Чудотворная из Барского монастыря

Есть на просторах Украины тихие православные обители, стоящие далеко от шумных автомобильных трасс и людской суеты. Их отделяют от современного человека порой не только пространства, но и время. Ведь почти весь ХХ век шло разрушение храмов и монастырей. И нас неизменно поражает и вдохновляет, когда, казалось бы, из полного небытия, как сказал поэт, «из слез, из темноты, из бедного невежества былого» к нам возвращаются наша вера, наши обители. Они и были, и остаются нашими православными жемчужинами на небесах, даже если на земле были уничтожены вандалами или запустением. Мы помним, что каждый освященный алтарь, даже уже несуществующий, так сказать, в «предметном виде», охраняет невидимый нам Ангел Хранитель.

К таким древним общерусским святыням относится и Барский монастырь, основанный в Барских лесах, на Подолье, на Могилевщине (а ныне это в Винницкой области Украины). Его главная святыня Чудотворная икона Божией Матери «Барская» на протяжении уже 300 лет являет чудеса исцеления и милости Божией Матери всем страждущим, прибегающим к ней в своих скорбях и молитвах.

Чудотворная икона Божией Матери «Барская»

Древнее предание повествует, что с XVII века святыня хранилась здесь в деревянном храме - до того момента, пока монастырь не был разрушен и разорен поляками. В XVIII веке униатские монахи-базилиане возродили монастырь в самом городе Баре.

В описании Барского монастыря за 1723 год говорится, что в главном алтаре в высоком углублении есть образ Богоматери, держащей на левой руке Богомладенца Иисуса. Вокруг нее красный балдахин с двумя изображениями ангелов, поддерживающих корону. Благодатные знамения от Святой иконы были известны всему юго-западному краю Руси, и в честь Ее была составлена «Песнь Пресвятой Деве Богородице, чудотворной Ея иконе в Баре-граде».

В 1793 году город Бар со всей Подолией воссоединился с Россией, а в 1837 году Барский монастырь снова стал православным. Через полвека в память об этом событии Священным Синодом Русской Церкви было установлено особое почитание Барской иконы Божией Матери 1/14 октября - в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы. Об этой иконе написал заметку и православный историк-очеркист Е. Поселянин в своей известной книге «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» (1914 год).

В народе икону называли образом «Пресвятой Покровы». Разные источники сообщали, что живопись на иконе старая, византийского (греческого) письма, но вполне сохранившаяся, цвет ликов охристо-коричневый, находящиеся под ризой одеяния потемневшего голубого цвета. Оба лика - Спасителя и Богоматери - имеют строгое выражение. Глаза у обоих большие. На главах Спасителя и Богоматери серебряные короны и над главой Богоматери еще сверх того лучеобразное сияние, украшенное 12 звездами. Как венцы серебряные, так и звезды украшали эту святую икону в 1823 году.

 

 

Икона Пресвятой Богородицы, именуемой «Барская»

Благоговейным почтением окружало икону как местное, так и окрестное население Бара. Кроме того, что сюда стекался народ в день святого Николая и в храмовый праздник Покрова Божией Матери, жители Бара особенно обращались к Пресвятой Деве, Покровительнице и Заступнице в болезнях и бедствиях. Сегодня известны несколько молитв Барской Чудотворной.

По просьбе притекающих к Покрову Божией Матери монастырский священник читал Богородичный акафист пред этой иконой. Были случаи, когда не только православные, но и иноверцы, католики, лютеране просили совершать молебны перед Барской Богородичной иконой.

Рассказывают, что внучка священника из города Бара страдала необычной болезнью хореей, именуемой также «пляской святого Витта». В 1885 году доктора помочь ничем не смогли. Когда же был отслужен молебен о здравии перед Барской иконой Богоматери, больная исцелилась. Известны были и другие примеры благодатного исцеления от святой иконы Барской, с которой делались копии для разных храмов.

В 1930-х годах Свято-Покровский монастырь, к тому времени уже женский, был разгромлен безбожниками, разграблен и закрыт, а его насельницы изгнаны. Чудотворный образ инокиням удалось спасти, но драгоценную ризу пришлось отдать представителям власти.

