Просвещение: свет Христа или свет науки?

Толковый словарь Юрием Пущаевым

0
219
Время на чтение 7 минут
Просвещение: свет Христа или свет науки?

arzamas0814_5Понятие Просвещения обычно связывается лишь с тем огромным по силе и влиянию духовным и интеллектуальным движением Нового времени, которое, начиная с XVIII века, глубочайшим образом изменило всю общественную и культурную жизнь так называемого Запада, т.е., Европы и Америки. Французские и английские просветители того времени вступили в схватку с прежними общественными порядками, феодальным строем и религией.

Само по себе новоевропейское Просвещение не представляло из себя что-то однородное, внутри него имели место разные течения и тенденции, от умеренных до радикальных (таковым, например, во многом был марксизм в его большевистском варианте). Однако все их объединяет вера в решающую силу разумных законов в человеческой истории, рационализм (умеренный или доведенный до крайности - тут возможны варианты), претензия на свободомыслие и вытекающая отсюда борьба с религией (опять же разной степени интенсивности), и т.д. Влияние Просвещения сказалось, в частности, в том, что его принципы были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Одно из самых интересных определений новоевропейского Просвещения принадлежит великому немецкому философу Иммануилу Канту. Он понимал Просвещение даже не как сумму знаний и наук, но считал, что в основе Просвещения лежит стремление человека к умственной самостоятельности и независимости, когда он освобождается от любых внешних авторитетов (особенно от религии) и начинает думать сам. Вот что Кант писал в статье «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?»:

«Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения».

Многие течения и современной европейской философской и политической мысли, например, либерализм (К. Поппер, И.Берлин, Хабермас), во многом берут свои основания из эпохи Просвещения.

Идеи Просвещения лежат также в основе идей политической свободы и демократии, понимания государства как самоуправляемой республики, религиозной и общественной толерантности, рыночных механизмов капитализма и т.д.

В то же время после Второй мировой войны в философии стали отчетливо говорить и о вине и роковых дефектах Просвещения, о его непонимании роли традиций и религии, завышенного понимания роли и значения разума и науки, ответственности за негативные последствия научно-технического прогресса и т.д. Немецкие философы Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно середины XX века считали, что Просвещение косвенно породило тоталитаризм. Появилось даже такое выражение: то, что считалось светом Просвещения, обернулось обманчивыми огоньками на болоте.

Между тем, в православной христианской традиции есть совсем иное понимание Просвещения, сформулированное великим богословом, исихастом и аскетом XIV века Григорием Паламой. В своих знаменитых «Триадах в защиту священнобезмолвствующих» он спорит с италийским монахом и философом Варлаамом. Тот в споре с греческими исихастами настаивал на решающей роли отвлеченного знания в просвещении человека, на том, что к святости и бесстрастию якобы нельзя не прийти и без «внешних наук», и что вообще наука, а не исихастская аскетика ведет к познанию Бога.

Для Паламы принципиально неприемлема была сама мысль, что «человек обретает Божий образ через знание и через знание же божественно преобразуется душа». Он убедительно возражал Варлааму, что никакое словесное доказательство не является окончательным, потому что в этой области «одно слово борется с другим словом», «и невозможно изобрести слова, побеждающего окончательно и не знающего поражения».

Для Григория Паламы было очевидным, что, например, даже знание заповедей (и тем более так называемых «внешних наук», как он говорит) еще ничего не решает. Ведь можно же хорошо знать заповеди, весь Новый Завет - а поступать в жизни совершенно иначе. Ведь сказано, что спасутся не знатоки закона, а его исполнители, и что кто знал волю Бога, но не исполнил Ее - бит будет много, больше того, кто Ее вообще не знал.

В чем вообще опасность знания? Или, скажем так, какой вообще профессиональный риск интеллектуалов и интеллигенции? Это гордость. Вот порок, в который они или мы впадаем чаще всего. Еще бы - они (мы) так много знают (знаем - в отличие от Сократа), им (нам) есть за что благодарить судьбу и за что ценить себя, относиться к себе в высшей степени почтительно.

Но неслучайно сказал апостол Павел: «Знание надмевает, а любовь созидает» (1 Кор. 8,1). В связи с этим Палама восклицает: «Видишь? Венец зла, главнейший диавольский грех - гордость - возникает от знания!» Поэтому, говорит он, бывает «вовсе не очищающее, а обчищающее душу знание без любви, - любви, вершины, корня, и середины всей добродетели».

И что тогда с этой точки зрения есть Просвещение? Это не просто знание Христовых заповедей, но следование им. И тогда это свет Христов, который просвещает всех. Как Палама цитирует Дионисия Ареопагита, «уподобление Богу и единение с Ним достигается лишь любовью к достопоклоняемым заповедям и их святым исполнением».

Это борьба с собственными страстями и выжигание их огнем или светом Бога: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1. 9-11). Более того, как исихаст и богослов Палама считал Божественный свет, Просвещение Им реально достижимым - для праведников и аскетов: «Как глаза чувственного зрения видят чувственное солнце, так праведники глазами души видят умный свет, который, просиявши и разлившись в миг воскресения на их тела, и тела тоже явит в красоте вечного света» (Макарий Великий).

Палама говорит: «Совершенный свет открывается теперь в душах людей, истинно возлюбивших Бога». По Паламе человеческий ум превосходит сам себя, когда достигает ангельского бесстрастия и может поэтому прикоснуться к Божиему свету, пусть при этом и не достигая Божией сущности, но видя Бога в его Божественном проявлении, соразмерном человеческой способности видеть. Ведь «Бог выше не только знания, но и непознаваемости». Но, конечно, по Паламе это свет не чувственный, а умный или сверхприродный, совершенно неизъяснимый в словах и понятиях.

Впрочем, тут стоит оговорить, что Палама не отрицал свет познания как таковой, но считал его лишь вспомогательным, имеющим место лишь потому, что его в свою очередь дает свет небесный или свет благодати. Поэтому Палама не считал занятие «внешними науками» чем-то заведомо вредным или ненужным: «Мы не мешали бы обучаться внешней науке желающим из тех, кто не избрал монашеской жизни, но всю жизнь заниматься ею никоим образом не советуем никому, а ожидать от нее каких-либо точных познаний о божественных предметах и вовсе запрещаем, потому что от нее нельзя научиться ничему надежному о Боге».

«Внешнее знание» и науки он сравнивал со змеиным ядом. Змеи приносят смерть, однако их смертоносный яд, примененный с умом, говорил он, способен стать лекарством, например, противоядием против собственных укусов: «От змей нам тоже есть польза, но только надо убить их, рассечь, приготовить из них снадобье и тогда уж применять с разумом против их собственных укусов. Так же вот и изобретения внешней мудрости полезны нам, чтобы пользоваться ими против них самих, повергая как бы его собственным мечом этого Голиафа, возмутившегося и восставшего против нас и "поносящего воинство Бога живого" (1Цар.17:26, 36), которое научилось божественному знанию от рыбарей и от неграмотных».

Смотрите также:

Святитель Григорий Палама и его учение

«Византийский аристократ, в молодости ушедший в монахи, замечательный богослов, миротворец, аскет, посвятивший свою жизнь защите и философской концептуализации мистического опыта православного монашества - святитель Григорий является одним из тех вселенских учителей Церкви, который и сам достиг вершин богопознания, и смог изложить и передать нам великий опыт православного подвижничества»...

ЗНАНИЕ О ДУХЕ ВАЖНЕЕ ВСЕХ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ

«Я уже будучи ученым начал задавать себе вопросы о науке, и увидел, что мы - ученые, часто по своей воле попадаем в тюрьму наших научных теорий. Мы сделали столько интересных замечательных открытий: телескопы ведут нас во вселенную, микроскопы - в микромир. Скоро, на подходе уже, аппарат, который « увидит» человеческую мысль. И при этом ответа на главный вопрос о цели человеческого бытия на земле наука не имеет»...

ПУЩАЕВ Юрий

http://foma.ru/prosveshhenie-svet-hrista-ili-svet-nauki.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Пущаев
Россия и Болгария: есть ли у нас общее будущее?
Беседа с профессором Софийского университета Дариной Григоровой
18.12.2019
«На данные ему пять талантов истинно принес другие пять»
Беседа об историке Николае Карамзине и его консерватизме
03.12.2019
Европа ли Россия?
Беседа о Николае Данилевском и главном труде его жизни
29.09.2019
Все статьи Юрий Пущаев
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38