В
издательстве Саратовской митрополии вышла книга игумена Нектария
(Морозова) и известной саратовской журналистки Елены Балаян «О Церкви
без предубеждения. Беседы со светским журналистом»
Книга «О
Церкви без предубеждения. Беседы со светским журналистом» создавалась в
течение двух лет. Журналист и священник записали на диктофон 18 бесед -
более 50 часов. Они были расшифрованы, отредактированы - так и появилась
книга.
Стереотип - только стереотип
Книга «О Церкви без предубеждения» буквально звучит голосами собеседников. Читатель становится непосредственным свидетелем их разговора, по-настоящему острого и непраздного, потому что к диалогу в лице соавторов приглашены две, казалось бы, непримиримые части общества: Церковь (то есть те, кто ощущает себя ее частью) и критически настроенные люди. Какими мифами и стереотипами окружена сегодня Церковь и все, что в ней происходит? Как выглядит жизнь священника и просто верующего человека «изнутри»? Как относиться к тем общественным процессам и явлениям, которых не может не замечать современный христианин? И что значит быть верным Христу в наши дни? Елена Балаян с искренностью и неформальной пытливостью настоящего («не заказанного») журналиста пытается разобраться в том, что смущает, а порой и отталкивает от Церкви «внешних» людей. Ее собеседник игумен Нектарий не старается обойти «острые углы», но открыто вступает в обсуждение «невыигрышных» и даже болезненных тем. Эта острота отражается и в заголовках каждой статьи и части. Яркие, хлесткие - они при первом взгляде способны растревожить как верного сына Церкви, так и самого предвзятого наблюдателя: «"Паки паки, иже Херувимы...": на каком языке говорит Церковь?», «О Конституции и церковном "вмешательстве"», «Гей-толерантность: куда идет "парад"?», «Приход и партия... едины», «"Храм Христа на детсаде": стоит ли возвращать церковную недвижимость?», «"Мастерская гробов": на что живет храм?», «О "рясах" по цене автомобиля», «Православная журналистика: явление или недоразумение?», «"Охотники за ветром": маргиналы в церковной среде», «Сильная Церковь: протест и благочестие», «Прогулки по воде: как поверить в невозможное?», «Задание стать богом». Это лишь малая часть тех тем, которые поднимаются в беседах. Причем поражает, что в этом разговоре при полном отсутствии лукавства, которое бывает столь характерно для всякого рода прений, читателю предлагается иногда очень неожиданная точка зрения на ту или иную обсуждаемую проблему. Это заставляет развернуть свой мысленный взор, упертый в стену стереотипа, на 180 градусов. И тогда оказывается, что стереотип - действительно всего лишь стереотип, возведший какой-то частный или не до конца понятый случай в правило.
И самое главное - книга при всей остроте наполнена добрым отношением пастыря к своим оппонентам или даже недоброжелателям, готовностью принять их в число своих друзей. Каждая из девяти частей не дописана до точки, если можно так выразиться, и такой открытый финал подчеркивает не только открытость к дальнейшему диалогу, но и уважение к свободе читателя, который может принимать либо не принимать сказанное. Возможно, прочитав «Беседы со светским журналистом», кто-то повторит слова одного из студентов Саратовского университета, приведенные на презентации книги: «Я этого не понимаю, но чувствую - в этом что-то есть»...
Авторы и их цели
Жанр книги - живая беседа. Именно это и стало поводом для начала разговора во время презентации, которая прошла в пресс-центре «Комсомольской правды в Саратове» 29 марта. Ведущая презентации Елена Налимова заострила внимание присутствующих на том, что книга написана в демократической форме: журналист задает вопросы - священник отвечает. Елена Балаян приложила много усилий, чтобы собрать наиболее острые, больные вопросы, ответы на которые интересуют человека, неравнодушного к Церкви. Она обращалась ко всем своим коллегам, к своим друзьям и знакомым с просьбой эти вопросы ей поставлять. Первый вопрос ведущей касался того, с чего начиналась работа над книгой, что стало ее предпосылкой, удалось ли в процессе ответить для себя на какие-то вопросы.
Игумен Нектарий, казалось бы, начал издалека, отметив, что несмотря на двадцатилетие свободы Русская Православная Церковь до сих пор остается неизученной и неизведанной областью. Для этого есть разные причины.
- С одной стороны,- сказал отец Нектарий,- все узнать достаточно легко - приди в храм, и ты познакомишься и с людьми, которые в него ходят регулярно, и с людьми, которые там работают, и со священниками, которые в нем служат. И никаких загадок не останется. Но почему это так сложно сделать? Наверное, потому, что человек, в храм заходящий, приходит сюда по конкретной сердечной необходимости: о чем-то помолиться, просто постоять, потому что чувствует в церкви иную, отличную от всего мира, атмосферу. А вот сделать какой-то шаг, переступить не только через церковный порог, но через самого себя, узнать, что за жизнь в храме протекает, порой бывает просто-напросто страшно. У меня есть друг, человек верующий, причисляющий себя к чадам Православной Церкви, но в храм регулярно неходящий, и самое главное - категорически отказывающийся читать Евангелие. Он говорит, что боится читать его, потому что там - все правда, и после прочтения придется жить так, как в Евангелии сказано. И вот я смею предположить, что значительное число людей по той же причине не решаются сломать ту стену, которая между ними и Церковью стоит. И книга наша родилась как попытка преодоления этого порога, этой стены.
Именно о жанре книги более подробно рассказала Елена Балаян:
- Жанр беседы был выбран нами для книги потому, что сейчас в нашем обществе - дефицит диалога и способности друг друга слышать. Это так, особенно когда речь заходит о Церкви, о ее восприятии со стороны оппонентов. Русская Православная Церковь составляет значительную часть общества - и здесь не имеет значения статистика. И у нас нет никаких оснований идти против этого общества гражданской войной. Мне кажется, одна часть общества обязательно должна услышать другую часть общества. Нужно однажды встретиться и задать друг другу вопросы, посмотреть друг другу в глаза и попытаться узнать друг о друге что-то очень важное.
Попытка реабилитации?
Один из журналистов, приглашенный на презентацию, задал авторам вопрос: «Способно ли ваше произведение реабилитировать Православную Церковь в глазах общества? Ведь имидж Русской Православной Церкви в России сильно упал, особенно у молодежи».
Игумен Нектарий ответил на этот вопрос твердым «нет». Книга - не попытка реабилитации. К тому же, само по себе словосочетание «имидж Православной Церкви», с точки зрения отца Нектария, лишено права на существование.
- Когда мы поставили своей целью поднять наиболее часто встречающиеся, наиболее острые вопросы, которые о Православной Церкви задаются, мы ни в коем случае не хотели рассказать о том, какие в Церкви хорошие люди, какое в Церкви хорошее духовенство, какой в Церкви хороший епископат. На самом деле, все это - не главное. Самое главное - это то, что такое Церковь в своем существе. Та Церковь, которую основал на земле Господь наш Иисус Христос, не может иметь никакого имиджа. Она просто есть - такая, какая есть. Наша задача, задача авторов, заключалась в том, чтобы помочь человеку эту Церковь увидеть, рассмотреть.
Однако Елена Балаян ответила на вопрос несколько иначе:
- Мне кажется, что книга действительно реабилитирует Русскую Православную Церковь. Существует такой стереотип среди людей, внешних по отношению к Церкви, что священники - вообще очень закрытые люди, что они очень боятся острых и прямых вопросов, стараются куда-то от них уйти. И сам факт того, что есть священник, который не боится отвечать на эти вопросы подробно, четко, ясно и открыто, уже должен привлечь людей... Энергия честности в книге присутствует. Конечно, я далека от наивного убеждения, что наша книга поможет как-то привлечь в Церковь людей, которые сознательно или несознательно против нее воюют, но определенный положительный импульс, миротворческий импульс, если хотите, эта книга должна нести. Я, по крайней мере, очень бы хотела, чтобы это было так.
Газета "Православная вера" № 7(483), апрель, 2013 г.
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-04-09-00-00-03-kniga