По пути смирения

Богослужения Страстной седмицы

В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди.

Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости - собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс - полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы.

«Просим видети...»

В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче...». Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица - это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа.

Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе...

Каждый день этой недели - воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы - это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг - воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница - день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

Три дня учебы

Прежде чем пострадать ради спасения людей и уничтожить нашего главного и последнего врага - смерть, Христос первые три дня пребывания в Иерусалиме проповедует о грядущем Своем Царстве. В притчах, то есть простых, буквально из повседневной жизни примерах в доступной для людей форме Господь излагает Свое учение об иной жизни, учит нас духовым законам, более важным и таким же неизменным, как законы природы.

В Великий понедельник  вспоминается иссушение Господом покрытой пышной листвой, но бесплодной смоковницы. Это плодовое дерево изображает кроме иудеев, кичившихся своей праведностью, но отвергнувших пришедшую к ним Правду, также и всякую душу, прикрывающуюся листвой мнимого добра, но не приносящую настоящего плода духовной жизни - покаяния. В следующей притче о злых виноградарях видится не только ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю Сына Божия распявших и Его Самого, но и осуждение христиан, нарушающих заповеди и тем самым изгоняющих Христа из своей жизни.

На фоне такого строгого обличения духовного бесплодия в эти дни звучит в храмах песнопение «Се Жених грядет в полунощи...», которое отсылкой к евангельской притче о десяти девах указывает, что наша встреча со Христом (Женихом нашей души) может произойти в любой момент. Словами этого песнопения мы обращаемся к своей душе: «Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши». Они звучат как предупреждение о губительном бездействии в духовной жизни, как бы призывают нас: «Спеши стать хорошим христианином!».

В эти же дни поется на службах одно из самых трогательных песнопений Страстной седмицы - «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь...». Брак души со Христом - это таинственное единение Бога и человека в вечности. И этот небесный брачный чертог христианин уже видит, но сокрушается о том, что не имеет плодов духовной жизни - подобающих брачных одежд, чтобы войти в него.

В Великий вторник мы услышим в храмах притчи, сказанные Христом в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесарю, воскресении мертвых, Страшном суде и о талантах. В этот день также читается отрывок из евангелиста Матфея, в котором Господь, обличая книжников и фарисеев, многажды повторяет такие слова: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры», и после этих слов каждый раз Он указывает на то, чего не должны делать христиане,

чтобы не уподобиться по своим делам фарисеям и не услышать страшные слова проклятия: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?».

Среда Страстной седмицы повествует о предательстве Иудой Иисуса

Христа. И вспоминается также некая грешная женщина, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя. Совершилось и то и другое, когда Господь пребывал в Вифании - селении недалеко от Иерусалима. Это суровый урок противопоставления бескорыстного поступка худого и бедного человека с добрым сердцем корыстному предательству того, кто должен бы по близости ко Христу быть самым лучшим подражателем Его нищеты. В этот день вся Церковь как бы замирает перед фактом того, что родилось в душе Иуды на почве страсти сребролюбия преступное намерение предать Своего Учителя и Господа.

Великие дни

В четверг Страстной седмицы  вспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним и молитва Спасителя в Гефсиманском саду перед началом пути на Голгофу. Утром совершается Божественная литургия, во время которой христиане (конечно, у кого есть возможность в рабочий день) стараются обязательно причаститься.

Самое главное в этот день будет на вечернем богослужении, когда служится уже утреня Великой пятницы, на которой совершается Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. На середину храма, перед установленным Распятием, выходят все священнослужители, и начинается самое продолжительное по времени богослужение Великого поста - чтение Страстных Евангелий, выдержки из всех четырех евангелистов о Страданиях Спасителя.

Весь следующий день Великого пятка, собственно, и посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. Утром совершаются часы, которые принято называть Царскими, или Великими. Литургии в этот день не совершается в знак скорби христиан о величайшем злодеянии - распятии Христа.

Обычно около двух часов дня в храмах служится вечерня Великого пятка, по окончании которой совершается Чин выноса Плащаницы с изображением положения Христа во гроб, после чего бывает чтение священником умилительного

канона «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». После чтения этого канона совершается поклонение Плащанице как Самому Господу, снятому со Креста и приготовленному к погребению во гробе.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие Его во ад для избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия.

Утреня Великой субботы совершается обычно в пятницу вечером, и эта служба погребения Господа завершается Крестным ходом с Плащаницей вокруг храма. В Великую субботу утром совершается особое богослужение. Одежды священников и облачения в храме с черных меняются на белые, и этот день не похож ни на один

другой день церковного года. Христос уже сошел во ад, чтобы разрушить его власть над людьми и освободить из него души ветхозаветных праведников. Но Церковь, подражая неведению апостолов о Воскресении Христа, пока откладывает до Пасхи эту переливающуюся через край радость. Великая суббота - это день особой безмолвной сосредоточенности на деле спасения человеческого рода, совершенном Богочеловеком Иисусом Христом. Лучше всего настроение Великой субботы передает песнопение, исполняемое на литургии вместо «Херувимской»: «Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет...».

Эти Великие дни не вмещаются ни в одну неделю, ни во все время, которое прожило и проживет еще все человечество. Главная мысль, которую богослужения Страстной седмицы до нас доносят, - это необходимость осознания нами, что Богочеловек Иисус Христос пришел к людям, чтобы спасти всех, но главное - спасти лично меня. Чтобы спасти кого-либо от гибели, необходимо устранить причину, приводящую к гибели. Таковой является наша гордыня, то есть желание жить и принимать решения не так, как того хочет от нас наш Творец, а основываясь на собственном произвольном выборе. Это высшая точка гордости - бунт горшка против горшечника - приводит человека к тому, что он разбивается вдребезги, спрыгивает с полки и, пока не закончит свой бесславный полет, успевает на один краткий миг ощутить обманчивую сладость свободного падения. Исправить последствия произвольного бунта оказалось возможно только посредством произвольного же смирения и послушания. Смирению невозможно научить, его можно  только показать, чтобы затем последовать за этим примером. И, по сути, на Страстной седмице, как и во всем христианстве, нам преподается этот самый главный пример.


Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Дорофей (Баранов):
По пути смирения
Богослужения Страстной седмицы
22.04.2019
Путь к Небу
Вознесение Господне: что мы празднуем?
21.05.2015
Он пришел избавить от одиночества
7 января Православная Церковь отмечает Рождество Христово
06.01.2015
Все статьи автора
"Великий пост"
О празднике светлого Христова Воскресения
Событие праздника и его эортологическая динамика
29.04.2019
Схождение во ад
Слово протоиерея Александра Шаргунова на Утрени Великой Субботы
27.04.2019
«У Креста Иисусова стояла Матерь Его»
Слово протоиерея Александра Шаргунова на вынос Святой Плащаницы
26.04.2019
Совершилось!
Слово на Утрени Великой Пятницы
26.04.2019
Все статьи темы