Как Патриарх Московский спас одесский монастырь

post thumbnail

Сегодня в Одессе - несколько монастырей, мужских и женских, однако в народе по-прежнему словом «монастырь» без каких-либо дополнительных определений обозначают Свято-Успенский патриарший мужской монастырь, который расположен на 16-й станции Большого Фонтана.

История основания этой обители известна. Но она не потеряла актуальности и сегодня, поэтому кратко напомним ее. Жил некий молдавский, как тогда говорили, господарь, т.е. хозяин земли, а если выражаться современным языком, то, пожалуй, более всего подойдет словечко «мажор». Итак, этот молодой человек по имени Теуцул в прямом смысле «зажигал» на берегу моря с друзьями и девицами - в пьяном кураже среди ночи они разожгли огромный костер. И вот, что называется, в самый разгар веселья на огонь начали выходить какие-то мокрые, израненные люди и просить о помощи. Оказалось, что в эту роковую ночь в Одессу из Греции шло небольшое судно. Его капитан принял огонь костра, который для забавы разжег Теуцул, за свет одесского маяка и направил корабль к берегу. Но берег оказался негостеприимным, каменистым. К счастью, никто не погиб. А потерпевшие кораблекрушение вышли непосредственно к виновнику их беды.

Результат этого события, прямо скажем, ошеломительный. Теуцул, мало того, что возместил потери и оплатил лечение моряков, он полностью переменил свою жизнь. Земли своего поместья бывший «мажор» передал Церкви, и вскоре здесь был основан мужской монастырь.

За всю свою историю эта обитель переживала самые разные периоды. Однако самым драматичным в ее истории стал ХХ век. В 20-е годы монастырь был разграблен и осквернен большевиками. Тогда это называлось «конфискацией церковных ценностей для голодающих». Когда брать стало уже нечего, монастырь заняли обновленцы, а истинная братия его рассеялась по городам и весям страждущего Отечества. Так начался подвиг Новомучеников и Исповедников Российских и Одесских в частности (каждая епархия Русской Православной Церкви имеет свой мартиролог).

Святой апостол Павел в Послании к Евреям так описывает этот подвиг: «Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли»(11, 35-38).

Испытав скорби Великой Отечественной войны, наш народ стал неудержимо жаждать Бога. Переменилось и отношение к Церкви у властей предержащих. Открылись ворота концлагерей и тюрем, выпуская священников, монахов, архиереев. В 1944 году, практически сразу же после освобождения Одессы, возрождается и Свято-Успенский мужской монастырь. Его насельники возвращаются - кто из ада ссылок, тюрем и лагерей, кто с фронтов Великой Отечественной. В те времена это было во всех отношениях место запустения. Вернее, мерзость запустения, стоящая на святом месте, - о ней говорит Христос в Евангелии от Матфея (24,22), ссылаясь на Ветхозаветную Книгу пророка Даниила (9,27).

Несмотря на то, что из мест заключения освободили практически всех архиереев, их все равно катастрофически не хватало. Слишком многие были замучены и убиты. Для уцелевших начинался новый подвиг - восстановления храмов, причем не только « в бревнах», но и «в ребрах». То есть и церковных зданий, и человеческих душ. В Одессу правящим архиереем был назначен архиепископ Никон (Петин), который окормлял одновременно сразу две огромных епархии. Именно его трудами началось новое освобождение Одессы, теперь уже от пресловутой мерзости запустения. Не иначе как по милости Божией владыке Никону удалось практически полностью восстановить из руин - и войны, и безбожия - Одесскую и Донецкую епархии.

В 1946 году в Одессу впервые приехал Святейший Патриарх Алексий I (Симанский). В связи с болезнью ему был показан морской климат. Его Святейшеству очень понравилось в Одессе. Жил он, естественно, в единственном на то время мужском монастыре. Так здесь появились патриаршие покои, которые сам Святейший называл дачей.

Практически каждое лето, а то и конец весны - начало осени Патриарх проводил «на даче». Но это был не отдых, а напряженный труд. В Свято-Успенском монастыре принимали различные делегации, проводили встречи, семинары. Одесская обитель стала настоящей летней резиденцией Патриарха Московского и всея Руси. Поэтому монастырь и получил наименование Патриаршего. Позднее на территории Патриаршей резиденции была устроена архиерейская гостиница.

25 лет - с 1945 по 1970 год - находился на кафедре Московских патриархов Святейший Алексий I. Одному Богу известно, насколько тягостен был его труд и каких усилий он требовал. Ведь сталинское «потепление» к Церкви сменилось хрущевской «оттепелью», во время которой вновь стали взрывать храмы, закрывать монастыри, разгонять приходы. В это время были практически ликвидированы многие древние и славные монастыри. Но одесская обитель сохранилась и после решения о ее закрытии в 1961 году.

