Святитель Иннокентий: пример воина и богослова

post thumbnail

Одесская, Николаевская, Херсонская области и Крым исторически являются новыми российскими землями, т.е. присоединенными к Российской империи относительно недавно, в XVIII-ХIX веках, потому и именуется данный регион Новороссией. Понятие это сегодня - настоящий политический кошмар «свидомых», поэтому практически изъято из использования.

В 1848 году, когда архиепископ Иннокентий (Борисов) был назначен правящим архиереем и прибыл в Одессу, все Новороссийские земли объединялись в единую епархию - Херсонскую и Таврическую. Но местом пребывания Священноначалия традиционно была Одесса, постепенно ставшая кафедральным городом. Этому немало способствовал и сам архиепископ Иннокентий. Прекрасный богослов, духовный писатель, проповедник и педагог, незаурядный церковный администратор, истинный патриот своего Отечества, этот человек отличался особым бесстрашием - тем, которое бывает только у истинно верующих людей, знающих, что без Божией воли ни один волос не упадет с их головы, как и Сам Господь говорит в Евангелии от Луки (21,18).

Родился будущий святитель в древнем русском городе Ельце, закончил Орловскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. Причем еще в студенческие годы отличался тем, что, по воспоминаниям современников, «помимо слушания лекций очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии».

Поэтому вовсе не удивительно успешное продвижение по научной лестнице и получение ученой степени доктора богословия. Некоторое время Иван Алексеевич Борисов был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Именно здесь он становится монахом Иннокентием. Стремительно развивается его, если можно так сказать, духовная карьера или правильнее - духовный рост: с 1823-го по 1845 год пройдены практически все ступени - от иеродиакона до архиепископа. В сане архимандрита в 1830 году будущий святитель возвращается в Киев и становится ректором Киевской духовной       академии. О выдающемся, и не только для своего времени, педагогическом таланте будущего архиепископа Иннокентия пишет Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Он ввёл новый метод изложения богословия - исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам. В продолжение 16 лет профессорства он преподавал, в самостоятельной обработке, все главные отрасли богословия. Обладая блестящим даром изложения, он оживил интерес к учёным занятиям среди учащихся. В Киеве он достиг отмены преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. Им введены новые предметы преподавания, соответственно уровню научного развития на Западе. Он образовал целое поколение русских богословов и ученых, и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов».

Отметим, что труды святителя Иннокентия до сих пор пользуются популярностью у православного, да и не только, читателя. Глубина смысла и одновременно простота изложения отличают его богословские сочинения, особенно толкования на Евангелие и Апостольские Послания. «Можно сказать, что не наука была его истинным призванием, а искусство человеческого слова. Он был не только отличный знаток, но и гениальный художник отечественного слова. Светлый ум, обширная память, творческое воображение, всесторонняя учёность, увлекательное красноречие, величественный и благолепный вид - вот черты, которыми характеризовали современники прославленного Иннокентия», - вспоминал митрополит Мануил (Лемешевский).

Однако помимо научной и преподавательской деятельности святителю Иннокентию Господь благословил и церковные административные труды. Тридцати шести лет отроду - в 1836 году - он становится епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии, затем на протяжении 12 лет он - епископ Вологодский и Устюжский, епископ Харьковский и Ахтырский и, наконец, архиепископ Херсонский и Таврический. В Новороссийские земли он прибыл в период мира - русско-турецкая война 1828-1829 годов давно закончилась, а следующая - трагическая для России Крымская война 1853-1856 годов - еще была впереди. Архиепископ Иннокентий продолжает на юго-западных рубежах Отечества свою архипастырскую деятельность. Неустанно заботится об улучшении как материального, так и образовательного уровня сельского духовенства, учебных заведений, открывает новые монастыри, устраивает опись в монастырских библиотеках, строит и реконструирует храмы.

Также архиепископ Иннокентий основал в Одессе «болгарское настоятельство», которое вплоть до освобождения Болгарии от турецкого ига давало приют и образование сотням болгарских юношей. Но временное затишье между войнами, терзавшими Новороссийские земли, закончилось, и началась война, которую мы называем Крымской. Отметим, что без помощи «заклятых друзей» России - Великобритании и Франции - султан вряд ли решился бы ввязываться в ту войну.

В эти суровые годы архиепископ Иннокентий проявил подлинное бесстрашие и самый настоящий патриотизм. Несмотря на опасность, часто под обстрелом, он на буксире объезжал места боев, был в том числе и в Севастополе. Совершал богослужения в походных храмах, воодушевляя солдат своими проповедями и утешая умирающих. С собой архиепископ привез в войска чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Касперовской».

Измученные и израненные воины, как к последней надежде, прибегали к помощи Царицы Неба и земли. Вот как рассказывает о тех событиях митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «Благодать и сила его молитв особенно проявились в Крымскую войну при осаде Одессы. 10 апреля 1854 года, когда неприятельский флот подверг город сильной бомбардировке, во время Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе едва ли не один архипастырь сохранял присутствие духа и силой своего слова и личным мужеством укреплял паству. Владыка всегда имел пламенную любовь и веру к Божией Матери. При нем произошло прославление чудотворного Касперовского образа Пресвятой Богородицы, и с тех пор Касперовская икона является Небесной Покровительницей Одессы и всего южного края. Пресвятую Деву святитель воспел в прекрасном акафисте: "Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором!" И теперь каждую пятницу в Успенском соборе совершается молебен с акафистом Покрову Божией Матери, написанным в связи с событиями 1854 года, когда город был спасен от вражеского нашествия. Архиепископ Иннокентий был горячим патриотом в самом лучшем, истинном значении этого слова. Недаром он был изображен на знаменитом памятнике "Тысячелетие России" наряду с равноапостольным князем Владимиром, благоверными князьями Александром Невским и Димитрием Донским, преподобным Сергием Радонежским и другими прославленными деятелями Святой Руси».С окончанием Крымской войны архиепископ Иннокентий совершил объезд вверенной ему Богом епархии, проводя богослужения в городах, подвергшихся разрушениям, изыскивал средства для восстановления повреждённых в результате военных действий храмов. Во время поездки он заболел и был вынужден вернуться в Одессу, где и скончался 7 июня (по новому стилю) 1857 года. В этот день в Одесском кафедральном Спасо-Преображенском соборе, где покоятся мощи святителя, ежегодно совершается торжественное богослужение, которое возглавляет митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Его трудами и молитвами архиепископ Иннокентий (Борисов) в 1997 году был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии УПЦ МП. Это событие отмечается ежегодно 18 июля.

С историей, рассказанной выше, перекликаются события русско-японской войны 1904-1905 годов. Тогда специально для русской армии, воевавшей на Дальнем Востоке, в Киево-Печерской лавре был написан чудотворный образ Пресвятой Богородицы под красноречивым названием «Порт-Артурская». Однако в Ставке долго не могли решить, кто и как повезет икону в войска. Когда, наконец, гонец был послан и даже прибыл на место, в штабе не посчитали важным такое событие и не допустили ни солдат к иконе, ни икону к солдатам. О Небесной помощи вообще забыли, и об иконе Пресвятой Богородицы вспомнили только тогда, когда Порт-Артур был взят неприятелем. Где сегодня находится оригинал этого чудотворного образа, неизвестно. Периодически появляются сообщения об обнаружении списков, не так давно на Святой Земле группа паломников из России обнаружила Порт-Артурскую икону Пресвятой Богородицы, которая была признана оригиналом и доставлена во Владивосток. Но истинность этих сведений подвергается сомнениям.

Конечно, спустя век безбожия, обнаружение утраченного в самом начале новой русской смуты образа Пресвятой Богородицы стало бы особым благословением, знамением окончания периода политического полураспада. Сегодня, когда многие составные части Российской империи и ее суррогата - СССР стали независимыми государствами, можно говорить о едином духовном пространстве для верных чад Русской Православной Церкви на бескрайних просторах ее канонической территории. И об армии, которая теперь в каждом государстве своя, но, как по единому призыву, сегодня духовно обновляется. Среди военных много искренне верующих, многие солдаты срочной службы принимают Таинство Крещения в армии. Сегодня в войсках, независимо от государственной принадлежности, формируется институт военного духовенства. Многие подразделения даже имеют своих «официальных» Заступников на Небесах, и военнослужащие чтят их святую память. Так, например, святой пророк Илия - Небесный покровитель Воздушно-десантных войск, святитель Николай Чудотворец - Военно-морского флота, а святая великомученица Варвара - Ракетных войск стратегического назначения.

Духовная мощь - это неотделимая часть победы на поле боя. Это доказал великий полководец генералиссимус Суворов, всю жизнь исполнявший послушание псаломщика в храме своего поместья. Сегодня, вспоминая святителя Иннокентия (Борисова), героя Крымской войны, помолимся словами составленного им акафиста Покрову Пресвятой Богородицы в чудотворном образе Ее «Касперовская»: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!»

__________

Фото - http://eparhiya.od.ua/

http://rusedin.ru/2013/07/07/svyatitel-innokentij-primer-voina-i-bogoslova/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий