В начале 2013 г. при содействии польского МИД в Белоруссии масштабно отмечался 150-летний юбилей т.н. январского восстания 1863 г. Приуроченные к этой дате мероприятия продолжаются до сих пор... и плавно переходят в следующий цикл антироссийских деяний: мероприятия во второй половине 2013 г. посвящены памяти солдат Армии Крайовой (АК). При содействии не признаваемого Минском Союза поляков Белоруссии во главе с Мечиславом Яскевичем уже проводятся тематические выставки и конференции на эту тему, активно освещаемые оппозиционными СМИ. Всё говорит о том, что запускается очередной пропагандистский маховик, нацеленный на очернение России и углубление ментального водораздела между русскими и белорусами.
Эта идеологема не менее масштабна, чем идеологема о польско-шляхетских восстаниях. Придуман даже специальный термин - Żołnierzy Wyklęty («окаянные или неприкаянные солдаты», ибо боролись за польскость, преследуемые властями коммунистической Польши), который относится к польскому антикоммунистическому подполью, в т.ч. к АК как продолжателям «славных» дел польских повстанцев XVIII-XIX вв. Ежегодно в Польше 1 марта отмечается День «неприкаянных солдат». Эта тема уже давно превращена в вечный мотив польской «политики памяти», т.к. позволяет непрерывно атаковать Россию и Русский мір с идеологических позиций. Но если раньше этот пропагандистский призрак не пересекал границ Польши, то теперь вовсю гуляет по сопредельной территории, вторгаясь в информационное пространство Белоруссии, пытаясь его переиначить на свой лад.
2013 г. объявлен в Польше Годом памяти героев АК. В Белоруссии памятные торжества имеют свою идеологическую специфику. Местные польские активисты, отдавая дань памяти «аковцам», особо акцентируют внимание, что отряды АК в Белоруссии состояли из молодых поляков и белорусов, ведомых единым порывом бороться против «московского коммунизма». В их адрес раздаются хвалебные речи, в которых они предстают благородными патриотами, не жалевшими жизни для своей белорусской отчизны. Отдельно подчёркивается, что среди «аковцев» были не только белорусы-католики, но и белорусы-православные, что «пакт Молотова-Риббентропа» - это преступный сговор (хотя поляки подписали точно такой же пакт с Германией в 1934 г.), что поход РККА в 1939 г. для поляков - эпизод народно-освободительной войны за независимую Белоруссию и независимую Польшу. Подчёркивается также, что Россия - извечный враг польско-белорусского братства и что с немцами поляки воевали только во время двух мировых войн, а с Россией - с эпохи Ивана Грозного...
Под предлогом торжеств в честь АК наносится удар по народной памяти белорусов о героях Великой Отечественной войны. Распространяются уже набившие оскомину рассказы о «кровавых нквдистах», безжалостно якобы убивавших доблестных «аковцев» в белорусских лесах, а бои «аковцев» и с немцами, и с советскими войсками преподносятся как стремление поляков отразить угрозу двух равнозначных зол - германского нацизма и советского коммунизма. Героям Армии Людовой, сформированной на территории СССР в 1943 г. и ставшей примером польско-советского боевого братства, отказывается в признании заслуг по сравнению с ветеранами АК. Автоматически принижается роль советского воина-освободителя, которого поклонники «аковцев» считают оккупантом, ибо не может безупречно чистый герой-поляк в форме АК поднять руку на нечто доброе и светлое. Это благородное создание, у которого тяга к свободе и независимости в генах (об этом вполне серьёзно говорят польские политики, писатели и общественники, как будто наукой обнаружен какой-то особый ген свободы) сражается только с тёмными силами. При таком подходе не представляется возможным примирить тезисы о героях-«аковцах» и героях Красной Армии. Польскому МИД, курирующему всю эту вакханалию, это и не нужно, т.к. эпопея с чествованием солдат АК задумана как долгоиграющая пластинка с русофобским мотивом.
Мотив этот будет звучать и через десять, и через двадцать, и через пятьдесят лет. О серьёзности, с которой Варшава подошла к этому вопросу, свидетельствует масса профессионально оформленных информресурсов, изданных книг и снятых кинолент, посвящённых «неприкаянным солдатам», а также факт создания Товарищества солдат АК в Белоруссии, объединяющей живых ещё ветеранов-«аковцев». Создана карта мест захоронений останков солдат АК, рассеянных на пространстве от Литвы до Украины. Таких мест насчитывается сотни, и усилиями польского МИД они превращаются в пропагандистские символы и места поклонения белорусских поляков. Идёт планомерная работа по созданию единого пространства исторической памяти, связывающего Польшу с Белоруссией, где нет места Жукову и Рокоссовскому, Коневу и Ковпаку.
15 августа поляки отмечали 93-летие Варшавской битвы и «чуда на Висле». В трактовке современной польской историографии, это сражение входит в список 17 самых важных битв в истории человечества, а победа в ней Польши принесла тогда белорусам почти 20-летний период спокойной и стабильной жизни в составе Второй Речи Посполитой (!). В годы советско-польской войны 1920 г. в Варшаве обреталось правительство т.н. Белорусской народной республики (БНР) - марионеточного псевдогосударственного образования, чьи руководители кланялись поочерёдно то кайзеру Вильгельму, то Юзефу Пилсудскому. Это преподносится как пример польско-белорусского боевого братства, традиции которого достойны продолжения.
Оппозиционный Союз поляков Белоруссии уже выступил с заявлением, что не собирается отказываться от участия в чествовании героев Варшавского сражения, невзирая на чувства своих белорусских партнёров, которые могут неоднозначно отнестись к этому событию, т.к. победа Польши над Советами так и не принесла тогда Белоруссии независимость, о которой так мечтали политиканы БНР. В заявлении было подчёркнуто, что Союз поляков Белоруссии М. Яскевича и дальше будет оказывать поддержку демократическим преобразованиям в Белоруссии, но просит белорусов учесть, что «демократия» и «европейскость» подразумевают толерантное отношение к исторической памяти национальных меньшинств, каковыми являются белорусские поляки. Иными словами, белорусская оппозиция, если хочет и дальше получать свои сребреники из польского бюджета, должна проявлять толерантность к любым историческим выкрутасам Варшавы. Естественно, право русских, которые парадоксальным образом тоже считаются нацменьшинством в Белой Руси, на толерантное отношение к своим историческим героям пан М. Яскевич молчаливо отвергает. Он и его коллеги продолжают сыпать фразами «красная зараза», «русские оккупанты», «царская политика "разделяй и властвуй"» и т.д.
Параллельно пропагандируется тезис о том, что поляки в Белоруссии - не пришельцы, а исконное население (в отличие от русских). Как правило, на вопрос «Являются ли белорусские «кресы» польской землёй?» пропольские активисты уклончиво отвечают, что Белоруссия одновременно и польская, и литовская, и белорусская, т.к. эти три народа веками жили рядом в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. А раз так, то ни о какой польской оккупации Западной Белоруссии, в 1939 г. возвращённой в состав СССР, речи быть не может. Руководитель оппозиционного Союза поляков Белоруссии М. Яскевич, освещая проводимые в Год памяти солдат АК мероприятия, отдельно подчеркнул, что в Белоруссии власть не белорусская, а советская (1). Говоря о белорусскости, поляки подразумевают белорусскость пропольскую, прокатолическую и прозападную. Отрицается только право Белой Руси оставаться самой собою, т.е. русскою.
Эта идеологема гармонично накладывается на политико-культурологический фон польской геополитической мысли, согласно которой Польша - это «проклятое место Европы» (выражение знаменитого польского геополитика Адольфа Бохенского), стиснутое между двух сатрапов, Германией и Россией, и которая всю свою историю творит подвиг освободительной борьбы, бескорыстно делясь этой свободой с окружающими народами - литовцами, белорусами, украинцами. А это, в свою очередь, удобно примыкает к идее Речи Посполитой как идеального государства, где будто бы все народы процветали под сенью польского орла.
О необходимости возрождения духа тех времён твердят постоянно и представители польских организаций Белоруссии, делая хитрый дипломатический ход. Дескать, современных границ Белоруссии, Литвы и Украины никто не оспаривает, на их суверенитет не покушается, а лишь призывает хранить общую память об общих героях и временах общего польско-литовско-белорусско-украинского житья в общем государственном образовании - Речи Посполитой.
Это не что иное, как попытки сформировать единый политико-идеологический и информационно-культурологический ландшафт в четырёхугольнике Варшава - Вильнюс - Минск - Киев, где роль зачинателя политических мод отведена Варшаве. Чтить общих героев в понимании Польши - это воспевать только тех исторических персонажей из числа белорусов, которые придерживались пропольских взглядов. Хранить общую историческую память - это ориентироваться на Польшу, и только её признавать за легитимного восточно-европейского лидера и центр политического и культурного притяжения, как это было в эпоху Речи Посполитой, а также отводить Польше право определять политический формат государств, образовавшихся на Западной Руси, и среди них - в Белоруссии.
Тем временем белорусские оппозиционеры, получив очередной транш из Варшавы, раздувают миф о белорусской Катыни - дер. Подземенье Брестской области. Там после разгрома Польши в 1939 г. узники польского концлагеря Берёза-Картузская соединились в отряды и шли мстить своим бывшим мучителям, прятавшимся от наступающей Красной армии. В польских СМИ их именуют бандитами, устроившими расправу над мирными жителями, а диверсантов-«аковцев», которые потом врывались в дома этих людей, переживших ужасы польской неволи, и расстреливали их в упор - героями и народными мстителями.
Война за историю продолжается...
_____________________
(1) «Polacy na Białorusi: swoi wśród obcych czy obcy wśród swoich?» (Kresy.pl, 12 sierpnia 2013)
_____________________
Фото - http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/643/74643167_3248420_z8151004X65rocznicaoblawyaugustowskiejGiby.jpg\