«Душа должна трудиться!»

0
1139
Время на чтение 10 минут

Алексей Васильевич Петренко - Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1998). Лауреат призов "Признание" (2001) и "Немеркнущая зрительская любовь" (2003) на кинофестивале "Виват, кино России!" в Санкт-Петербурге. Многократно удостаивался призов за лучшую мужскую роль на отечественных и международных кинофестивалях.

Алексей Васильевич Петренко: «Душа должна трудиться!»

С выходом фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба» и первыми торжествами, посвященными 200-летнему юбилею Николая Васильевича Гоголя, я вспомнил об одной своей недавней встрече с народным артистом России Алексеем Васильевичем Петренко. Алексей Васильевич выступал на сцене, читал отрывки из «Тараса Бульбы» так, как только он это умеет делать! Я сидел совсем рядом со сценой, до артиста было рукой подать, и поэтому впечатление было особенным. После концерта я подошел к Алексею Васильевичу и сердечно поблагодарил за выступление. Помню, он ответил, что очень любит читать «Тараса Бульбу», и когда-то даже мечтал сыграть отставного казацкого полковника в кино.

- «Тарас Бульба», произведение, несомненно пробуждающее в человеке патриотические настроения. Вот только, к большому моему сожалению, патриотизм у нас сегодня нередко воспринимается как какой-то архаизм, пережиток прошлого. Молодежь стесняется этого благороднейшего человеческого чувства. С чем это может быть связано, как вы считаете, Алексей Васильевич?

- Эта тема эта уже неоднократно обсуждалось в среде творческой интеллигенции, педагогов, ветеранов… Патриотизм, в полном его объеме, нельзя воспитать в человеке по книжкам и фильмам. Конечно, как средство доброго воспитания, нужны и они. Но необходимы еще достойные живые примеры. Коммунисты послевоенных лет утверждают, что им удавалось воспитывать патриотов на примере трудового подвига «строителей коммунизма», однако когда коммунистический строй рухнул, то по большому счету, никаких патриотических волнений у народа не возникло. Значит, не было патриотизма?

Чем мы можем еще «похвастаться»? Афганистан? Но ведь уже признали, что эта девятилетняя война не принесла ничего, кроме потерь. И уж патриотизма точно не прибавила. Чечня? Опять же слишком большие потери и какой-то уж очень призрачный мир... Безусловно, были славные победы, которыми мы гордимся. Мы и сейчас восхищаемся нашими солдатами, не отступившими, не дрогнувшими в схватке с беспощадными душманами. Мы восхищаемся спецназовцами, которые наводили ужас на чеченских боевиков, а также мужеством, стойкостью и отвагой тех 18-летних мальчишек-солдат, которые, попав в плен, не изменили вере отцов и не сняли с себя православных нательников крестиков, не приняли силой навязываемое им мусульманство, за что подверглись нечеловеческим пыткам и погибли, как герои. Но несмотря на это у нас так и не было ПОБЕДЫ, такой победы, какой она была, к примеру, в мае 1945 года. Мое поколение видело славу вернувшихся с победоносной войны солдат, мы, дети войны, вместе с ними насладились радостью Великой Победы над сильным врагом, которая дала нам огромный заряд патриотизма, гордости за наш непобедимый народ.

- Недавно прихожанин нашего храма возмущался по поводу того, что друзья его 12-летнего сына ничего не слышали о скульптуре «Родина мать зовет!» на Мамаевом кургане. Шокированный, он стал расспрашивать их об Великой Отечественной войне, и оказалось, что они имеют очень смутное представление о Сталинградском сражении, ничего не знают Курской дуге, и считают, что на Куликовом поле русские бились с фашистами…

- Я абсолютно уверен в том, что патриотизм, который переводится как «земля отцов», не может существовать без знания истории своего народа, без живой памяти о славных победах наших предков, о доблести русского оружия и, конечно же, веры в Отца нашего Небесного, той веры, которой мы, славяне, всегда побеждали и побеждать будем и которую наши недруги страшатся до сих пор!

- Говорят, вы любите сказки. Мне известно, что вы записали 24-серийный цикл русских сказок, а сейчас думаете записать серию украинских и белорусских сказок на языке оригинала. Скажите, Алексей Васильевич, народные сказки могут принести пользу в воспитании патриотизма в подрастающем поколении?

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! В сказке заложена глубокая народная мудрость, сказка обращает нас к истокам: к душевной чистоте, сердечности, справедливости, благородству. И на всем этом зиждутся и национальное самосознание, и патриотизм.

- Национальное самосознание - все это то, что сейчас стараются вытравить из народа господа либералы. Не так давно я выступал на одной из педагогических конференций, и начал со слов: «Я - националист». Зал замер. Наступила тревожная тишина. Как будто я сказал, что я фашист. А ведь достаточно взять в руки труды великого русского философа Ивана Ильина, чтобы понять, насколько благородно понятие - православный национализм. Честно признаюсь, мечтаю о тех временах, когда слова «национализм», будет восприниматься окружающими спокойно, как нечто совершенно обыденное, вполне разумеющееся. Но этому мешает насаждаемая ныне либеральная нравственность, коньком которой является толерантность. Сегодня под этим словом понимают готовность признавать и принимать убеждения, взгляды, поведение других людей, даже если эти взгляды и убеждения человеком не разделяются и не одобряются. Даже если они богохульны! Толерантность не даст развиваться национальному самосознанию, погубит его на корню. И либералы это, конечно, понимают.

- С какой стороны не подойди к вопросам литературы, науки, культуры, педагогики, если нет национального зачина, то ничего не выйдет. Гены - они ведь национальные. В нашем национальном генофонде сошлись все предки, и когда туда начинают подмешивать что-то чуждое, то оно либо не соединяется и отторгается, либо порождает «неведомую зверушку». Ни морковь, ни тыква, ни свекла… Что за овощ такой? Гибрид. Так не лучше ли заботиться о своем, национальном, и на старой доброй национальной почве взращивать не чужеродные гибриды, а свой родной плод?

Меня цыгане умиляют и даже в какой-то степени заставляют восхищаться. Вот, юбки свои национальные как носили, так и продолжают носить, не снимают! Что им мешает одеться согласно современной моде: надеть узкие джинсы или ультракороткие юбки, оголить пупок, вставить туда серьгу… Так, нет же! А людей в национальных русских костюмах на улице можно увидеть только по большим православным праздникам, да и то таких раз, два - и обчелся… А нужно держаться СВОЕГО. Нужно иметь желание и стараться соответствовать своему внутреннему миру, и тогда через внутренний мир проявится внешнее содержание. А какой внутренний мир у нынешнего поколения?..

Мне один священник рассказывал о молодой женщине, которая пришла к нему со слезами и рассказала, что забеременела и хочет сделать аборт, так как жить негде, денег нет... Этот священник попросил ее прийти через несколько дней, а сам за это время договорился, чтобы ей дали комнату, помогли кое-чем... Когда женщина пришла вновь, он с радостью ей все это сообщил: «Вот видишь, как все устроилось! Слава Богу! Рожай!» Но ответной радости в ее глазах не увидел. «Я все равно сделаю аборт», - сказала женщина. Почему? Да потому что дело не в том, что негде и не на что жить, а дело в том, что хочется «пожить» для себя, а ребенок этому мешает. Наши сегодняшние нравы, сегодняшнее окружение, наша сегодняшняя жизнь испортили девушку, развратили. И теперь наладить ее душу ох как непросто.

Душа должна трудиться! Посмотрите, как трудится огородник на своем огороде, как выращивает рассаду, рассаживает ее по грядкам, поливает, удобряет, а потом собирает урожай и весь год с любовью угощает своих близких соленьями и вареньями. Но не то же ли самое душа? Над ней, как над тем же огородом, тоже нужно трудиться, не покладая рук, копать, боронить, окучивать, удобрять, взращивать и полученными духовными плодами щедро делиться с окружающими, потому что сказано в Библии: «Да не оскудеет рука дающего!» Если мы не будем бояться духовно трудиться, то эти духовные труды взрастят в нас и любовь к детям, и истинные национализм и патриотизм.

- Рассказывают, что вы изучали церковно-славянский язык. Что подвигло вас к этому?

- Я хочу понимать каждое слово, которое звучит на Богослужении в церкви. Церковно-славянский - очень красивый, образный, живой язык. Кстати, Гоголь называл его «истинно русским языком, который незримо носится по всей Русской земле». Это язык нашего общения с Богом. Как можно его не учить?!

