же сюжете: путешествия наших молодых современников в историческое прошлое своей страны. Удивительно совпадение многих ключевых деталей: число главных героев, военные действия и многое другое. Это свидетельствует о серьёзной тенденции, об общем умонастроении у ответственных творцов исторического кино во всём мире. В российском фильме "Мы из будущего" рассказывается о том, как сегодняшние питерские ребята, оказываются в трагической, сложной ситуацию. Они попали в 1942 год, в год, когда наши войска несли очень тяжелые потери в ходе Великой Отечественной войны и проявляли небывалый героизм. И ребята, наши современники, став действующими лицами той эпохи, осознанно делают свой выбор - остаться с героями войны и, если это потребуется, умереть вместе с ними. Они принимают решение идти в атаку вместе с частями Красной армии, не обращая внимание на то, что они могут и не вернуться обратно в свое время. Они хотят увидеть время таким, каким мы, сегодняшнее поколение, его знаем. Для этого им суждено было вступить в строй солдат Второй мировой", - отметил Р.Багдасаров.

"Таиландские ребята в фильме "Воины Сиама" оказались в подобной же ситуации. Они попали в 1766 год, в период очередной агрессии Бирмы против суверенного Сиамского государства Аюттайя и приняли решение защищать свой город от врагов. Отмечу, что преемником этого Сиамского государства является современный Таиланд", - продолжил он.

"Оба фильма достаточно тяжёлые, несмотря на фэнтезийность. Некоторые из героев погибают по ходу сюжета. Отмечу, - добавил координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI", - что Таиланд, в отличие от России, вообще не знал революций и не был завоеван колонизаторами. Уже в XIX он смог восстановить свои границы. Тайцам гораздо легче, чем русским, ощущать историческую преемственность, так как у них не было перерыва в традициях. И здесь следует отметить две важнейшие мировоззренческие линии, на которые и мы, организаторы проекта "Декалог-XXI", обращаем самое пристальное внимание. Первая линия - это религия. В таиландском фильме мы видим, как буддийский монах духовно окормляет жителей сражающегося тайского селения. Вторая линия - это монархия, традиция легитимной государственности, которая сохранилась в Таиланде с древних времен. Современный парень в таиландском фильме показывает монету с изображением тайского короля, присутствовавшие при этом тайцы - и наши современники, и люди XVIII века, узнают, что это король, и все тайцы принимают молитвенную позу - между ними нет непонимания. Если в других вопросах (скажем, в вопросе о положении женщин) между ними и возникают трения, то в почтении к своей государственности и у тайцев XVIII века и у современных жителей Таиланда мы видим полное единодушие", - подчеркнул Р.Багдасаров.

Эмблема инициативы "Декалог XXI" (фото сайта Псковского молодежного движения "Первый рубеж""У нас же, в России, произошла попытка оборвать линии религии и легитимной государственности. Тем не менее, фильм "Мы из будущего", на мой взгляд, даже более психологичен, чем таиландский фильм. Таиландцы сняли картину в большей степени сказочную и мистическую. Но и в нашем фильме в образе старшины показана религиозная преемственность. Так, старшина произносит молитву над павшими и жертвует своей жизнью за други своя. В условиях прерванной традиции в России не просто происходит воссоединение поколений. В целом, эти фильмы, и российский, и таиландский, достойно пытаются объяснить молодежи, зачем надо чтить своих предков. И не случайно один из героев тайского фильма перед тем, как попасть в прошлое, спрашивает у своих друзей: "Наши предки будут счастливы, когда узнают, что мы о них думаем?"", - рассказал культуролог.

"У нас же, в современной России, много линий, где поколенческая преемственность разорвана во многих местах, инициатива "Декалог-XXI" вносит свою лепту в её восстановление", - подчеркнул он.

"Эта тема очень актуальна для тех стран, которые озабочены поддержанием традиционной самоидентификации. И хотя культуры, представленные в фильмах, совершенно разные, это южнобуддийская культура в одном случае и православная культура в другом, тем не менее, и там, и здесь звучит тема патриотизма, любви к предкам, жизненной необходимости увековечения их памяти в сердцах нового поколения", - заключил Роман Багдасаров.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Роман Багдасаров:
Роман Багдасаров: Телеэлита испытывает ненависть к молодёжи
Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" о реакции журналистской общественности на ограничение трансляции "Дома-2"
01.08.2009
Роман Багдасаров: "Нужно поддерживать в обществе правильное отношение к умершим"
Координатор арт-проекта "Декалог-XXI" предлагает поднять на государственном уровне вопрос о необходимости введения светского дня поминовения усопших
29.04.2009
Роман Багдасаров: Русский стиль - это альтернатива американизации
Координатор арт-проекта "Декалог-XXI" призывает восстановить нравственные основы общества и культуры
17.04.2009
Попустительство сквернословию угрожает безопасности граждан
Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" размышляет о проблеме нецензурной брани
23.03.2009
Все статьи автора
"Декалог XXI"
"И восстановление, и преображение общества начнутся с восстановления заповедей Божиих"
Священнослужители о необходимости преобразовать общество по Божьему закону
20.08.2009
Александр Чуев: "Нужно лишать проституцию ее социальной базы"
Известный политик прокомментировал неэффективность борьбы милиции с проституцией
26.06.2009
Протоиерей Александр Новопашин: "Спорт уводит молодежь от пороков"
Новосибирские спортсмены пригласили известного священника на турнир по пауэрлифтингу
24.06.2009
Протоиерей Димитрий Смирнов: Мы будем увещевать алиментщиков и взывать к их совести
Федеральная служба судебных приставов и Русская Православная Церковь договорились совместно добиваться выплаты алиментов и возврата долгов
24.06.2009
Александр Рудаков: "Неэквивалентный обмен - это нарушение библейской заповеди "Не укради""
Координатор инициативы "Декалог - XXI" о понятии "неразделимая безопасность", упомянутом в Итоговом документе IV Всемирного саммита религиозных лидеров
19.06.2009
Все статьи темы
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019
Национальное унижение в спорте как возможная причина революции
Новый комментарий от Советский недобиток
13.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
11.12.2019