О событиях «Русской весны» в 3-ю годовщину воссоединения Крыма и Севастополя с Россией рассуждают эксперты Аналитического центра святителя Василия Великого.
Протоиерей Всеволод Чаплин, член Общественной палаты РФ, кандидат богословия: «Воссоединение Крыма - это, конечно, восстановление справедливости и исполнение воли людей, живущих на полуострове. Решение советской власти передать Крым УССР было совершеннейшим историческим абсурдом - даже если за ним стояло нежелание исполнять некие тайные довоенные обязательства РСФСР, о которых сейчас иногда пишут. Была исправлена ошибка - и жалко, что ради хороших отношений с киевским «политикумом» в Церкви об этом сегодня почти не принято говорить. Ведь есть вещи важнее храмов и даже человеческих жизней. Это вера, свобода, честь, способность наших единоверцев устроять жизнь так, как они пожелают - а не под диктовку «просвещенной» брюссельской бюрократии. Крымские события дают нам урок на будущее. Надо исходить во всех политических действиях из того, что Российская Федерация является правопреемницей Российской империи, а территории, входившие в ее состав и населенные нашими соотечественниками, стремящимися к интеграции с нашей страной, должны быть определены в международных отношениях как зона ее особой ответственности. Ну и, конечно, нам попросту нельзя предавать своих. Об этом мы недавно говорили в сообществе «Русская миссия». Нужно проявлять волю и настаивать именно на таком подходе, не боясь поссориться ни с элитами соседних государств, ни с Западом. Их не боялись ни наши цари, ни вожди СССР. И всегда побеждали - пока не дали себя обмануть разговорами о «мире, дружбе и общечеловеческих ценностях»».
Протоиерей Максим Колесник, настоятель храма Новомучеников и исповедников Домодедовских (г. Домодедово): «Песню «День победы» знает каждый русский человек, она ассоциируется с великим праздником 9 мая - Днем Победы нашей великой страны над фашистской Германией и гитлеровским «евросоюзом». Три года назад этот торжественный гимн был исполнен «со слезами на глазах» русским народом в Крыму, для которого настал новый день победы - день возвращения части русского народа на свою историческую Родину в Россию и день победы над нависшей угрозой неофашизма со стороны Украины - искусственно оторванной от России после развала СССР ее части. Радость крымчан разделил тогда весь русский народ.
Последующие события геноцида русского народа на Украине только подтвердили правильность сделанного выбора. Вслед за Крымом в Россию потянулся русский народ на Донбассе - Донецк и Луганск открыто восстали против фашиствующей власти в Киеве, в других городах сопротивление киевской хунте было подавлено. Однако, Кремль отказался принять русский народ Донбасса и превратил эту территорию в буферную зону, оказывая небольшую помощь.
За три года нахождения в составе России радость жителей Крыма стала постепенно омрачаться суровой реальностью - они вернулись не в ожидаемую ими великую Россию, которую они помнили по воспоминаниям старого доброго СССР и могли наблюдать в виде красивой картинки через призму СМИ, а в частично испорченную западной идеологией либерализма страну-полуколонию, в которой царствует коррупция и продажность чиновников, лживость либеральных СМИ, монополия паразитического меньшинства над бесправным большинством, коммерциализация социальных институтов и человеческих отношений, предательство правящей элиты интересов своего народа.
Впереди жителей Крыма ждут новые испытания: блокада и военные угрозы со стороны Украины, коррупция и чиновничья бюрократия со стороны Кремля, частичная мировая изоляция, попытки превращения в еврейский автономный округ. Но для русского человека, мировоззрение которого основана на православных ценностях, понятия чести и Родины превыше тех трудностей, которые могут встать на пути достижения единства русского народа».
Максим Сергеевич Козлов-Шульженко, соучредитель Аналитического центра свт. Василия Великого: «Крым стал для России не до конца осознанным испытанием. С одной стороны, это испытание внешним давлением, которое мы успешно преодолеваем, с другой - испытание возможностью интегрировать в себя более здоровый регион. Время покажет результаты этого экзамена, но уже сейчас можно говорить о нескольких промежуточных результатах. Во-первых, присоединение Крыма показало потенциальную субъектность России, 25 лет разрушения которой ещё не до конца вытравили благую волю. Во-вторых, субъективный или классовый прагматизм как явление духа вполне прижился и является двигателем намерений и воли нашей власти. Наконец, присоединение Крыма - это акт промежуточный и неполный, хотя, безусловно, отрадный. С Крыма должно было начаться чаемое русское возрождение, но оно не началось, поэтому можно предположить, что на самом деле «Крым» является порождением нашего внутреннего хаоса, который одновременно несёт и положительные, и негативные потенции. Само наше общество находится в состоянии хаоса, его движения неуравновешенны, непродуманны, цели туманны и неосознанны. Оно находится ещё в разделённом, рефлексивном состоянии. Современное общество похоже на «опьяненного фокусника»: его движения угловаты и совершенно непредсказуемы, мимика отсутствует, он шагает, качаясь и одновременно упиваясь своим падением. В какой-то момент трезвая мысль посетила его, но делирий испортил и само намерение, и тех кому он помогал. Скоро уже должно начаться представление, но фокусник ещё не протрезвел. Протрезвеет ли?»
