Под католическим прозелитизмом в Московском Патриархате понимают "действия представителей Римско-католической церкви, направленные на вовлечение в богослужебную и иную церковную практику россиян, не имеющих исторической связи с этой Церковью, но принадлежащих к православной традиции по крещению и культурным корням". "Именно на это нацелена деятельность многочисленных католических миссионеров, приезжающих в Россию и другие страны СНГ из-за рубежа", - отметил о. Игорь.
Неразрешенные проблемы в отношениях между двумя церквами и стали причиной того, что визит Папы Иоанна Павла II в Россию, несмотря на его многолетнее желание посетить страну, так и не состоялся, а планировавшаяся в 1997 году в Граце (Австрия) встреча Папы с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II была отменена.
По словам о. Игоря Выжанова, в ходе предварительных переговоров в 1997 году был подготовлен проект совместного заявления, где, в частности, содержался отказ от униатства как средства воссоединения церквей и от католического прозелитизма в России и других странах СНГ. Но в самый последний момент высшее руководство Римско-католической церкви решило исключить эти важные пункты из совместного документа. Это лишило уже почти организованную встречу всякого смысла.
Представитель Московского Патриархата напомнил также, что в минувшем году, когда в Россию из Ватикана был возвращен почитаемый список Казанской иконы Божией Матери, Патриарх Алексий II высказал твердое убеждение, что "возможная встреча с Папой Римским должна стать не протокольным мероприятием, а результатом преодоления конфликтных ситуаций, которые приносят боль верующим".
На фоне положительных примеров взаимодействия православных и католиков при постоянных заверениях католической стороны об уважении и любви к Русской Православной Церкви имеет место "агрессивная миссионерская деятельность", осуществляемая католиками в России и других странах СНГ, которую православные расценивают как недружественную, отметил представитель ОВЦС.
Подобная миссия осуществляется, несмотря на то, что в Римско-католической церкви имеется документ, призванный регламентировать деятельность католических миссионеров на канонической территории Русской Православной Церкви. Он был издан в 1992 году Папской комиссией "Pro Russia" по результатам встречи делегаций Ватикана и Московского Патриархата 1-2 марта 1992 года в Женеве и получил название: "Общие принципы и практические нормы для координации евангелизаторской деятельности и экуменического обязательства Католической Церкви в России и других странах СНГ". Документ обязывает католическое духовенство избегать чрезмерного рвения в пастырской деятельности в указанных странах и стараться согласовывать свои действия с епископатом Русской Православной Церкви.
"Однако с момента опубликования этого документа, не было ни одного случая, когда представители Римско-католической церкви следовали бы его рекомендациям", - подчеркнул представитель Московского Патриархата.
Противоположный духу документа комиссии "Pro Russia" настрой католиков особенно остро почувствовался в учреждении четырех католических епархий в 2002 году. "Созданные без каких-либо предварительных консультаций с Церковью, к которой принадлежит подавляющее большинство верующих граждан России, новые католические структуры явно не соответствуют небольшому числу российских католиков, к тому же регулярно завышаемому их руководством", - сказал о. Игорь Выжанов.
Он добавил, что в том же 2002 году католики учредили две епархии на традиционно православных землях юга и востока Украины - Одесско-Симферопольскую и Харьковско-Запорожскую. В мае 2003 года Ватикан объявил о решении создать две новые католические епархии в Казахстане - "архиепархию Пресвятой Девы Марии в Астане" и "епархию Пресвятой Троицы в Алма-Ате".
"Во всех указанных случаях католические церковные структуры создавались явно "на вырост", в расчете на успехи миссионерской деятельности. Русскую Православную Церковь, имеющую несопоставимое с католическим присутствие в этих странах, подобное отношение "Церкви-сестры" не может не беспокоить", - подчеркнул Выжанов.
"Отдельные факты недавнего времени также демонстрируют отсутствие у католической стороны стремления прислушиваться к мнению Русской Православной Церкви", - считает представитель Московского Патриархата. Одним из примеров является попытка создания католического женского монастыря ордена кармелиток в Нижнем Новгороде.
Он особо отметил также, что Украинская греко-католическая церковь упорно пытается распространить свое влияние на православные юг и восток Украины - регионы, где исторически унии никогда не было. "Широко известно о планах руководства украинских греко-католиков перенести свою главную кафедру из Львова в Киев, где у них также практически нет паствы, и придать Украинской греко-католической церкви статус патриархата в противовес Православной Церкви. Единственным препятствием в осуществлении этих намерений является отсутствие формального одобрения со стороны Ватикана", - сообщил собеседник агентства.
Примеры такого рода Русская Православная Церковь расценивает как "экспансию католичества на традиционно православные земли", - указал о. Игорь Выжанов, сказав, что оценивает перспективы православно-католических отношений "с осторожным оптимизмом", считая нормализацию православно-католических отношений "долгом двух христианских Церквей" и подчеркивая необходимость сотрудничества перед лицом угроз и проблем современного мира.
Особые надежды собеседник агентства возлагает на совместную комиссию, созданную в феврале 2004 года специально для решения проблем в отношениях РПЦ и РКЦ. "В мае и сентябре минувшего года прошли два заседания совместной группы. На них разбирались конкретные примеры прозелитической деятельности католических структур в России.
1 апреля этого года в Москве состоялась также первая встреча нового председателя Конференции католических епископов России епископа Западной Сибири Иосифа Верта с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Кириллом. Стороны выразили твердую готовность к совместному поиску путей решения существующих проблем в межцерковных отношениях.