В 20-х годах моя бабушка ходила в церковь, в которой богослужение шло на церковно-славянском языке, а дедушка в другую церковь, где служили на украинском. И они часто ругались по этому поводу. И однажды бабушка спросила деда: «На каком языке мы ругаемся?» «Ну, на украинском», - отвечает недовольный дед. «А разве можно молиться Богу на языке, на котором ты ругаешься?» Дедушка не нашелся, что ответить. Вот так бабушка защитила церковно-славянский язык. А сейчас, как я слышу, опять предлагают проводить богослужения на современном русском языке - чтобы все было понятно?! Даже страшно представить себе такое!

- К сказанному вами хочу добавить, что Михаил Ломоносов говорил о том, что русский язык очищается от «неприличностей» и «подлых слов», искажающих его красоту, и сохраняется благодаря именно церковно-славянскому языку. Он писал: «Рассудив таковую пользу от книг церковных славенских в российском языке, всем любителям отечественного слова беспристрастно объявляю и дружелюбно советую, уверяясь собственным своим искусством, дабы с прилежанием читали все церковные книги». А вы не думали, Алексей Васильевич, устроиться в церковь чтецом или певчим? Ведь вы хорошо поете!

- Думал! Мне действительно хотелось и читать на клиросе, и петь в церковном хоре. А когда состарюсь - работать в этой же церкви сторожем. Но потом вдруг испугался. Ведь это не тексты говорить со сцены. Громаднейшая ответственность. Перед Богом!

- Каждый фильм с вашим участием - это событие. Чем вы руководствуетесь, выбирая предложенные роли, какие требования к ним предъявляете?

- Конечно, прежде всего, я смотрю на то, о чем фильм. Будет ли от него польза человеку, или же это обычная «пустышка». Комедия? Ну и что! Главное, чтобы она была доброй, а не какой-нибудь «ржачкой», и чтобы не было юмора «ниже пояса». Знаете, как говорят: если есть, что нельзя показывать до 16 лет, значит, это нельзя показывать и после 16… Совершенно с этим согласен.

- Алексей Васильевич, а почему вы не служите в театре?

- Как-то раз записали одну сказительницу былин, повосторгались ее талантом, да и забыли. А через 15 лет вспомнили, и к ней снова поехали. А она и говорит: «Хорошо петь уже не могу, а плохо - не хочу». С тем и уехали. Вот и я так же. Театр требует здоровья и сил. Работать в полную силу я уже не могу, а работать вполсилы не умею. И не хочу.

- Ваша супруга Галина Петровна Кожухова видный театральный критик и кинокритик. Она хвалит ваши работы?

- Нет, чаще мне от нее попадает. Хорошо, что она и сейчас не присутствует при нашем разговоре, а то была бы недовольна, как я отвечаю… Требовательная очень.

- Алексей Василевич, газету «Радонеж» с удовольствием читают как люди церковные, так и далекие от Церкви, и неофиты, то есть только начинающие церковный путь, и воцерковленные. Скажите для них несколько слов.

- Не ленитесь… У меня бывают периоды, когда я заленюсь, начинаю сокращать утренние или вечерние правила, нет-нет, да богослужение пропущу, перестаю исповедоваться. И сразу начинаю болеть. Но заметил, что как только беру себя в руки и начинаю трудиться, вычитывать все положенные молитвы, регулярно ходить в церковь, болезнь проходит. А главное, вновь появляется желание молиться. Проверено! Поэтому я всем говорю: «Не ленитесь, душа должна трудиться!».

Протоиерей Александр Новопашин

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=3000

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Новопашин
Снова о людоедах
О трагедии в «Крокус Сити Холле» и потоках трудовых мигрантов
25.03.2024
Духовным воспитанием ребенка надо заниматься с рождения
Для пресечения экстремизма важно усиливать воспитательное начало
15.02.2024
За тех ли беспокоятся европарламентарии?
О незаконном извлечении органов и черной трансплантологии
24.01.2024
Все статьи Протоиерей Александр Новопашин
Алексей Петренко
Алексей Петренко: «Я верю - и всё! Верю!»
Монолог у черноплодной рябины
23.02.2017
Алексей Петренко: «Я верю - и всё! Верю!»
Монолог у черноплодной рябины
20.10.2015
Все статьи Алексей Петренко
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38