Спасо-Преображенский мужской монастырь на Стрелке - самая молодая обитель в Саратовской епархии. Однако его история уходит своими корнями в далекое прошлое. О том, как соединилось минувшее и настоящее, рассказывает иеромонах Дорофей (Баранов). Напомним, что 19 августа монастырь будет отмечать престольный праздник.
История городских монастырей в России часто напрямую зависит от изменения самого города, в котором они расположены. Изначально таких обителей на Руси (по примеру Студийского монастыря в Константинополе) было очень немного. Монахи в силу особенностей своего образа жизни всегда стремились удалиться от мира в глухие леса, которыми изобиловало пространство расселения русского этноса. Однако люди устремлялись вслед за отшельниками, и вокруг монастырей складывались новые поселения. Монахи снова удалялись в пустынь, оставляя после себя обжитую и освященную монашеским подвигом землю. Так происходило, например, в исторической части России, там, где с преподобного Сергия Радонежского началась, по сути, колонизация мест, которые мы сейчас считаем колыбелью русской цивилизации.
В Саратове, основанном в конце XVI века, монастырь изначально возник в самом городе. Вокруг была степь, непригодная для монашеского уединения и наводненная кочевниками и разнообразными тюркскими осколками ордынского государства.
Первый городской монастырь, в самом центре отстроенного уже на правом берегу Волги Саратова, стал наследником подворий московских монастырей (Чудова и Новоспасского) - Четырехсвятского, по-видимому стоявшего в черте легендарного ордынского города Укека (ныне саратовский Увек), и монастыря при Казанской (старой) церкви Саратова.
С 1764 года новый городской монастырь стал уже именоваться Спасо-Преображенским. После крупного пожара 1811 года, изменившего облик всего города, обитель была перенесена на то место, где располагается и по сей день,- это живописные склоны Алтынной (или, по-другому, Лысой) горы к северо-западу от исторического Саратова.
После революции 1917 года монастырь какое-то время просуществовал под статусом трудовой коммуны, в конце 20-х годов упразднен, а в начале 30-х были уничтожены Преображенский собор, колокольня и кладбище.
Когда казалось, что монастырь уже никогда не вернуть к жизни, вдруг стало очевидно, что Господь даже худшие времена для Своей обители в Саратове обратил к вящей славе Божией. Именно вследствие того, что на исторической территории монастыря почти во все время советского строя существовали разные военные организации, эта территория оказалась неподвластной разрастающемуся городу. Саратов, как разлившаяся река, обошел стороной этот участок склона Алтынной горы, в то время как все спуски с Кумысной поляны вплоть до последних Дачных улиц были «затоплены» городскими постройками. Так сохранившийся как бы под спудом военного училища Преображенский монастырь получил возможность возобновления и второй жизни.
Сейчас, когда уже более двух лет как военные покинули это место, в монастыре до сих пор ощущается некая его отдаленность от шумного города. Единственный сохранившийся монастырский храм (в 90-е годы освященный во имя святого великомученика Димитрия Солунского) расположен в глубине, в самом центре огороженной огромной территории. Конечно, для церкви, хоть и монастырской, но все-таки городской, такая отчужденность от остального города не идет на пользу. Поначалу казалось, что приход будет складываться с трудом: люди проходят мимо, не решаются зайти на бывший режимный военный объект. Но именно эти условия создают в возобновленном Спасо-Преображенском монастыре атмосферу монашеского уединения. Все это в сочетании со спокойным неспешным богослужением привлекает людей, ищущих сосредоточенной молитвы, монашеского духа, отрешенности от мира ради более пристального взгляда на свою душу. Многие люди приезжают из отдаленных районов города - специально побыть, помолиться в таком месте. Что их приводит сюда? В начале XX века об этом рассуждал один из последних историков монастыря епископ Петровский Дамиан (Говоров): «Это капля, каплющая на душу верующего, приходящего сюда помолиться. Мы не можем сказать, как в монастыре сеется семя в душу молящегося, а тем более, как оно взращивается. Нередко одна церковная обстановка, простая обстановка монашеской келии производят перелом в духовной жизни интеллигента, ищущего смысла жизни в дебрях всяких учений, он выходит из обители с бодрым духом, с просветленным христианским сознанием».
И в наше время эти слова подтверждаются. Приход Спасо-Преображенского монастыря молод в буквальном смысле. Люди среднего возраста и молодежь приезжают сюда не только на службы, но для того, чтобы помочь немногочисленной братии в трудах по благоустройству. Вечернее богослужение довольно продолжительное, около трех часов, поэтому, помолившись на службе, можно пойти потрудиться на послушании и затем снова вернуться в храм.
Цельность и простота монашеского образа жизни таинственным образом влечет людей,- так начинается новая история саратовского Спасо-Преображенского монастыря.
Преображение Господне
Праздник Преображения Господня, расположившийся в календаре посреди Успенского поста, как яркий маяк указывает христианам направление к Богу, к возможно большему («якоже можаху», см. тропарь праздника) сближению человека с Господом.
Воссоединение твари со своим Творцом, созданного и любимого Богом человека со своим Создателем, во всей полноте совершилось в Боговоплощении. Иисус Христос преобразившись на Фаворской горе, накануне Своих страданий, смерти и Воскресения, приоткрыл ближайшим ученикам тайну будущего века, ту цель, ради которой «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14). Цель эта - скиния (совместное пребывание) Бога с человеками, Небесный Иерусалим, где отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (см. Апок. 21).
Этот праздник имеет много богословских смыслов, но едва ли не самый главный из них - это наше личностное участие в Преображении, открывшаяся для нас возможность обОжение нашей человеческой природы. Что мы видим во Христе, и чуть позднее еще ближе для нас раскроется в Успении Пресвятой Богородицы, сможем ли мы, имея ту же человеческую природу, увидеть свет Преображения как залог всеобщего Воскресения? Фаворский свет сияет нам в этот праздник с особой силой, проникая как свет далекого маяка сквозь толщу греховного тумана. Церковь в праздник Преображения призывает в своем богослужении идти на этот свет: «Востаните ленивии, иже всегда низу поникшии в землю, возмитеся и возвыситеся на высоту Божественнаго восхождения» (см. кондак службы Преображения).
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60989&Itemid=3