До 1990-х икону «Барскую» сохраняли матушки Серафима, Амвросия и Гавриила  в подполье дома в Баре, где они поселились после изгнания из обители. Мы знаем, что так поступали с православными святынями и иные подвижницы - известные и безвестные.

После кончины Серафимы и Амвросии матушка Гавриила, уже не имевшая сил, да к тому же в связи с попытками выкрасть у нее древний образ и вывезти его за границу, решила икону передать храму.

Это уже новейшая история святыни, потому свидетельства об этих событиях вполне точны. А говорят они, что в феврале 1994 году инокиня Гавриила отправила телеграмму в село Дачное Одесской области молодому протоиерею Владимиру Минаеву, который служил в церкви города Бара и приходил помолиться перед святой иконой, но затем был переведен в Одесскую епархию. Приведем текст телеграммы: «Срочно приезжайте и заберите икону на хранение в свой храм, а когда все утихнет, прошу вернуть ее в монастырь, который будет отстроен в честь иконы».

Отец Ростислав Моцпан, служитель храма священномученика Владимира, сотрудник исторического отдела Винницкой епархии, в своей статье «"Барская" икона Богородицы» повествует нам о пребывании святыни в селе Дачном, в доме отца Владимира Минаева, где икона была помещена в отдельной комнате.

Отец Владимир вспоминал: «Она находилась в доме, мы старались не говорить о Ней. Но святыню не спрячешь. Сначала от иконы начало исходить сияние, потом она стала благоухать, это заметила наша добрая и благочестивая прихожанка раба Божия Любовь. Помню, как она, прикладываясь к иконе, воскликнула: "Батюшка, она же благоухает!" - и с того дня началось паломничество к святыне. Приходили пешком, приезжали автобусами, пелись псалмы и читались акафисты к Богородице. Мы на нашем приходе проживали прекрасные дни и годы, пребывая возле величайшей святыни - иконы Божией Матери Барской. Народу приходило все больше и больше. Дверь в дом, где находилась икона, не затворялась. Происходило столько чудес, что вспомнить сейчас трудно. Я очень жалею о том, что не записывал».

В 2000 году пришло время отдавать икону Божией Матери в город Бар. Вот какие чувства охватили тогда отца Владимира: «С великой скорбью, невыносимой болью в душе, которая не утихает и сейчас, пришлось отдать икону, но перед тем, как это сделать, мы решили написать список с чудотворного образа. Времени оставалось очень мало. Приглашаем художника из Одессы по совету отца Ильи, Седмукого Николая Сергеевича».

Дальше события разворачивались удивительно. «Приехал художник, - рассказывал отец Владимир. - Икона в доме, рядом приготовлена доска, на которой будет писаться другая. Прошло несколько дней - работа не идет. Спрашиваю, в чем дело. И художник говорит: "Писать не буду, не могу поймать момент". И подводит меня к иконе: "Посмотрите, Она меняет лик. Как вам запечатлеть Ее - скорбной, любящей, веселой, смиренной? " И все-таки икона написана. Поставлена в храме. Каждый раз, приходя на службу в храм, смотрю на икону. Письмо хорошее, но лик Пресвятой Девы - как бы неживой. Нас учили смиряться, и мы терпеливо ждем, что же будет дальше».

А сама древняя святыня Подолья была привезена в винницкий городок Бар, что на реке Ров, сегодня это райцентр Винницкой области, где проживает более 17, 5 тысяч жителей. Город расположен в 68 километрах от областного центра и в 7 километрах от железнодорожной станции, откуда чудотворная была Крестным ходом принесена в Свято-Успенский собор, где ее установили в особом киоте возле иконостаса.

Свято-Успенский собор, город Бар

Еще два слова об истории городка, название которого не может нас не заинтриговать. Догадки подтверждаются: название города связывают с названием места рождения его основательницы; подольский Бар был основан польской королевой Боной Сфорца, которая родилась в итальянском городе Бари в 1494 году. Одно время местечком владел шляхетский род Григоровичей-Барских. Фамилия Барский, встречающаяся у украинцев, русских, поляков и евреев, зачастую происходит от названия города Бар. Исторические справочники сообщают, что в декабре 1941 года в Баре немецко-фашистские оккупанты создали три гетто, которые в августе-октябре 1942 года были ликвидированы: около 5 тысяч евреев были расстреляны здесь.

Наши современники в новейшее время потянулись к чудотворному образу. Однажды после чтения акафиста Пресвятой Богородице прозрел слепой мальчик; происходили и другие чудеса. В 2002 году «Барская» икона обновилась - посветлели лики Божией Матери и Спасителя, стали видны руки и венец на главе Богородицы.

Людской поток к святыне не иссякает. В «Акафисте Пресвятой Богородице в честь святыя иконы Ея нарицаемыя «Барская», составленном 14 октября 1921 года игуменией Софией (Рачинской), поется: «Силою Вышняго охраняема прежде обитель Твоя в Барстем граде...»

Икона Богородица Барская

«Приидите, людие российстии, преславно и православно ублажим Преблагословенную и Пречистую Марию Деву, в Баре граде благодать Свою издревле выну явившую, православные люди Подольския земли от агарян и сарацын свободившую, православную веру в пленении латинстем сохранившую!»...

Этой же матушкой составлен декабря 15/23 дня 1931 года и акафист «Пресвятей Богородице пред чудотворной Ея иконой Браиловской-Почаевской», еще одной подольской святыне, о которой мы расскажем в другой статье.

В городе Бар с 31 мая 2010 года по распоряжению архиепископа Винницкого и Могилев-Подольского Симеона восстанавливается скит в честь Барской иконы Божией Матери. Это скит Свято-Троицкого Браиловского женского монастыря, которым руководит игуменья Антония (Стеценко). Скит основан на базе прихода в честь Барской иконы, который опекает настоятель иерей Виктор Терлецкий, семь лет осуществлявший здесь строительство.

С 1 октября по 31 декабря 2010 года Икона Пресвятой Богородицы «Барская» посетила все благочиния Винницкой епархии.

Пред Барской иконой. 16 декабря 2010 года

А уже в начале 2011 года, как только в нововыстроенном сестринском корпусе поселились монахини и началась литургическая жизнь, чудотворная Барская икона Пресвятой Богородицы заняла свое почетное место в скиту.

Здесь строится и главный скитский храм в честь Барской иконы Божией Матери.

 

 

Проект храма в честь Барской иконы Божией Матери

4 июня 2011 года, в день Святого Духа, после праздничного богослужения в Свято-Троицком Браиловском женском монастыре, митрополит Симеон посетил также Барскую обитель, где совершил чин освящения первого камня в строительстве монастырского соборного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы, «в Баре граде благодать Свою издревле выну явившей...».

Сотни паломников наблюдали за тем, как священнослужители во главе с архиереем просили Божьего благословения на начало строительства нового большого храма, который воздвигается рядом с первым, малым храмом обители, который освящен в честь блаженной Матроны Московской. На масштаб будущего строительства указывают размеры котлована.

 


Священнослужители во главе с архиереем просили Божьего благословения на начало строительства нового большого храма

 

Владыка пожелал сестрам Барской обители Божьей помощи и призвал всех православных подолян внести свою посильную лепту в строительство обители в честь Божией Матери, Которая благоволила явить на Винницкой земле Свой чудотворный Барский образ.

 «...Избави люди Твоя присно и град и обитель, юже избрала еси Себе местом проявления благодати Твоея, и Подольскую землю и вся православныя христианы от искушений, от пагубных, душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя, и от всякаго лютаго обстояния, и наветов врагов Церкви Твоея православныя, и до ныне тайно и неустанно сеющих скверныя плевелы на доброй, от века православной ниве Подольской; аще бо не Ты предстояла молящи, кто бы избавил веру отцев наших от толиких бед, кто бы и нас сохранил до ныне свободны?» 

 

 

Ночное моление пред Барской иконой. 16 декабря 2010 года

http://odnarodyna.com.ua/content/chudotvornaya-iz-barskogo-monastyrya

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий