Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Николай Губенко: «Мы исповедуем консервативные ценности»

Михаил  Хусточка, Одна Родина

21.08.2012

17 августа исполняется 71 год Николаю Николаевичу Губенко, последнему министру культуры Советского Союза, режиссеру и сценаристу, советскому и российскому актеру кино, актеру и режиссеру Московского театра драмы и комедии на Таганке, депутату Государственный думы России, общественному деятелю.

 

 

Николай Николаевич Губенко

Он покорил зрительскую аудиторию сначала своим ролями в кино, но более всего запомнился советским кинозрителям щемящим фильмом «Подранки» - болью послевоенной безотцовщины. Это была неизменная тема в советском искусстве, и мы можем привести немало имен выдающихся деятелей отечественной культуры, родившихся в первые годы войны, когда их отцы уже сложили свои головы за Родину.

Николай Губенко родился в 1941 году в Одессе, во время бомбежки. И его отец еще до рождения сына добровольцем ушел на фронт и служил бортмехаником бомбардировщика ТБ-3. Погиб в бою под Ворошиловоградом (ныне Луганском) в 1942 году. Мать до войны работала главным конструктором Одесского крекинг-завода. После оккупации Одессы была арестована за укрывательство евреев и погибла в фашистских застенках. Из пяти детей семейства Губенко только Коле удалось сохранить фамилию - братьев и сестер забрали соседи. Сам же Николай остался с дедушкой и бабушкой по материнской линии.

В 1947 году его дед, нацепив Георгиевский крест, пошел с Николаем в военкомат. Попав в кабинет военкома, дед уведомил, что его внук - сын погибшего в бою советского офицера и попросил взять в военную специальную школу. В доказательство способностей шестилетний внук был поставлен на стул и отчеканил отрывок из стихотворения «Бородино» Лермонтова. Колю определили в 5-й Одесский детдом, где он впервые попробовал, по его словам, потрясающий вкусный борщ со сметаной, а позже перевели в Суворовское училище с углубленным изучением английского языка.

В Суворовском училище готовили офицеров-переводчиков, но у Николая судьба сложилась иначе. По окончании училища он поступил в театральную студию при Доме актера. Самой запоминающейся ролью, сыгранной на этой сцене, был Бельведонский в пьесе «Баня» по Маяковскому. Губенко недолго пробыл в студии. В 1958 году был зачислен в труппу вспомогательного состава Одесского театра юного зрителя (основная труппа составляла 32 человека, а во вспомогательном составе был один Губенко). На сцене Одесского ТЮЗа он исполнял эпизодические роли. В одном из спектаклей сыграл сразу девять (!) ролей.

В 1964 году Губенко окончил актерский факультет ВГИКа, занимаясь также в Государственном цирковом училище.

Дебютом Николая Губенко в кино - роль Николая Фокина в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича». В фильме, рассказавшем о молодежи 1960-х, использовались документальные кадры вечеров поэзии в Политехническом музее, где участвовали известные поэты-«шестидесятники»: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко... В эпизодических ролях фильма зрители увидели будущих звезд отечественной режиссуры: Андрея Тарковского, Александра Митта, Андрея Кончаловского.

 

 

Валентин Попов, Николай Губенко, Станислав Любшин в фильме М. Хуциева «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»)

В связи с резкой критикой этого фильма генсеком ЦК КПСС Никитой Хрущевым, фильм был подвержен серьезной цензуре - сокращению эпизодов, изменению ключевых сцен, правке сценария и диалогов. Хуциев вспоминал: «Поправок в фильме было много. Я уже устал что-то доказывать, переснимать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены». Изменению было подвержено даже название. Фильм вышел на экраны в 1965 году с названием «Мне двадцать лет». В год премьеры его увидели 8,8 млн. советских зрителей.

Спустя много лет кинокритика отмечала: «Три главных героя фильма, три друга, держат на себе всю многоэтажную конструкцию сюжета. Это простые рабочие парни, вступающие в жизнь и желающие все понять, осмыслить, оценить, проверить. Они во многом сомневаются, но есть вещи для них незыблемые, святые - революция, война, любовь и дружба. Режиссер Хуциев - их старший товарищ, однако в это смутное время он растерян ничуть не меньше. Он не знает ответов на заданные вопросы. Не случайно в мистической сцене встречи ровесников (двадцатилетних отца и сына) герои только спрашивают друг друга и не отвечают».

