Троица - праздник простого человека

0
590
Время на чтение 5 минут

Часто можно услышать от людей такую характеристику какого-нибудь общего знакомого: этот-то - простак, даже простофиля. Но за видимым пренебрежением или презрением к простачку, как правило, кроется ощущение того, что с простым человеком как-то безопаснее что ли: не ожидаешь подвоха или хитрости.

Иногда простоте приписывают даже «святость». Но, с другой стороны, в народном сознании простота не всегда воспринимается однозначно положительно: то она хуже воровства, то избыток простоты может даже как-то навредить мудрецу. Правда, такие поговорки более всего похожи на оправдание собственного нежелания приобрести простоту. Ведь если по-честному, окажись мы перед выбором, с чем иметь дело - бесхитростностью или же с какой-то сложностью, скорее всего, предпочтем иметь дело с простотой. А главное, у простоты есть один важный критерий, безошибочно ее определяющий, - это красота. Любое нагромождение, любая сложность на поверку оказываются безобразием, и, наоборот, красивым, законченным всегда будет что-то неожиданно простое. Это подтвердит любой более или менее разбирающийся в математике человек.

Способность разговаривать с Богом

Есть такая старая еврейская поговорка: «Если не хочешь, чтобы тебе сели на шею, не нагибай низко голову». Когда я вспоминаю свою прабабушку, простую коломенскую крестьянку, то понимаю, что об этой еврейской мудрости она точно ничего не знала. Многолетняя привычка низко нагибаться (в прямом смысле) для обработки земли, уборки навоза или получения молока от коровы выработала в ней потребность постоянно пребывать в состоянии человека, смотрящего на мир снизу вверх. То есть считать все окружающее невероятно сложным, недосягаемым и неизменяемым, а собственное «я» (хотя такого слова почти не было в лексиконе) - простым, а потому вполне способным на любое изменение и перемену, даже если кто-то удобно устроился на твоей шее.

Для таких людей-простаков любая сложность, любой конфликт как-то инстинктивно неприемлем. А способность договориться, пойти на уступку, войти в чужое положение, с готовностью уступить лучшее место или упустить какую-то собственную выгоду становится настолько естественной, что со стороны может восприниматься как юродство.

Но самое главное, простак за все эти неудобства приобретает очень важное качество, которое делает человека полноценным и, наконец, по-настоящему счастливым - удивительную природную способность разговаривать с Богом. Причем эта беседа может происходить в настолько неформальной атмосфере, что человеку, перегруженному представлениями о своей собственной сложности, такое богообщение не только недоступно - он его будет активно осуждать как кощунственное. Однако осуждать здесь совершенно нечего, потому что человек, достигший, безусловно, через жизненный подвиг определенной простоты, приобретает некоторое сродство с Богом. Даже если оно не облечено в церковность, то уже вызывает немалое удивление и притягивает к себе других людей (как, например, очарованный странник у Лескова). Но если природная или приобретенная простота становится частью Церкви Христовой, то уже и имя такой простоте - святость.

Взаимное узнавание

Вернемся к моей прабабушке (просто как пример, хотя мне довелось не раз сталкиваться с такими людьми). Как-то так получилось, что из всех церковных праздников она высоко чтила только два - день пророка Илии и Троицу. Непонятно почему, но другие праздники практически не выделялись, разве только на бытовом уровне. И если с крестьянской природой почитания пророка Илии было все понятно, то какое-то неожиданное народно-богословское замирание перед Святой Троицей было удивительным. Да простят меня читающие эти строки христиане, но с Илией-пророком разговор всегда был коротким и больше похожим на краткие отчеты с последующей резкой просьбой сделать то-то или то-то. И складывалось впечатление, что одному из самых дерзновенных и пламенных ветхозаветных пророков некуда деваться от таких молитв-указаний, и он предал бы самого себя, если бы не выполнил очень конкретную просьбу. И ведь выполнял.

Но я видел, как простой человек оказывался перед образом ветхозаветной Троицы (всем хорошо известной благодаря гению Андрея Рублева), и тут наступала такая тишина, которая меня всегда и пугала, и приводила в состояние духовного восхищения. Может быть, это излишне эмоциональное переживание, но мне иногда казалось, что вот этот едва умевший складно писать человек что-то видел такое в беседе трех Ангелов, что мне никогда не понять, хотя бы и прочитал все имеющиеся очень глубокие духовно-художественные анализы рублевского шедевра. Это какая-то тайна сродства Бога и человека, момент взаимного узнавания долго не видевших друг друга близких родственников. Человек посмотрел на икону Троицы и нашел окончательный ответ на свои немые вопросы о страдании, терпении и собственной смерти. Для меня это было абсолютным чудом - как если бы пятилетний ребенок, посмотрев с минуту на систему дифференциальных уравнений, изобразил бы каракулями правильное решение.

Быть родным для Бога

Конечно, мы не должны забывать, что в христианской традиции день Святой Троицы (в этом году отмечается 31 мая) называется Пятидесятницей, поскольку празднуется важ-ви - ее рождение. В этот день апостолы Христовы стали свидетелями сошествия Святого Духа, почившего на них, и с того момента группа учеников Христа стала уже единым духовным организмом - Церковью, в которой происходит главное дело, ради которого Бог пришел на землю, - таинство примирения и воссоединения человека с Богом, что чаще всего мы именуем спасением. Но, размышляя над всем этим, невольно приходишь к выводу, что лучше бы тебе было заслужить право носить бейджик «простой человек» и получать прямой доступ в «тайные комнаты» богообщения.

Имея некоторый опыт произнесения проповедей на Троицу и на другой праздник - Крещение, приводящий в храмы людей, мягко говоря, слабо знакомых с учением Церкви, осознаешь, что направление пастырского слова

в сторону церковного переживания Пятидесятницы в данный момент не совсем уместно. Люди тебя не понимают и ждут чего-то другого. В аромате преющей листвы, по традиции наполняющей храмы на Троицу, лучше говорить о том, что каким-то непостижимым образом проникает в души людей острое и неистребимое никакими житейскими катаклизмами желание мира; о том, что человек испытывает непонятную ему жажду святости и простоты; о том, что путь к собственному счастью лежит через устроение счастья другого, что нет более естественного и простого состояния для человека, чем встать и уступить свое место другому, и, главное, что не надо лишать себя этого простого счастья - быть родным для своего Бога.

Фото из архива Саратовской епархии

«Саратовская областная газета» № 90

Иеромонах Дорофей (Баранов)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/troica-prazdnik-prostogo-cheloveka

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Дорофей (Баранов)
По пути смирения
Богослужения Страстной седмицы
28.04.2021
Путь к Небу
Вознесение Господне: что мы празднуем?
21.05.2015
Он пришел избавить от одиночества
7 января Православная Церковь отмечает Рождество Христово
06.01.2015
Все статьи Иеромонах Дорофей (Баранов)
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28