Именно ежегодное не просто присутствие, а активный труд Его Святейшества в Одессе и наименование монастыря «Патриарший» позволили не только сохранить его, но и сделать неким символом «свободы совести и вероисповеданий» в СССР. Сюда стали ездить не только церковные делегации со всего православного мира, но и зарубежные гости политического толка, особенно из капиталистических стран.

Однако не все было безоблачно. В том же 1961 году была предпринята попытка ликвидировать Одесскую духовную семинарию. Ее просто, за одну ночь, приказали перенести из центра города (сегодня Свято-Пантелеимоновский монастырь) на окраину - на 16-ю станцию Большого Фонтана в Свято-Успенский монастырь. «Люди в рясах» не должны были ходить по центру социалистического города - таково было мнение властей. В бывшей монастырской гостинице и разместилась духовная школа. К слову, до сих пор там и пребывает.

Но переселением борьба с семинарией не закончилась. Всех потенциальных семинаристов перед поступлением стали вызывать для бесед в «компетентные органы», где призывали «хорошо подумать» об избранном жизненном пути. К чести того поколения скажем, что далеко не все отказывались, хотя учащихся становилось все меньше и меньше. «Ответственные лица» уже, наверное, готовили рапорты о ликвидации «очага мракобесия», т.е. семинарии, но Святейший Патриарх Алексий I постоянно присылал в Одессу десяток-другой воспитанников из других семинарий. А их и было всего три на всю страну, включая Одесскую. Так наполнялись классы вопреки «радужным» надеждам чекистов. Впоследствии и семинаристов показывали иностранным гостям как еще одно свидетельство пресловутой свободы совести в СССР.

Необходимо особо отметить, что до 1964 года в Свято-Успенском монастыре пребывал афонский монах, святой угодник Божий преподобный Кукша Одесский. В его жизни было место и исповедническому подвигу в сталинских лагерях, и подвигу православного подвижника, целителя душ и телес верующих во Христа. И сегодня к мощам преподобного за исцелением спешат богомольцы из всех сторон православного мира, и каждый получает помощь по мере своей веры.

Еще не один удар грома прогремел в небе одесской духовной жизни: так, в 1965 году ликвидировали архиерейские покои на Французском (тогда Пролетарском) бульваре. Впоследствии была разорена и церковь святых мучеников Адриана и Натальи, при которой эти покои находились. Одесский правящий архиерей также переехал в Свято-Успенский монастырь, как говорится, подальше от глаз светского «начальства». Таким образом, жизнь патриаршей обители стала более напряженной, концентрированной, что ли. 93 года Бог отмерил Патриарху Алексию (Симанскому), и до конца дней своих он не оставлял забот о сохранении доверенного ему попечения о благе церковном, в том числе и в Одессе.

Перестроечный ветер принес не только «незалежность» Украины с резким всплеском национализма. Стала возможной и религиозная свобода. С 1992 года Одесскую епархию возглавляет Высокопреосвященнейший митрополит Агафангел. Под его мудрым правлением духовная жизнь города и области переживает настоящий расцвет, ремонтируются старые и возводятся новые храмы. Процветает ныне и Свято-Успенский мужской монастырь.

В 2010 году Одессу посетил Святейший Патриарх Кирилл. Этот визит последовал после многолетнего перерыва и, несомненно, не просто обрадовал, но и значительно укрепил чувства православных. Была отремонтирована и патриаршая резиденция. Одесситы очень надеются, что патриарх Кирилл полюбит Одессу, станет жить здесь время от времени, как и его предшественник Святейший Алексий I. Ведь патриаршее присутствие на Украине вообще и в Одессе в частности очень важно в современных политических реалиях российско-украинских отношений, да и всего формирующегося евразийского пространства.

Территория Свято-Успенского монастыря весьма живописна. Мысом Большой Фонтан заканчивается Одесский залив. Море, мягкие склоны берега, приятная прохлада деревьев. В солнечные дни здесь поселяется особая радость, в пасмурные - задумчивость. При ненастье и тумане половина Одессы слышит звук «ревуна», установленного неподалеку, в Маячном переулке. Граница, отделяющая открытое море от вод Одесского залива, интересна в основном для специалистов. Но здесь пролегает еще одна, такая же почти незаметная обычному человеку, но от этого не менее значимая граница - между земным и небесным. Осязаемым символом этого перехода является та особая тишина, которая всегда поражает, когда входишь на эту заветную территорию. Здесь, на юге земель Российских, вот уже почти 200 лет горит молитвенная лампада - Одесский Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь как свидетельство милости Божией ко всем нам, грешным и праведным, но более, конечно, грешным....

__________

Фото - http://www.pravenc.ru/data/009/636/1234/3i400.gif и http://eparhiya.od.ua/

http://rusedin.ru/2013/05/19/kak-patriarx-moskovskij-spas-odesskij-monastyr/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий