ЕГЭ - причина суицида в системе образовании России

Бывший СССР  ЕГЭ 
0
313
Время на чтение 6 минут
Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук

«Не надо кошмарить ЕГЭ!» - призывал Андрей Фурсенко после череды коррупционных скандалов, сопровождавших ввод этого экзамена в штатный режим. Недостатки будут устранены при совершенствовании технологии ЕГЭ, обещал новый министр образования Дмитрий Ливанов.

Меры нового руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова по усилению контроля над ЕГЭ и наказания нарушителей привели к кратному росту количества самоубийств среди школьников и всеобщей истерии вокруг единого экзамена. Фактически это означает провал многолетнего эксперимента, который проводил НИУ ВШЭ по постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 119 с единственной целью: совместить школьный выпускной и вузовский экзамены.

Россия занимает шестое место по числу самоубийств - после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии. Но по частоте подростковых суицидов мы опережаем мир почти в три раза. В Южной Корее наблюдается ежегодный постэкзаменационный всплеск суицидов среди школьников, сдающих ЕГЭ. Считается, что причиной самоубийств служат психические травмы, наносимые ребенку в семье и в школе, в том числе при сдаче ЕГЭ. Признанием угрозы психическому здоровью, исходящей от ЕГЭ, стало решение Департамента образования Москвы организовать в 2014 году предэкзаменационную психологическую подготовку учащихся и судорожные попытки Минобрнауки снять со школьников лишний стресс при возможности пересдать любой предмет в случае, если при первой попытке абитуриент получает неудовлетворительную оценку.

Очевидно, что без знания причин возникновения и времени последействия полученного стресса, принятые во благо меры приводят к противоположным результатам. На перманентность воздействия токсинов вируса ЕГЭ на систему образования указал Святейший Патриарх Кирилл 30 августа с.г. на встрече с участниками I православного форума "От сердца к сердцу».

«Удивительно, но дети в школе сейчас не столько получают знания, как раньше, сколько готовятся к ЕГЭ - нужно пройти эти тесты, а все остальное вторично. И получается, что мы не готовим человека к высшей школе, не вооружаем его системой знаний, а фрагментарно ориентируем на одну конкретную задачу - правильно проставить при тестировании крестики и палочки... Мы должны разрушить эту доминанту в существующей практике образования - получать только те знания, которые необходимы для сдачи ЕГЭ. Такой подход не может создать общей картины, общего видения, которое в старые времена называли мировоззрением, научной картиной мира» - сказал Патриарх Кирилл.

А вот автор и научный руководитель эксперимента с ЕГЭ, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в своей статье «С вышки виднее» видит только процедурные недостатки: «Сегодня речь может и должна идти только о том, как совершенствовать процедуры ЕГЭ». Уходит он и от конкретного вопроса, почему студентов «Вышки» так часто отчисляют с первого курса. Не желает он нести ответственность и за суицидальную угрозу своего проекта.

Это высказывание как раз тот случай, когда, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «мы, по неведению или неопытности (не хочу сказать по «злой воле», не хочется в это верить), разрушим свое образование, свою школу - в то время, когда наука, технологии, знание и образование являются главным двигателем развития человеческого общества». Экспертное сообщество неоднократно предупреждало об опасности процедур ЕГЭ для качества образования, жизни и здоровья учащихся. Модели и факторы разрушения образования изложены в ряде публикаций.

Технократизм процедур ЕГЭ в применении к человеко-машинной системе связан с некомпетентностью его творцов не только в психологии и эргономике образования. Суицидальные проявления выходят за рамки психологии и рассматриваются в психиатрии как глубокие церебральные (мозговые) нарушения функций центральной нервной системы человека. Все разговоры о борьбе с человеческим фактором, якобы негативно влияющим на объективность ЕГЭ, свелись к созданию сурдокамеры для экзаменуемых, где психические нагрузки сенсорного голода служат грозным испытанием даже для космонавта.

Напомню: сурдокамера (от лат. Surdus - глухой и камера) - это помещение со звуконепроницаемыми стенами, служащее для проведения физиологических, психологических и других исследований, а также тренировок (например, при подготовке космонавтов) в условиях отсутствия звуковых раздражителей. Конечно же, такое помещение не предназначенное для процедур учебного процесса в школе.

В жесточайших условиях звуковой изоляции даже назойливое жужжание мухи способно довести человека до белого каления. Галлюцинации, некритичное восприятие действительности, неспособность воспринимать убедительные доводы и рекомендации инструктора - не редкость в поведении испытуемых при экспериментах в сурдокамере. К пытке ЕГЭ еще никто не привык. Как и в сурдокамере, здесь можно сойти с ума от напряженной тишины и при ограничении времени на тест, когда даже шорох кажется выстрелом. Когда скучающие учителя и наблюдатели начинают громко разговаривать друг с другом, ходить и мешать ученикам сосредоточиться на тестах ЕГЭ. Раскаты же грома неизменно вызывают обмороки у школьниц. Стресс, полученный при проведении ЕГЭ, аккумулируется с новым витком психического напряжения при ожидании оценки результатов. Зампред Комиссии ОП РФ по развитию образования Любовь Духанина признает, что основные переживания связаны со сроком проверки материалов. "Наши ребята не привыкли к такому долгому ожиданию. Ведь до ЕГЭ, когда экзамены писали в своих школах, результат был известен уже через день-два. А сейчас подсчет баллов ведется в течение 8 дней".

Справедливо задать вопрос об импульсе последействия от полученного стресса. Когда и каким образом он проявляется в жизни и оказывает влияние на качество последующей образовательной деятельности человека? К числу известных работ в этой области можно отнести труд французского ученого Поля Абели, который исследовал игровые отношения личности, направленные на саму себя. В этом случае томительное ожидание человек облегчает соревнованием не с соперником, а с самим собой. При уходе в себя он оказывается под гнетом чувства одиночества, провоцирующего суицид и серийные преступления. По ассоциации со стихийным движением ремесленников, бессмысленно уничтожавших в 18 веке оборудование фабрик, якобы несущее им разорение, Абель назвал данный эффект «луддизмом». Жирную точку в дискуссиях о суицидальном последействии ЕГЭ ставит открытие основателя российской патопсихологии и одного из создателей психологического факультета МГУ Блюмы Зейгарник. Получивший ее имя эффект - знаменитая психологическая закономерность, гласит: память о незавершенных действиях сохраняется у человека намного дольше, чем о действиях завершенных. «Вообще современный мир устроен таким образом, чтобы не оставлять человека наедине с самим собой. Потому что это опасно» - утверждает ведущий российский специалист в области духовных, культурных традиций китайской цивилизации и современных социально-экономических процессов в странах ШОС. Идея Минобрнауки снять предэкзаменационное волнение за счет возможности пересдать ЕГЭ на практике кратно увеличивает давление на психику школьника от стресса и одиночества, как и вероятность трагедии. Замечу: специфику психологии ЕГЭ законодательство РФ не учитывает. Пункт 10.31 федеральных требований к образовательным учреждениям в части здоровья учащихся, утвержденных приказом Минобрнауки № 2106 от 28 декабря 2010 г. устанавливает только продолжительность итоговой аттестации, перерывы между экзаменами и организацию питания учащихся.

О психологической сложности для таланта преодолеть ЕГЭ известно давно. Данный феномен подтверждает завуч московской школы № 444 с углубленным изучением математики и информатики Ольга Шадрикова: "Ученикам нашей школы, например, решить 6 трудных задач легче, чем сделать 19 простых и правильно заполнить бланки". Абсурден допрос в Бутырском райсуде «гордости школы», самого умного в классе «школьного стрелка» Сергея Гордеева, признанного судмедэкспертами невменяемым в момент преступления. В поведении этого «преступника» давно наблюдался суицидальный синдром ЕГЭ. Серийность подобных событий в США подтверждает истину: законы природы неизменно наказывают всех, кто не стремится их познать.

Синдром ЕГЭ, как совокупность признаков болезни, проявил себя задолго до повсеместного распространения пресловутого экзамена С этой болезнью американцы столкнулись полвека назад на боевом дежурстве в подземных командных пунктах ракет "Минитмен-1". Те же проблемы психического свойства, влияющие на боеготовность главного вида Вооруженных сил СССР, возникли пятью годами позже в РВСН. Чтобы решить в кратчайшие сроки эти проблемы к участию в комплексной НИР «Дедукция» были привлечены ведущие отечественные педагоги и психологи, в НИУ Минобороны были сформированы специальные подразделения обитаемости, инженерной психологии и эргономике. Итогом НИР стала практическая апробация положений деятельностного подхода, теории поэтапного формирования умственных действий и трансформационной теории обучения.

Стал очевиден эффект снятия стресса биологической обратной связью, что выражается, например, в почитании подводниками и шахтерами крыс и канареек, попытках космонавтов пронести в сурдокамеру живые цветы. В истории ВМФ известен случай, когда командир АПЛ на несколько часов задержал выход в море, дожидаясь возвращения на борт корабельной крысы. Исследованиями было установлено негативное влияние дефицита биологической обратной связи на качество работы и подготовку специалистов - операторов. На процедуры ЕГЭ возложена задача полного исключения биологической обратной связи в расчете на получение школьником информации через экран компьютера даже в устных экзаменах, для чего требуются специальные навыки оператора. «Главную задачу нам решить удалось: мы смогли уйти от учительской субъективности при оценке тех знаний, что ученик получил в школе» - заявил директор центра образования «Измайлово» Александр Рывкин. Разочаруем коллегу. С водой он выбросил и ребенка. Оценить качество образования под силу только учителю - и никогда ЕГЭ с синдромом суицида.

http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=2711&nomer=90

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Сергеев
Откуда исходит угроза в образовании?
Психологическая подготовка к ЕГЭ как признание угроз психическому здоровью учащихся
27.04.2014
"Булава" как зеркало проблем ОПК
Что может гарантировать высокое качество вооружений
18.05.2007
Система оружия определяет облик военного флота
А модернизационный запас - долгосрочную перспективу развития
31.03.2007
Почему не летит "Булава"
Системы управления баллистических ракет морского базирования кардинально отличаются от "сухопутных"
19.01.2007
Научная разведка: запас прочности
Информационные векторы задают не реальные замыслы противника, а выстроенная политиками субъективная картина мира
24.11.2006
Все статьи Олег Сергеев
Бывший СССР
Все статьи темы
ЕГЭ
Если бы президентом был я
Первоочередные задачи по возрождению страны
07.05.2024
«Заменить человека “железками” и технологиями невозможно»
Государству и обществу нужны твердые знания, а не только умение пользоваться интернетом
05.04.2024
«Блюдите убо, како опасно ходите…»
Писательница М.Юденич подняла волну возмущения против Рособрнадзора в связи с использованием в ЕГЭ текста русофобки Алексиевич. А это правда?
01.04.2024
Непонимание, саботаж или откровенное издевательство?
Рособрнадзор разрешил использовать в сочинениях в рамках ЕГЭ содержание фильмов, аниме и комиксов
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Душевный самонастрой
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.05.2024 18:32
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
07.05.2024 18:31
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:16
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:04
Рубикон еще не пройден
Новый комментарий от Иван Демид
07.05.2024 17:55