«Церковь - не массовый блогер»

0
182
Время на чтение 5 минут

О кризисе уже вовсю говорят и пишут в печатных и интернет-СМИ, в том числе и православных. Священники, журналисты предлагают читателям христианское осмысление происходящих сегодня событий. Но может ли ограничиться Церковь таким осмыслением или в сложившихся условиях ей нужно взять на себя какую-то еще роль? Об этом беседуем с настоятелем Петропавловского храма Саратова игуменом Нектарием (Морозовым).

Потоп. Френсис Денби. 1840 год.- Отец Нектарий, в одном из недавних своих интервью Вы говорили о том, что выйти из сегодняшнего кризиса можно, если люди поменяют свои жизненные ориентиры. А Вы видите реальные предпосылки к этому?

- Жизнь общества в целом складывается из того, что происходит в сердце каждого человека, а к каждому в сердце не заглянешь, поэтому на этот вопрос ответить достаточно сложно. Но я как священник, который регулярно исповедует и общается с прихожанами непосредственно в храме, не замечаю в них глубокого осознания того, что происходящее сегодня с нами коренится в несоответствии нашей жизни воле Божией и христианскому призванию. Очень редко встречаются люди, расценивающие события внешней общегосударственной жизни как следствие внутренней неправильности и неправости каждого по отношению к Богу.

- Президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин в противовес складывающейся традиции осмысления ситуации пишет: «Кризис - это что угодно, но только не эпоха массового смягчения нравов и возвышения стремлений. Кризис - это разгул низменных страстей, а не просто абстрактные «испытания», которые помогут нам стать лучше». И с этим трудно не согласиться...

- Кризис кризису все-таки рознь. В истории человечества мы видим неисчислимое количество различных кризисных ситуаций, как глобальных, так и более частных, и первым из них был момент грехопадения. Кризисом можно назвать Великий потоп и прочие ситуации, когда народ израильский претерпевал бедствия и скорби, сопряженные с его отступлением от Единого истинного Бога. И нетрудно увидеть, что как раз сначала был вот этот разгул

низменных страстей, состояние какого-то распада, а после, как реакция на последовавшие трагедии, - некое оздоровление, связанное с покаянным чувством, которое под влиянием испытаний в сердцах многих людей рождалось. Но на основании этого достаточно сложно говорить о том, что произойдет сейчас. Потому что есть пример и праведного Ноя, который на протяжении долгого времени призывал людей остановить беззаконие, в котором они погрязли, но те не вняли его голосу и погибли. Погрузимся ли мы в нынешний кризис глубоко или беда пройдет стороной, это и будет свидетельством о том, в каком духовном состоянии находится наш народ, наше Отечество.

- А Церковь может как-то повлиять на процесс ценностной переориентации общества?

- Мне кажется, что перед Церковью не должна стоять такая задача. Ведь это не какая-то идеологическая, пропагандистская машина, какой иногда ее пытаются увидеть. Церковь имеет совершенно другую природу, и ожидать, что она изменит что-то в политической, социальной, экономической жизни общества, бессмысленно. Церковь может лишь свидетельствовать, но каждый человек будет делать свой собственный выбор, прислушиваться к ее голосу, впустить в свое сердце евангельские слова или затыкать уши. Некоторым кажется, что Церковь должна давать оценку каждому событию в жизни страны и мира, но при этом когда она высказывается о чем-то, что им не хотелось бы слышать оцененным, они негодуют по этому поводу. Церковь - это не какой-то массовый блогер, у нее совершенно иная жизнь. Господь ее и всё в ней создал лишь для того, чтобы человек на земле мог приготовиться к жизни вечной.

- Однако в условиях кризиса и всеобщей дезориентации, может быть, Церкви всё-таки стоит взять на себя функцию такого рупора, чтобы вытащить общество из той пропасти, в которую оно летит?

- Глава Церкви - Господь, и Он ее учредил как сообщество спасающихся, а не как какую-то регулирующую структуру в обществе и государстве. Здесь всё делается и говорится только ради вечного спасения людей. Не ради их благосостояния или благополучия, не ради того, чтобы одна политическая партия победила другую. Политика - это, к сожалению, всегда определенная игра и борьба, не самая чистоплотная, в которой переплетаются силы и интересы самых различных групп. И порою Церковь, возвышая свой голос в защиту чего-то или против чего-то, совершенно невольно может оказаться встроенной в эту чуждую ей по сути борьбу.

Самая главная наша миссия - уделить достаточно времени и внимания каждому человеку, приходящему в храм, и дай Бог с этим справиться. Говорить же о какой-то иной миссии - это примерно то же самое, что заставить человека, только-только отходящего от какого-то тяжелейшего заболевания, разгружать вагоны с огромными мешками.

- Но многие граждане нашего государства ощущают, что предоставлены сами себе, и на самом деле никому не интересна ни их судьба, ни то, как они живут. Разве не естественно для Церкви Христовой раскрыть свои объятия и показать какой-то путь людям, которые брошены и растеряны?

- Но Церковь как раз и показывает этот путь, только проходит он не через какие-то внешние преобразования, а через сердце каждого. Если же Церковь попытается вести людей за собой в плане государственного или какого-то другого строительства, то она будет выполнять самые несвойственные ей функции, и это погубит множество людей. Церковь должна быть на своем месте. Одна из самых страшных проблем заключается в том, что современный человек не осознает свою личную ответственность за ту жизнь, которую ему дал Господь, он все время ждет, что кто-то за него возьмет эту

ответственность - либо государство, либо Церковь, либо еще кто-то. А человек должен отвечать за всё сам. Вот у тебя есть Евангелие дома, ты хотя

бы раз его открывал? Не открывал, но ждешь, что Церковь в твоей жизни что-то должна изменить, а иначе она не нужна. Но Церковь - это некое явление Царствия Божия на земле, и вот именно с этой точки зрения ее надо рассматривать.

И тогда какие-то недостатки тех, кто в земном плане ее составляет, не оттолкнут. Безусловно, от нас, священнослужителей и прихожан, зависит многое. Если мы неравнодушны к людям, готовы им помогать в их общественных или частных нуждах, если мы честны, если от нас исходит тепло, то тогда люди будут приходить в Церковь. Если мы злы, корыстны, равнодушны, то будем людей отталкивать. А политическая активность или неактивность здесь вообще ни при чем. Принято считать, что доверие к Церкви падает, а я вспоминаю 90-е годы, когда чего только не писали и не говорили о Церкви. Публиковались какие-то агентурные списки, священнослужителей на каждом шагу дискредитировали, а люди шли в храмы нескончаемым потоком. Поэтому я бы не сказал, что падение авторитета Церкви реально отвращает людей от нее.

Среди приходящих в храм я не встречаю тех, кто идет сюда, потому что видит в Церкви некий гарант социальной или еще какой-то справедливости.

Люди приходят в Церковь, когда у них есть потребность обратиться к Богу, когда их сердца откликаются на призыв Божий. И вот это снимает для них все сомнения относительно авторитета или внешних несовершенств. Сегодня, как и во все времена, самое важное - чтобы не создавались препятствия для того, чтобы люди могли эту свою потребность реализовать.

Фото из открытых интернет-источников

«Саратовская областная газета» № 31 (3590)

Игумен Нектарий (Морозов)
Беседовала Инна Стромилова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/cerkov-ne-massovyjj-bloger
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Инна Стромилова
Все статьи Инна Стромилова
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17