Губенко удачно продолжил свою актерскую деятельность в кинематографе. В 1964 году снялся в фильмах «Пока фронт в обороне» и «Пядь земли», в 1965 году сыграл одну из главных ролей в киноленте «Когда улетают аисты», в 1966 году - главную роль в фантастической комедии «Последний жулик», в 1967 году блестяще сыграл в ленте «Пароль не нужен», в 1969 году  -  в фильме А. Кончаловского по мотивам романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».

После 1970 года Губенко стал пробовать себя как режиссер - в короткометражной драме «Настасья и Фомка» и ленте «Братья Макаровы».

В 1971 году Губенко снял фильм «Пришел солдат с фронта» с Михаилом Глузским в главной роли.

 

 

Н. Губенко (слева) в роли Николая Максимовича и М. Глузский в роли дяди Вани в кинофильме «Пришел солдат с фронта»

Кинолента о трудных послевоенных судьбах наших соотечественников была по достоинству отмечена не только зрителями - за этот фильм в 1972 году Н. Губенко удостоился Премии Ленинского Комсомола, а в 1973 году Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых.

Однако самым ярким, главным в судьбе Н. Губенко стал фильм «Подранки» (1976 год). В этом фильме Губенко выступил не только актером и режиссером, но и сценаристом. Фильм во многом автобиографичен: герой ленты, писатель Алексей Бартенев, нелегкой судьбы - его родители погибли в войну, когда ему не было еще и года. Алексей возвращается в город, где проходило его детство и хочет найти своих родных братьев, которых он не помнит... В качестве эпиграфа к сценарию Губенко взял слова А. Твардовского: «Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». А в качестве эпилога сам Губенко читает за кадром грустные стихи Г. Шпаликова:

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищешь,
Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно
Я бы запретил
И прошу тебя, как брата,
Душу не мути.

А не то рвану по следу
Кто меня вернет?
И на валенках уеду
В сорок пятый год.

В сорок пятом угадаю
Там, где - боже мой,
Будет мама молодая
И отец живой.

 

 

Н. Губенко в роли физрука в фильме «Подранки»

О фильме «Подранки», о теме личностного разлома Губенко однажды сказал в интервью: «Да, наполовину этот фильм - автобиография. Мы отсмотрели 13 000 мальчишек из детдомов и из интернатов. На их лицах видно, что это дети брошенные, несчастные, часто - озлобленные на всю жизнь... Три сестры и брат, о существовании которых я узнал шестнадцати лет от роду, так и не стали для меня близкими. Мы потеряли друг друга в годы войны, мне тогда было всего одиннадцать месяцев, поэтому я, конечно, ничего не помнил и долго даже не догадывался о родне. Их усыновили чужие люди, дали им свои фамилии, а я всю войну провел с дедом, маминым отцом. Позже, когда все выяснилось, мы встретились. Потом виделись еще несколько раз, но очень непродолжительно. Сестры, кажется, периодически общаются, они все-таки были постарше во время войны, а мы с братом так и остались отрезанными ломтями. Одна сестра живет в Одессе, другая - на Колыме, третья - в Донецке...»

Позже Губенко снял фильмы «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь...», которые вместе с «Подранками» считают своеобразной трилогией.

В этих трех фильмах главные роли исполнила супруга Николая Губенко, замечательная актриса Жанна Болотова (народная артистка РСФСР, 1985 год; лауреат Государственной премии СССР, 1977 год), с которой он познакомился еще во время учебы во ВГИКе, ставшая ярким и своеобразным кинематографическим талисманом и визитной карточкой режиссера.

Уже после развала страны Губенко скажет: «Жанна полностью разделяет мои взгляды, воспринимает близко к сердцу все, что происходит с друзьями и со страной. Для нас сейчас несчастные годы. Чувствуешь, что Родина ушла. Иногда кажется, будто ты в эмиграции. И главное - твои аргументы никто не хочет слышать. Нельзя так поступать с людьми: я имею в виду ветеранов, пенсионеров, которые обеспечили потенциал страны. Раньше русская культура утверждала, что «человек человеку брат», а сейчас все больше художников внушают нам, что «человек человеку волк». Таков сегодня заказ денежного мешка. Талант, служащий злу, - страшная сила, и в массовом сознании нашего народа царит хаос. Многие поверили, что не в правде Бог, а в силе, и пошли на конфликт со своей совестью. Это национальная трагедия. Похоже, власть не отдает себе отчета в том, что вопросы морали, социального благоразумия, совести, этики - производные от культуры. Знаете, о чем я думаю? Опыт последних десятилетий заставляет сделать тяжелый вывод: разрушение русской культуры стало системным. Оно не сводится к частным утратам и повреждениям. Смысл его - развал мировоззренческой основы русского народа. Наша культура - объект войны...»

 

 

Н. Губенко и Ж. Болотова

С 1980 года Губенко вернулся в Театр драмы и комедии на Таганке. Там он, в звездном актерском таганском ансамбле, отыграл немало крупных ролей: Печорин в «Герое нашего времени», Пугачев в постановке «Пугачев», Летчик в «Добром человеке из Сезуана», Годунов в «Борисе Годунове» и др.

В 1985 году Н. Н. Губенко было присвоено звание народного артиста РСФСР.

 

 

Ю. Любимов и Н. Губенко на репетиции Театра на Таганке

С января 1987 года, после кончины режиссера А. Эфроса, Н. Губенко стал главным режиссером и художественным руководителем Театра на Таганке, фактически оставив кинематограф ради театра. В 1988 году он снял свой последний фильм «Запретная зона», после чего ушел из кино.

С 1989 по 1992 год Николай Николаевич стоял во главе Министерства культуры СССР.

 

 

Министр культуры СССР Николай Губенко

В 1992 году - был избран президентом Международной ассоциации содействия культуре.

В начале 1990-х в театре на Таганке разгорелся творческо-организационный конфликт, обернувшийся расколом труппы. Как сообщал в апреле 1992 года еженедельник «Коммерсантъ», «на прошедшей неделе скандал в Театре на Таганке перешел в новую фазу: 28 марта Юрий Любимов уволил Николая Губенко. Губенко не согласился и 29 и 30 марта сыграл спектакль "Владимир Высоцкий". 2 апреля Губенко не пустили на работу, а спектакль отменили...».

Губенко так прокомментировал существо конфликта корреспонденту «Коммерсанта»: «Причиной конфликта является, прежде всего, контракт, который Любимов хотел утаить от труппы и с помощью которого собирался приватизировать театр. Но театр муниципальный, и Юрий Петрович - не единоличный хозяин. Первый раз он продал труппу в 1983-м, когда остался в Англии, сейчас он продает ее за валюту. Но наш коллектив - это не ансамбль НКВД, в котором Любимов плясал 8 лет, и методы Берии здесь не годятся».

 Это происходило словно на наших глазах. Из-за неразрешимого конфликта Губенко основал театр «Содружество актеров Таганки», куда вслед за ним ушла часть труппы. Однако, к счастью, тяжелые времена для театра заканчиваются. В ноябре 2011 года руководители обеих «Таганок» пришли к общему согласию. «Я очень рад, что мы с Николаем Николаевичем встретились, нашли общий язык и заключили мировую. Нам делить нечего, мы будем обмениваться площадками и артистами. И, возможно, в будущем возникнет идея совместной постановки», - отметил после встречи В. Золотухин.

 

 

Руководители Театра на Таганке Валерий Золотухин и театра «Содружество актеров Таганки» Николай Губенко

В новом российском кинематографе Губенко тоже себе места не нашел, оставшись на патриотических позициях: «Наши киногерои променяли российское подданство на американское, приняв их невежественную, отвратительную, порочную, насильственную цивилизацию диктатуры денег за эталон. Эту-то цивилизацию нам и хотят привить вместо диктатуры совести».

 

 

Губенко - политик

В 1995 году Николай Николаевич ушел в политику, где начал активную деятельность - в декабре был избран депутатом Госдумы второго созыва как кандидат от Компартии России. Поработал заместителем председателя Комитета по культуре, в 1996 году возглавил Комитет по культуре и туризму, в 1997 году вошел в Президиум ЦК КПРФ. С 2004 по 2006 годы состоял в Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

В 2005 году Н. Губенко избрали в Московскую городскую думу. 21 октября 2009 года он занял пост заместителя председателя Московской городской Думы.

 

 

В театре «Содружество актеров Таганки», специальный показ постановки «В.В.С.» для военнослужащих Центра спецназа Внутренних войск «Витязь»

Николай Николаевич Губенко многого добился в общественной и политической деятельности, оставаясь верным своим убеждениям. Однако искренне жаль, что политик победил в нем актера и режиссера.

http://odnarodyna.com.ua/node/9820



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме