«Время ослабы» - время настроя

Великий пост еще не начался, а Церковь уже предлагает своим чадам вспомнить о предстоящем каждому христианину подвиге. О значении и особенностях подготовительного периода перед Великим постом мы беседуем с клириком храма в честь Рождества Христова г. Саратова священником Максимом Плякиным.

- Отец Максим, что включает в себя подготовительный период к Великому посту?

- Подготовительный период - это четыре недели: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде и об изгнании Адама из рая, и три седмицы между ними. Первая седмица - сплошная, вторая - обычная с постными днями средой и пятницей, и последняя, так называемая сырная, - тоже сплошная, но с оговорками: пост в среду и пятницу отменяется, но во всю седмицу устав не допускает употребления мяса. Сырная седмица - это как бы первая ступень вхождения в Великий пост.

- В случае с Сырной седмицей логика понятна, а вот для чего в подготовительный период Церковь дает своим чадам гастрономические послабления?

- Как сказано в Священном Писании, всему свое время и время всякой вещи под небом. У нас есть периоды безусловного воздержания: прежде всего, это многодневные посты, один из которых скоро начнется. А параллельно с ними есть периоды, когда Церковь несколько смягчает режим для своих чад, не в последнюю очередь для того, чтобы у людей было ощущение праздника, в том числе и праздника на столе. Это иллюстрация к замечательному принципу, который на заре христианского монашества, в начале IV века, сформулировал святой Антоний Великий. У него в житии был такой эпизод. Некий вельможа из Александрии оказался однажды в обители, где подвизался преподобный Антоний, и увидел, как, слушая поучения святого, ученики посмеиваются над его советами. И когда вельможа возмутился столь неблагочестивым поведением этих монахов, святой его попросил: «Натяни тетиву своего лука». Тот, не очень понимая, послушался. «Натяни еще». Тот еще натянул лук. «Натяни еще больше». Вельможа возразил: «Но тогда я лук сломаю». На что преподобный Антоний ответил: «Вот так и с человеком». Нельзя человека ставить в условия ограничения бесконечно, ему необходимо и «время ослабы». Но при этом Церковь не перестает напоминать: такое время дается не для безудержного наслаждения. И сплошная седмица - не повод для того, чтобы впасть в грех обжорства.

- Как человеку, который хочет причаститься на этих подготовительных сплошных седмицах, нужно готовиться?

- Отвечать на вопросы о духовной практике, не видя человека глаза в глаза, почти невозможно. Правила, которые у нас в Церкви есть, касаются чаще не предпостовых, а послепостовых седмиц, что логично: для человека, который только что понес подвиг поста, пищевое воздержание отменяется вообще. Ясно, что к тому, кто в пост не воздерживался, эти правила совершенно не применимы. В любом случае, за ответом на этот вопрос каждому конкретному человеку все-таки лучше обращаться к тому священнику, который его знает хотя бы немного, знает обстоятельства его жизни, его физические силы и возможности. Ведь порой для кого-то, страдающего болезнью, несовместимой с постным воздержанием, полезнее смиренно поблагодарить Господа за это свое состояние и постараться избежать роптания. И если человек этот ропот сумеет в себе преодолеть, то, может быть, и не столь важно, будет у него на столе в эти дни мясо или нет.

- В богослужении наиболее заметной особенностью подготовительного периода являются песнопения «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» и «На реках Вавилонских», которые исполняются на всенощном бдении. Расскажите о смысле этих песнопений. Почему они появляются именно в это время, с чем это связано?

- Песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» поется, начиная с Недели о мытаре и фарисее. Оно общее и для подготовительных недель, и для самих недель Великого поста, исполняется аж до предпоследнего воскресения Четыредесятницы. И просьба, которая содержится в этом тексте, вполне прозрачна: мы просим, чтобы для нас была открыта дверь покаяния. В греческом языке нашему термину «покаяние» соответствует термин «метанойя» - «измени разум». То есть в идеале покаяние во грехе означает полное изменение человека, его отвращение от греха. И в нашем русском слове «покаяние» усматривается семантика имени «Каин». Человек ощущает себя виновным в той же степени, что и первый убийца, потому что покаяние предполагает исключение самооправдания. Грех должен быть назван грехом. А для человека это и психологически очень трудно, и наша коснеющая в грехе воля постоянно кренится в сторону того, чтобы от покаяния по возможности уйти, в том числе и в сторону формального покаяния - «грешен во всем». Поэтому мы, готовящиеся накануне Четыредесятницы совершить подвиг покаяния, прибегаем к молитве и просим Господа поддержать нас, дать нам силы, чтобы наше обращение от греха не было формальностью, но совершилось на деле.

