Дарующая нечаянную радость

post thumbnail

Наступление нового календарного года всегда ассоциируется с радостными переменами. Кажется, что вместе со старым годом уйдут все тревоги, разочарования, неприятности -  словом, уйдет все плохое, а на смену придет только доброе, светлое и радостное. Так хочется в это верить, причем вне зависимости от возраста, что люди подчас начинают не то что уповать на чудеса, но соблюдать экзотические для нас, русских, традиции. Нет, мы не выбрасываем, как итальянцы, старую мебель с балкона или через окошко, но стремимся избавиться от старых вещей, которые загромождают наше жизненное пространство, чтобы освободить, так сказать, «территорию для счастья». Довольно часто можно увидеть, как люди в своих домах устанавливают предметы «по фен шуй», и все для того же - привлечения счастья и удачи.

Между тем все эти увлечения для православного человека выглядят весьма примитивно. Ведь невозможно с помощью каких-то внешних средств измениться изнутри. «Золотой ключик» бывает только в сказке, как и та дверца, которую он открывает.

Но все же кому, как не православному человеку, более всего свойственна вера в чудо. Причем не в абстрактное, а вполне конкретное и реальное, совершаемое с Божией помощью. Вот об одном из таких конкретных чудес и пойдет сегодня речь. Причем обстоятельства происшедшего, можно сказать, задокументированы святителем Димитрием Ростовским в книге «Оазис».

Жил себе человек, промышлявший разбоем. Наверное, не нашел другого способа прилично заработать. Но разбойник был не совсем обычный. Каждое утро и вечер он совершал молитвенное пение перед иконой Пресвятой Богородицы с Архангельским приветствием: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». И вот однажды образ Пречистой отозвался на его молитвы. С ужасом увидел человек, как из ручек, ножек и подреберья Богомладенца, которого держала на руках Богородица, потекли струйки самой настоящей крови. «Кто сделал с Тобой такое?» - спросил разбойник, трепеща от страха. Но ответ был еще более ужасающим: «Ты!»

Все мы слышим проповеди священников или читаем в книгах, журналах, Интернете о том, что своими грехами люди вновь и вновь распинают Христа. Читать-то читаем, некоторые даже размышляют над этими словами, но только единицы пытаются изменить свою жизнь. А вот тот разбойник не прочитал, не услышал, а увидел воочию, как его грехами вновь распинается Христос. И было это не наказанием, а особой милостью Божией. Потому что человек покаялся, т.е. изменился.

Икона Пресвятой Богородицы, перед которой все это происходило, называется «Нечаянная Радость». Потому, что человек тот и не чаял, что получит радость прощения своих тяжких грехов.

Православное предание полно рассказов о покаявшихся разбойниках, есть и жития святых, некогда промышлявших преступным промыслом. Да ведь и самый первый человек, вошедший в Царствие Небесное, тоже был разбойником. Помните, на Голгофе рядом со Христом были распяты два разбойника, один хулил Его, а другой сказал: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». И тут же получил ответ: «Ныне же будешь со Мной в Раю».

Мы как-то привыкли к слову «покаяние», даже путаем это понятие с таинством исповедания грехов. А ведь в греческом языке покаяние звучит как «метанойа», т.е. переплавление, изменение. Чтобы получить ту самую Нечаянную Радость, нужно не просто осознать свои грехи и не просто исповедать их перед священником, а измениться. Вот это и будет покаяние.

Весьма промыслительно, что именно Рождественским постом, в то время когда мы готовимся достойно встретить самое великое событие в мироздании - Рождество Спаса и Бога нашего Иисуса Христа, а именно 22 декабря, Русская Православная Церковь отмечает праздник иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». Образ этот не относится к известным, но к одним из самых любимых - это точно. Изображен на нем тот самый кающийся разбойник, о котором рассказано выше. И многие чудеса получают верующие по молитвам к Божией Матери именно в этом образе. Не зря и иконы становятся чудотворными или местночтимыми.

Один из таких образов находится в Свято-Троицком соборе города Одессы. История его связана с Великой Отечественной войной и оккупацией города. Как известно, большевиками практически все храмы были не просто закрыты, но переоборудованы для более насущных, по мнению властей, потребностей народа. Вот и старинная одесская Свято-Троицкая, или греческая, церковь при советской власти стала спортивным залом. Румыно-фашистские оккупационные войска, заняв город после 73-дневной героической обороны, старались привлечь население, пробудить хоть кое-какое сочувствие к новой власти. Одной из таких мер было открытие одесских православных храмов, учитывая, что румыны тоже православный народ. В числе прочих была открыта и Свято-Троицкая церковь.

И люди потянулись в храмы. Несмотря на то, что последние относились к Румынскому патриархату, несмотря на то, что на свечных ящиках вместе с иконами предлагались портреты Гитлера и Атнонеску. Как любит рассказывать в своих проповедях нынешний настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Виктор Петлюченко, прихожанами во времена оккупации были в основном женщины и дети. И радовались они возможности помолиться за своих мужей, сыновей, братьев, воевавших на фронтах Великой Отечественной. Радовались возможности подать записки о здравии, где и указывали своих воинов. Любовь, как известно, бывает безрассудной. Вот и наши богомолки совсем не думали о том, что находятся на оккупированной, т.е. вражеской территории и старательно писали в записочках: «О здравии воина Имярек...» И получали свою чудесную и нечаянную радость - весточку с фронта, что живы их родные и близкие. Так и румынские священники, что называется, буквально исполнили заповедь Христову о молитве за врагов.

К этому же скорбному времени оккупации относится и появление в Свято-Троицком соборе иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». Это - небольшой, аналойный образ, принесенный неизвестно кем. Сегодня он хранится в алтаре, откуда выносится только в дни сугубых торжеств: 22 декабря - в праздник иконы «Нечаянная Радость» и еще Великим Постом в Пятницу Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородицы.

Общедоступна икона «Нечаянная Радость», расположенная у левого клироса собора. Буквально нескончаемым потоком идут к ней богомольцы. Только ночью, когда храм закрывается, он иссякает. Но уже ранним утром - только-только откроют входные двери, бывает, даже лампады еще не везде успеют затеплить, а здесь уже стоят свечки-богомолки. Особые часы - это вечер пятницы. В Свято-Троицком соборе совершается традиционное пение акафиста перед иконой Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». Людей всегда много, все теснятся поближе к иконе: так дети в больших семьях собираются возле матери, и каждый стремится быть поближе к ней, обнять, прикоснуться или хотя бы стать рядом.

Но, конечно же, особо торжественно звучит этот акафист на вечернем богослужении 21 декабря, накануне храмового праздника в честь местночтимой иконы «Нечаянная Радость». Богомольцы тогда бывают не только «местные», но и из других приходов. Часто служить в этот вечер приезжает владыка Агафангел.

Соборное богослужение - вечерню с акафистом - дополняет прекрасное профессиональное пение хора. И с особым чувством - всеобщее пение, можно сказать, православного гимна: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуйя!»

Это - удивительный акафист, в нем рассказывается вся история того, как бывший разбойник раскаялся в своих грехах и как не просто было умолить Божией Матери Своего Сына и Бога нашего помиловать этого человека. Мы как бы присутствуем при этом. Ведь даже в миру для того, чтобы быть помилованным, заключенному необходимо подать особое прошение. И само такое обращение подразумевает признание вины и обещание изменения жизни. Поэтому и не часто происходят помилования, чаще звучат требования о них, но в одностороннем порядке никого помиловать нельзя. Это нужно помнить и нам, вроде как и не совершившим преступлений, но постоянно просящим о помиловании у Бога.

Однако вернемся к одесскому празднику. 22 декабря традиционно Божественную литургию в Свято-Троицком соборе возглавляет Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский. Собираются не только миряне, но и духовенство, монашествующие всего города. В нынешнем году праздник пришелся на воскресенье - получилось двойное торжество. И тоже - нечаянная радость. Умилительно видеть деток из воскресной школы, молящихся на одном из клиросов.

А еще традицией Свято-Троицкого собора является присутствие во время храмовых торжеств генерального консула Греции в Одессе (в настоящее время это господин Антониос Хазироглу) с семьей и коллегами. По окончании Божественной литургии митрополит Агафангел выразил признательность греческому дипломату за помощь в организации паломнических поездок православных одесситов на Афон и в другие святые места Греции. Владыка также наградил г-на Хазироглу почетным знаком отличия.

Греция ныне переживает непростые времена, причем не только в экономическом плане. Недавно было опубликовано воззвание Элладской Православной Церкви к народу Греции в связи с навязанным ЕС законом о признании однополых и гражданских «браков». О таких вещах как-то «забыли» организаторы украинского «майдана». Зато мы, русские, живущие на Украине, получили свою нечаянную радость, когда узнали о московских договоренностях 17 декабря.

Несмотря на более чем суровые реалии современности, человеку свойственно верить в чудо, особенно в новый год. У каждого из нас есть возможность обратиться, что называется, «напрямую» к нашей общей Небесной Заступнице, дарующей «по коегождо потребе радость». То есть то, кому чего недостает. И - долгожданных перемен в нашей жизни, изменения, переплавления. По вере нашей да будет нам!

_________

Фото - http://eparhiya.od.ua/

http://rusedin.ru/2014/01/13/daruyushhaya-nechayannuyu-radost/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий