Ее голос вселял надежду в солдат в годы Великой Отечественной войны. Только в блокадном Ленинграде Клавдия Шульженко, уже тогда легендарная, дала более 500 (!) концертов. Что, безусловно, является подлинным героизмом. Весь Советский Союз и после войны пел вместе с ней ставший родным «Синий платочек», как и «Давай закурим», «Друзья-однополчане»...
24 марта - день рождения народной артистки СССР, эстрадной исполнительницы, актрисы театра и кино Клавдии Шульженко, чей голос стал голосом эпохи. Песни, исполнявшиеся Шульженко, сразу становились шлягерами, слушались до спиливания борозд на грампластинках. В конце 1940-х годов, на пике ее популярности, пластинки с песнями Шульженко выходили тиражом 170 миллионов экземпляров (!). Для сравнения: в наши дни альбом считается «платиновым», если разойдется тиражом в 1 млн. экземпляров.
Шульженко была воистину народной артисткой. Подлинно народной, ибо поклонниками ее таланта были не только простые советские граждане - солдаты, матросы, шахтеры, строители, рабочие, сельские труженики, но и корифеи эстрады И. Дунаевский, А. Райкин, Л. Утесов. Ее землячка, харьковчанка Л. Гурченко, во время вручения ей премии им. К. Шульженко сказала: «У меня много разных наград, но эта - всех дороже».
Харьковчане (в частности, директор музея К. Шульженко Елена Гроссу) считают, что Клавдия Ивановна родилась 11 (24 по нов. ст.) марта 1906 г. в Харькове, во всяком случае достоверно известно, что она жила тут с 1923 г. Существует, правда, версия, что певица родилась в с. Гущевка Чигиринского уезда Киевской губернии (ныне с. Витово Черкасской области).
О юных годах певица рассказывала: «С детства мечтала стать актрисой драматического театра. Эта мечта зародилась во мне еще до того, как я впервые побывала в настоящем театре. Мы жили в Харькове, на Владимирской улице. Район наш назывался Москалевкой. Наша семья - отец, мать, брат Коля и я - занимала флигель, в котором жила еще и соседка. Первое художественное впечатление было связано с отцом. От него я впервые услышала украинские народные песни. Он приобщил меня к пению. Бухгалтер управления железной дороги, отец мой серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте, как тогда говорили, в любительском оркестре, а иногда и пел соло в концертах. Его выступления, его красивый грудной баритон приводили меня в неописуемый восторг... Тем не менее, ничто не предвещало моей песенной судьбы. В гимназии Драшковской, где я училась, любимым предметом была словесность. Я учила наизусть стихи русских поэтов, которые с восторгом декламировала и на уроках, и в пансионе подругам по комнате...»
Дом, где жила К. Шульженко на Москалевке в Харькове
В 1923 г. Клавдия, которой не было и 17 лет, устроилась в Харьковский театр драмы. На просмотре она исполнила песню «Распрягайте хлопцы коней» (кстати, под аккомпанемент молодого Исаака Дунаевского), сильно впечатлила режиссера Николая Синельникова, который взял ее в труппу. Вскоре произошел и дебют певицы на сцене - в спектакле «Казнь» она исполнила романс «Снился мне сад». Это был популярный романс в те годы, но выступление молодой певицы тронуло сердца зрителей. Зал разразился овациями, а исполнительница главной роли внезапно подошла к Шульженко и расцеловала.
По рекомендации режиссера Синельникова Клавдия отправилась к профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову, который согласился стать ее педагогом по вокалу.
Наряду с деятельностью в театре Клавдия пела везде, куда ее приглашали, - в клубах, домах культуры при заводах и на летних площадках-сценах. Вскоре ее концерты стали проходить с аншлагами, а песни, которые она исполняла («Шахта № 3», «Песня о кирпичном заводе» и т.д.), стали эталонами трудовой и бытовой песни. Тексты сочинял артист театра Е. Брейтингам, а музыку - студент консерватории Ю. Мейтус (в будущем довольно известный советский композитор). Так родились «Папиросница и матрос», «Красный мак», «На санках», «Силуэт», «Красная армия», «Гренада»...
Харьков стал тесен для масштабов молодой певицы, уже весной 1928 г. К. Шульженко выступала в Ленинграде - на концерте для журналистов, посвященном Дню печати, в Мариинском театре оперы и балета. Ее пять раз вызывали на бис и актрисе пришлось спеть семь песен вместо двух запланированных. За один вечер она стала чрезвычайно популярна.
В 1929 г. Шульженко успешно выступила в программе «100 минут репортера» Московского мюзик-холла, после чего дирекция мюзик-холла Ленинграда включила ее в свою основную труппу. Прошли гастроли в Киеве и Нижнем Новгороде - выступление в программе «Аттракционы в действии», роль в спектакле «Условно убитый», где Шульженко исполняла песни на музыку Д. Шостаковича. Критики называли манеру Шульженко «избыточно чувствительной», но огромный успех в среде слушателей был налицо. Саму певицу критика задевала - в новую программу она включила не только бытовые песни и романсы, а еще и несколько русских и украинских народных песен. Шульженко рассказывала: «Я ищу песню - значит, я смотрю, слушаю десятки песен. Как же приходит ощущение, что вот эта песня - моя, эта тоже, а другие - нет, не мои? Ответить на этот вопрос легко тогда, когда я могу предъявить к произведению конкретные претензии: допустим, оно мне кажется недостаточно выразительным или глубоким, не нравится музыка, холодным и скучным представляется текст. Но ведь бывает и так: всем хороша песня, а я просто слышу, как превосходно может она прозвучать в чьем-то исполнении... Только не в моем. Мы с ней чужие друг другу».
К. Шульженко вышла замуж за актера Владимира Филипповича Коралли (Кемпер) и в 1932 г. родила сына Игоря. В харьковском музее хранится справка об их свадьбе, которая состоялась в Харькове 29 апреля 1930 г. в ЗАГСе на ул. Рымарской, 19. А 7 мая 1932 г. в Харькове у них родился сын Игорь (Гоша).
К. Шульженко с супругом и сыном
В 1936 г. голос певицы впервые начали записывать на граммофонные пластинки, которые моментально расходились большими тиражами. Через три года Шульженко стала лауреатом Всесоюзного конкурса эстрады. Среди членов жюри конкурса были Дунаевский, Зощенко, Моисеев, Утесов и др.
О начале Великой Отечественной войны певица узнала, находясь на гастролях в Ереване. Джаз-ансамбль В. Коралли, с которым выступала К. Шульженко, стал фронтовым.
Клавдия Шульженко среди солдат на фронте
«Мы выступали на аэродромах, - рассказывала певица, - на железнодорожных платформах, в госпиталях, в цехах заводов, в сараях и палатках, на льду, припорошенном снегом, на Дороге жизни. Концерты часто прерывались вражескими атаками. Наш автобус был изрешечен пулями и осколками. К месту, где предстояло выступать, мы порой пробирались под обстрелом, перебежками. Двое музыкантов наших умерли от голода. Дело было в блокадном Ленинграде - что уж тут подробно рассказывать. Не пристало жаловаться тем, кто все-таки выжил».
К. Шульженко была награждена медалью «За оборону Ленинграда». Солдаты писали любимой певице письма, хранили у себя ее фото.
Песня «Синий платочек», которую позже назовут «песней окопного быта», ставшая одним из музыкальных символов Великой Отечественной войны, появилась в репертуаре певицы в марте 1942 г. Текст на известную довоенную мелодию написал лейтенант Михаил Максимов. Это было попадание в нерв событий. Куда бы певица ни приезжала, ее всегда просили спеть «Синий платочек», после концерта Клавдия диктовала всем желающим ее текст.
Легендарная певица во время исполнения легендарной песни
В 1943 г. Шульженко попробовала себя в кинематографе, снявшись в фильме «Концерт фронту». Но стезя кино не привлекла певицу. Когда у нее не было живого, настоящего зрителя, она начинала теряться. И была подготовлена новая гастрольная программа «Города-герои». Правда, в 1954 г. Шульженко все же приведется сняться в кинофильме В. Строевой «Веселые звезды».
В самый день Победы певица заслуженно получила одну из своих самых дорогих наград - боевой орден Красной Звезды. А 29 сентября 1945 г. Клавдии Шульженко было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. После окончания войны она работала с известными музыкантами того периода - Л. Фишманом, Д. Ашкенази, Б. Мандрусом и др. Это был пик популярности Клавдии.
Сотрудники харьковского музея К. Шульженко рассказывают, что когда певице исполнилось 50, она развелась со своим первым мужем, с которым прожила 25 лет. Но через год вышла замуж за оператора Георгия Епифанова, который был моложе ее на 12 лет. Они прожили вместе 8 лет, но до последних дней жизни Епифанов присутствовал на всех ее концертах, сидел в первых рядах как талисман.
В 1960-х годах Шульженко гастролировала, приняла участие в Первом советском фестивале эстрадной песни, стала и членом жюри этого конкурса. Пожалуй, самой популярной песней этого периода была песня «Вальс о вальсе» с музыкой Э. Колмановского и стихами Е. Евтушенко.
Однако критики находили повод для укоров народной любимице: «Непонятно, какое отношение к нашей жизнерадостной, неутомимой молодежи, готовой к борьбе и преодолению трудностей, может иметь ноющая музыка». Из-за этой «безыдейности» ее отношения с властью были натянутыми. Популярнейшая исполнительница получила звание народной артистки СССР только в 1971 г., а в июне 1976 г. ее наградили орденом Ленина.
К. Шульженко и А. Пугачева
В этом же году состоялся юбилейный концерт К. Шульженко в Колонном зале Дома союзов. Специально для этого события уже тогда известный художник-модельер В. Зайцев изготовил три платья - серое, голубое и красное. «Уходить надо красиво, - сказала певица. - Это как в пьесе -последний аккорд. Он особенно запоминается».
Но с последним концертом ее творческая деятельность не закончилась. Шульженко сделала несколько грамзаписей. Приняла участие в программе «Олимпиада-80». За год до смерти она снялась в телефильме Центрального телевидения «Вас приглашает Клавдия Шульженко» (реж. С. Журавлев). И написала книгу мемуаров «Когда вы спросите меня...», которую издательство «Молодая гвардия» выпустило в 1981 г.
17 июня 1984 г. Клавдия Шульженко ушла из жизни. Правительственный некролог гласил: «После продолжительной болезни скончалась выдающаяся певица, народная артистка СССР Клавдия Ивановна Шульженко. С ее именем связаны яркие достижения отечественного музыкального искусства. Своим творчеством она внесла неоценимый вклад в развитие советской песни, патриотическое воспитание широких народных масс». Биографы рассказывают, что у выдающейся певицы остались две сберкнижки - с вкладами 10 и 16 рублей.
Могила Клавдии Шульженко на Новодевичьем кладбище
Голос и образ певицы остаются во множественных аудио и видео записях, память о ней живет и в сердцах. В родном городе Харькове ее именем названа улица, а в переулке Байкальском в 1996 г. был открыт Городской музей им. К. Шульженко, в котором проводятся музыкальные и литературные вечера, действует постоянная экспозиция уникальных документов, личных вещей, фотографий, концертных костюмов певицы, имеются богатые фоно- и видеотеки, библиотека. Это единственный на территории бывшего СССР музей народной артистки СССР К. И. Шульженко. Экскурсия по музею включает в себя просмотр видеофильма о творчестве певицы.
Музей К. Шульженко в Харькове
В Харькове с 1998 г. проводится Международный фестиваль-конкурс эстрадной песни имени Шульженко, финансовую поддержку которому оказывал племянник певицы, за свой счет поначалу арендовавший здание для музея певицы. Губернатор Харьковщины Евгений Кушнарев, один из вдохновителей и организаторов фестиваля, тогда отмечал: «Безусловная народная любовь к Шульженко и ее творчеству, звездный состав жюри и гостей, яркие открытия молодых талантов - все это сделало фестиваль гордостью харьковчан и настоящим событием в культурной жизни нашей страны». Участвуют в фестивале певцы из Украины, России, Молдовы, Беларуси, Израиля. Победители получают денежные призы.
Помнят о Шульженко, конечно, не только на малой родине. В 1999 г. в России выпустили почтовую марку, с портретом легендарной исполнительницы, а в 2006 г. вышел документально-биографический фильм «Три вальса», посвященный творчеству Клавдии Шульженко.
http://odnarodyna.com.ua/content/narodnaya-artistka-klavdiya-shulzhenko