С Недели о блудном сыне в чинопоследование всенощного бдения добавляется также псалмом 136‑й «На реках Вавилонских». Первоначально этот псалом - плач изгнанников, которые лишены своей земной Родины. Он был сложен в среде иудеев, которые, пережив военное поражение от Вавилона, были угнаны войсками царя Навуходоносора из своих родных земель в вавилонский плен. Люди оказались лишены  не только дома и всего своего материального благосостояния, но и возможности поклоняться истинному Богу, так как, согласно Закону, храм мог располагаться только на Храмовой горе в Иерусалиме. Храм разрушен, а священные сосуды, которые употреблялись при богослужении в Иерусалимском храме, Навуходоносор поставил на свой пиршественный стол. Это было вполне осознанно нанесенное оскорбление и знак торжества над побежденными: мои боги сильнее вашего, я вас победил. И конечно, сквозь строки этого псалма прорываются вполне понятные чувства изгнанников, обозленных и поражением, и вот этим демонстративным оскорблением их святыни: «дочь Вавилона, окаянная, блажен, кто возьмет младенцев твоих и разобьет их о камень». В христианскую эпоху в трудах отцов-толкователей псалом переосмысливается. Под Вавилоном нужно символически понимать державу смерти и всю совокупность сопротивления Богу - грех, смерть, диавола и его ангелов. А младенцы Вавилона - это порождения смерти, наши грехи и страсти, которые необходимо уничтожать камнем покаяния, пока они еще не успели вырасти и захватить всего человека.

Вот такое вот принципиально аллегорическое прочтение было применено в педагогических целях, потому что задача уже христианского общества - постепенно отходить от тех прообразов, которыми полон Ветхий Завет. Принимая Закон, данный Богом в Ветхом Завете, мы уходим от тех внешних форм, в которых он был выражен, в том числе от жестокостей, которые есть в псалмах. И воспевая этот псалом за богослужением, мы тем самым напоминаем, что это не призыв к кровавой мести, а призыв обратить внимание на самого себя.

«На реках Вавилонских» поется после двух других, традиционных для всенощного бдения псалмов «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа». Этот постоянный призыв хвалить Господа и воспевать Его милость: «яко благ, яко ввек милость Его» - вдруг сменяется вот этим плачем. Мы - изгнанники, лишенные вслед за Адамом, нашим праотцом, своего Небесного Отечества. Этот контраст - напоминание о том, что среди нашей хвалы не должно забывать о покаянном настроении в преддверии Великого поста.

- Почему именно Великий пост как никакой другой требует длительной подготовки?

- Здесь необходимо помнить, что наши уставы, в том числе и устав постного воздержания, и устав богослужения, исторически менялись. Например, в богослужении латинского обряда в Западной Европе подготовительных седмиц нет вообще. В практике Студийского монастыря подготовительная седмица была одна. Поэтому, с одной стороны, здесь просто результат усвоения одной из возможных практик, а с другой стороны, это некий баланс между самым длинным нашим постом в году, предваряющим и самый главный христианский праздник - Воскресение Христово, и рядовым временем. Тот вариант устава, который сегодня есть в Русской Церкви, - это лишь вариант предпочтения. И вполне может быть, что пройдет два-три столетия, и этот устав тоже как-то будет модифицирован, если Церковь сочтет это полезным.

При этом необходимо понимать, что пост сам по себе в Церкви никогда и ни при каких условиях не был самоцелью - в первую очередь это средство для приобретения навыка самоограничения, навыка самому себе сказать: «Это мной не владеет». Святые отцы всегда советовали не ограничиваться лишь вниманием к пище. Знаменитая стихира, которая поется в первый же день Великого поста, говорит о том, что «пост приятный Богови» - это именно тот пост, который примет Господь, потому что «прияти» по-славянски - это «принимать». Это своего рода программа на дальнейшие действия. И здесь как раз кулинарный пост не упоминается вовсе, потому что он - лишь средство, чтобы достичь истинного поста, а истинный пост есть отчуждение наших грехов и страстей. И если человек в процессе пищевого воздержания сможет разглядеть те страсти, которые над его душой владычествуют, это уже хороший результат. Он будет знать, что ему преодолевать дальше.

Фото из открытых Интернет-источников

Газета "Православная вера" №3 (503)

Беседовала Инна Стромилова

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2014-vremya-oslaby

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Максим Плякин:
Просвещение молодежи в годы гонений
Доклад секретаря Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви священника Максима Плякина на пленарном заседании XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений.
26.12.2018
Апологет из Алмазова Яра
В 2014 году исполнилось 180 лет со дня преставления Симеона Климовича Привалова, известного как алмазовский праведник
27.01.2015
Все статьи автора
Инна Стромилова:
Все статьи автора