Диакон Владимир Василик, доцент исторического факультета СПбГУ, кандидат филологических наук: «Совместное заседание Совета Федерации и Государственной Думы. Поразила удивительная атмосфера единодушия аудитории. Во время заседания собрались люди разных взглядов, казалось бы, диаметрально противоположные, но всеми ими владело одинаковое настроение, единодушие. Когда в зал вошел Владимир Владимирович Путин, все в едином порыве встали и принялись аплодировать. Это были не аплодисменты, это была самая настоящая овация. Так встречали в Риме триумфаторов. И в продолжение речи Путина она прерывалась более 20 раз, при этом без всякой режиссуры ему приходилось останавливаться и пережидать, действительно, шквал аплодисментов. На глазах у многих были слезы. Две черточки запомнились из этого события - улыбка Аксенова и слезы в глазах Константинова. Потому что наши соотечественники, пережившие 20 с лишним лет унижения, а сейчас и самого настоящего террора, наконец-то обретают свою историческую Родину. Меня поразила речь Президента. За последние годы более сильной речи я не слышал. С одной стороны, эта речь - предельно ясная даже для тех, кто не желает понимать, а, с другой стороны, она многомерная и многосмысленная, с большими посылами на будущее, в том числе и в деле объединения Русского мира... Он сказал, что именно Православие объединяет Украину, Белоруссию и Россию. Вот здесь как раз присутствовала его концепция Русского мира, столь ясно выраженная в выступлениях Святейшего Патриарха Кирилла. И в этом они глубоко единомышленны. И поражает это удивительное ликование, удивительная волна патриотизма, которая объединяла министров, депутатов, ученых и всех жителей Москвы, тысячами пришедших на митинг в честь присоединения Крыма. Вот эта радость со слезами на глазах - я видел слезы на глазах крымчан, когда подписывали этот исторический документ, - это, действительно, день победы, точнее, начало наших побед и свершений».
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, доцент Академии управления МВД РФ, доцент ПСТГУ, кандидат юридических наук: «Крым - неотъемлемая составляющая нашей многовековой Великой истории, как Русской Православной Церкви, так и многонациональной Великой России. Каждому патриоту России: православному, мусульманину и иным очевидна духовная и культурная значимость Крыма именно для нас - российских граждан, прежде всего русских и татар. Крым был передан Украине тогда, когда ее и Россию все население СССР считало частью единой страны - Отчизны, а также единым славянским народом. Поэтому конкретная территориальная принадлежность Крыма и события вокруг ее трансформации в ту пору воспринимались как нечто второстепенное (хотя это и был акт явного политического волюнтаризма).
Когда же Украина политически отделилась от России, то потеря и Крыма явилась для русских вопиющей исторической несправедливостью. Как, впрочем, и весь распад СССР стал итогом различных спекуляций, интриг, предательств и гибридной войны внешнего и внутреннего происхождения. С духовной точки зрения такая война против СССР и России есть целенаправленный удар по Православию, традиционному Исламу, по все нашей Великой традиционной многогранной культуре. В первую очередь по духовной культуре. Об этом открыто говорят наши враги. С политической и экономической позиций здесь также очевиден интерес наших зарубежных «партнеров» и «коллег», а также внутренних представителей «нашей» пятой колонны, которые воспринимают русский патриотизм как нечто омерзительное (в чем они сами признаются).
Поэтому и появились еще в 1980-е годы их совместные планы по созданию огромной военно-морской базы НАТО в Крыму на базе Севастополя, насаждения там униатства и раскольничества, а также исламских и неоязыческих деструктивных направлений. В период распада СССР, событий на Украине и в Крыму соответствующие отделы Лэнгли - штаб-квартиры ЦРУ просто кипели активностью. Кстати, там существует подразделение совокупной численностью более сотни человек, конкретно занимающееся диверсиями против Русской Православной Церкви, имеющее великолепное ресурсно- техническое обеспечение и своих представителей во многих странах. Поэтому возвращение Крыма в Россию было стратегически жизненно необходимо. И в России это ясно понимают, о чем свидетельствует энтузиазм и всплеск патриотических настроений большинства наших соотечественников. Одновременно во всем мире уважение к России значительно выросло - даже у наших открытых противников. Наша страна начала возвращать себе (чуть было не утерянное) право называться Великая Россия. То же самое можно сказать и про нашу традиционную духовную культуру - Великую многогранную и прекрасную культуру».
Алексей Владимирович Скиженок, преподаватель истории МГИМО (У) МИД РФ, редактор сайта Аналитического центра свт. Василия Великого: «Три года назад Россия обрела себе не новые субъекты федерации, а возможность сделать первый шаг по тернистому и долгожданному пути духовного возрождения! Страх и трепет всего сопредельного мира, увидевшего лицо русского человека, восставшего, словно Лазарь Четверодневный, из мрака прегрешений и духовных скверн, ужаснувшегося от приближения конца мирового беззакония, превзошёл все ожидания. Мы знали, как нас «любят» условно «западные» и «восточные» дети тьмы века сего. Но силу таковой «любви» возможно оценить лишь в таковой момент духовного противостояния. Восстание русского народа в Крыму и Севастополе стало прообразом грядущего восстания Святой Руси и возрождения российского самодержавия.
Сегодня, празднуя годовщину тех крымских событий и внутренне скорбя и соучаствуя в подвиге героев ополчения Донбасса, мы стремимся принести в тайных клетях души и сердца наше чистое стремление посвятить всю свою жизнь и самих себя Богу. Восстановление самодержавия в России, которое есть отражение душевного движения народа, желающего предать Богу «самих себя и весь живот свой», имеет смысл только при таком его понимании. И, всматриваясь в трагичный опыт русской истории XX столетия, осознавая провалы и разломы бытия прежних лет, мы не упускаем из вида той славы, которой прославилась Россия в лице Святых Царственных Мучеников и всех новомучеников и исповедников российских, укрепивших свой народ на терпение выпавших на его долю испытаний».
Диакон Илья Маслов, религиовед, старший аналитик Аналитического центра свт. Василия Великого: «Крым - это наша национальная идея сегодня, наравне с учением о Третьем Риме или Победой в Великой Отечественной войне. Свежесть «Русской весны» приносит свежие и в то же время вечные русские идеи: например, о восстановлении монархии в России. Характерно, что именно от крымских политиков (Аксенова, Поклонской) мы слышим сегодня эти заявления. И это, как мне кажется, не дешевый пиар, а живая струя в нашем политическом дискурсе, в котором еще по-прежнему бессознательно звучат западные мантры про «права человека», рынок и демократию. Крым благодаря «торжеству демократии» оказался отторгнутым от России на 23 года. Крым в 2014 г. после «победы демократии» на киевском Майдане мог быть залит кровью и оккупирован. Война на Донбассе и неофашизм на Украине - это антихристово дыхание либеральной демократии (а также дефицит державной воли у современной российской власти). Такая демократия крымчанам не нужна - они ею наелись досыта. Поэтому и хотят они, как и любой подлинно русский человек (любой национальности, но русский по своему имперскому духу!) быть «под державой». После провала либеральных реформ 90-х гг. и крайней непопулярности в народе демократии константа русской идентичности в виде самодержавного идеала власти постепенно утверждается в общественном сознании. В Русской Православной Церкви должны, наконец, заговорить так же четко и ясно, как Аксенов (на таком же высоком уровне - на уровне священноначалия), что нормативное политическое сознание православного христианина - монархическое. Пора перестать богословский «феврализм» бердяевско-шмеманского толка возводить в ранг учения Церкви об «аполитичности». Сокровищница церковно-имперской мысли - от новелл Юстиниана до «Русской идеологии» свт. Серафима (Соболева) - вот настоящее политическое богословие Православной Церкви. Россия может быть только империей или не быть вообще. Крым это всегда знал. Глубоко символично, что именно в императорском Ливадийском дворце прошла Ялтинская конференция, по итогам которой СССР геополитически наследовал Российской империи. Потом мы потеряли и империю, и Крым, и единоначалие. Крым вернулся в «родную гавань», как сказал Президент три года назад. Вернется ли монархия?»
https://stbasil.center/2017/03/18/krim-nash/