Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" и раньше, кроме монументального творения Огюста Монферрана, включал в себя ансамбль раннебарочного Сампсониевского собора и храм Спаса на крови. Теперь к музею присоединен собор Смольного монастыря Бартоломео Растрелли, произведение зрелого русского барокко.
Экскурсионная программа "Соборное кольцо" отныне может представить всю историю православных храмов Петербурга - от церкви с первым странноприимным домом до последнего предреволюционного культового сооружения. Кроме того, появилась возможность приобщиться к пышной русской литургии и послушать концертное исполнение церковной музыки.
Сампсоний Странноприимец после многолетней реставрации вновь распахнул двери несколько лет назад, в день 290-й годовщины Полтавской виктории, в честь которой храм был заложен Петром I.
Поставленная у большого тракта на Выборгской стороне деревянная церковь не только благословляла полки воевать шведа, но и принимала странников. Здесь возник первый городской погост, а потом и первая же богадельня. Автор собора неизвестен, но предполагается, что однокупольный каменный храм заложен в 1728 году по проекту самого Трезини, а позже переделан в пятикупольный. Закрытый для богослужений в 1939 году, собор пережил трудные времена овощной базы и осколочное ранение во время войны. Потом здесь было книгохранилище и скобяной склад Облхозторга.
Реставрация до открытия здесь музея шла долго, с перерывами на безденежье, и продолжается до сих пор. Из редкостей Сампсония - пятиярусный резной вызолоченный иконостас, признанный шедевр барокко, и в росписи - вполне светское изображение молодого ратника Петра I. Несколько икон, в отступление от церковной традиции анонимности, подписаны именами Квашнина, Поспелова и Баженова. Собор имеет свой приход и исправно утоляет все обрядовые нужды.
Несмотря на жизнерадостный вид, Смольный собор до сих пор был не слишком удачлив. Затеянный в елизаветинские времена, он так и не был достроен по первоначальному проекту. Может, оно и к лучшему: Растрелли задумал колокольню монструозных размеров, но и без нее собор держит всю панораму Невы у излучины. Екатерина разместила в недостроенном монастыре институт благородных девиц. Во времена умышленного осквернения здесь устроили овощехранилище, потом - концертно-выставочный зал. Последнее бедствие обсушилось на собор два года назад - снесенный ураганом главный крест повредил центральный купол. При обследовании выяснилось: реставрация потребует так много средств, что Смольному собору придется стоять в лесах на юбилей и долго после него. К счастью, на акустику и состояние интерьеров это не влияет, и в здании собора, абсолютно отлученного от церкви, продолжается активная светская жизнь.
В состав нового музея КВЗ "Смольный собор" вошла не только концертная площадка, но и замечательный камерный хор, созданный здесь в 1991 году.
Исаакиевский собор, самый крупный в "Соборном кольце" (высота 101,5 м, вместимость 14 тысяч человек), заканчивает предъюбилейную фасадную реставрацию. По договору о совместном использовании с РПЦ здесь проходят крупные церковные праздники, настоятелем служит митрополит Петербургский и Ладожский Владимир.
Последняя по времени сооружения церковь - Спас на крови, строго говоря, Божьим храмом не является. Это музей-памятник, воздвигнутый в 1907 году на месте убиения бомбистами царя Александра II, крупнейшее в мире собрание мозаик (7000 кв. метров) по картинам Васнецова, Нестерова, Рябушкина и других художников. Все убранство - сплошь яшмы да порфиры.
В бытность складом театрального реквизита Спас оброс легендами, кусочки смальты с его фасадов считались оберегами. Реставрация этого произведения ювелирного искусства длилась тридцать лет и три года.
Теперь все эти чрезвычайно притягательные для туристов объекты объединены в единый комплекс. Правда, по словам его директора Николая Нагорского, предстоит решить множество имущественно-правовых вопросов. Все сооружения - памятники федерального значения, а музей - структура городского подчинения. Как правило, такой статус неудобен, поскольку музей, строго говоря, должен вносить арендную плату за пользование федеральной собственностью. Во что можно оценить аренду Исаакиевского собора, можно только догадываться.
Газета