Чудотворец Стефан Махрищский, собеседник преподобного Сергия Радонежского

0
780
Время на чтение 8 минут

27 июля по новому стилю православные отмечают день кончины преподобного Стефана, чудотворца Махрищского. В 2006 году отмечалось 600-летие со дня преставления перед Богом преподобного Стефана. Этот русский подвижник, уроженец Киева, был собеседником преподобного Сергия Радонежского, духовным наставником преподобного Кирилла Белозерского, современником затворников Руфа и Лаврентия, преподобных Силуана схимника, инока Арсения трудолюбивого, канонарха Леонтия Печерского, диакона Макария Печерского.

Преподобный Стефан Махрищский

К советам преподобного Стефана прислушивался благоверный Великий князь Дмитрий Иванович Донской. На могилу преподобного Стефана совершил паломничество российский самодержец Иоанн Грозный.

О ранних годах Стефана Махрищского историками собрано не очень много информации, но известно, что родился он в начале XIV века, в Киево-Печерской обители принял постриг с именем Стефан. Мирское имя подвижника не сохранилось. С самого детства Стефан читал богоугодную литературу, приучался к строгому посту, непрестанной молитве, примирению страстей и основательному послушанию, чем был примером для иных, принявших постриг. За самоотверженное служение Богу быстро снискал доверие и любовь всех в лавре. Еще до того, как Стефан покинул Киев, он уже был известен как истинный подвижник веры.

Крещение чудотворца Стефана Махрищского. Икона

Возможно, из-за нарушения покоя, вызванного подчинением юга России литовским князьям, а позже польскому королю, и усиления власти католической церкви, в середине XIV века Стефан ушел из Киево-Печерского монастыря, и ушел в землю Московскую.

В Москве его приняли радушно и тепло - Великий Князь Московский Иоанн II Красный (Кроткий), сын известного князя Ивана Калиты, предлагал преподобному остаться в каком угодно московском монастыре, но Стефан испросил разрешения поселиться поодаль от людей. Митрополит Феогност благословил подвижника на отшельничество.

Дальнейший путь преподобного Стефана следовал на северо-восток. После некоторых поисков отшельник остановился в бывшем княжестве Переславля-Залесского, в волости Кинельской (ныне Владимирская область), «в дебрях лесных, близ слияния рек Молокчи и Махры», где и воздвигнул небольшую келью, всего в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского. Вскоре о келье узнали местные жители и стали регулярно сюда наведываться. Некоторых из местных прихожан после их многочисленных просьб он благословил поселиться поблизости.

В 1358 году преподобный Стефан Махрищский основал монастырь Святой Живоначальной Троицы, по благословению Алексия, святителя Московского. Князь Иоанн II Красный сделал немалые пожертвования на строительство монастыря и даровал грамоту на пользование землей.

Был воздвигнут храм, при нем скромная иноческая обитель и трапезная. Самого же Стефана рукоположили в иеромонахи и поставили игуменом в этом монастыре. Преподобный предпочитал ничем не отличающуюся от братии одежду и вел простой образ жизни.

Близость обителей преподобных Стефана и Сергия вылилась в дружбу и духовную близость - нередко святые отцы приходили друг к другу, ведя продолжительные беседы. Однажды преподобный Сергий, огорченный братией, прибыл в Махрищскую пустынь. Иеромонах Стефан велел ударить в било и встречал Сергия на пороге обители. Сергий, по праву гостя, благословил Стефана и братию его и вошел в обитель.

Преподобный Стефан Махрищский встречает преподобного Сергия Радонежского в Махрищском монастыре. Гравюра Л. Шелковникова. 1851 год

Преподобный Сергий Радонежский пробыл в Махрищском монастыре всего несколько дней. После чего сказал: «Желал бы я, отче, с помощью Божией обрести себе место уединенное, где бы безмолвствовать. Прошу твою любовь даровать мне одного из учеников твоих, знающих пустын­ные места». И по благословению игумена Стефана Сергий Радонежский с иноком Симоном отправился в путь к берегу реки Киржач, где основал монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы по благословению митрополита Алексия.

Преподобный Стефан проводил Сергия Радонежского до источника, который был в трех верстах от монастыря. На месте, где они расстались, позднее была построена часовня, куда многие годы православные ходили крестным ходом.

Сергий Радонежский и Стефан Махрищский

Местный землевладелец Григорий передал монастырю свои земли, находящиеся недалеко от храма, часть имущества раздал, а часть также отдал монастырю. Сам же принял монашество и стал учеником Махрищского Чудотворца. Однако жившие неподалеку некие братья Юрковские опасались, что и их земли могут перейти во владения монастыря, и грозились убить Стефана, настойчиво требуя его ухода из обители. «Бог вас простит, чада, - перед своим уходом сказал преподобный, - не вы это злобствуете, но лукавый диавол!»

Ночью со своим учеником Григорием иеромонах Стефан покинул монастырь, передав управление иноку Илии. Сам же монах держал путь на север, в «княжество Авнежское. В 1392 году около реки Сухоны (в 60 км от Вологды, на берегу потока, называемого Юрьев, ныне Тотемский район) Стефан основал Троицкую Авнежскую пустынь, в основном благодаря пожертвованиям местного землевладельца Константина Дмитриевича, постриженного преподобным в монашество с именем Кассиан.

Руины Троицкого Авнежского монастыря. 2007 год

Слава Троцкой Авнежской обители и, в частности, настоятеля её Стефана, вскоре достигла Москвы. Князь Дмитрий Донской сделал щедрые пожертвования Авнежскому монастырю, а иеромонаха Стефана вызвал к себе. Стефан поручил монастырь своим ученикам Григорию и Кассиану. Однако ученики преподобного, первые монахи Авнежского монастыря, во время нашествия татарского князя Бехтута были убиты татарами.

Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские. Современная роспись

На пути в Москву Стефан навестил свою прежнюю обитель, где братия встретила его с мольбами остаться. Святитель Алексий также велел иеромонаху вернуться в Махрищский монастырь и продолжить игуменствовать там.

По прибытии в Москву иеромонах Стефан впервые встретился с князем Дмитрием Донским. Но не в последний раз - великий князь, почитая преподобного, не раз звал молитвенника к себе для советов и бесед.

Будучи в столице, Стефан повстречал сорокалетнего человека по имени Косьма, казначея, что с юности мечтал уйти в монастырь. Стефан углядел в Косьме великого Божьего слугу и собственноручно постриг с новым именем Кирилл. Впоследствии Косьма стал преподобным Кириллом, игуменом Белоезерским.

Смиренно следуя благословению святителя Алексия, Стефан вернулся в Махрищскую обитель. Иногда находил отраду в том, что ходил побеседовать к чудотворцу Сергию Радонежскому.

Вид на Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь

О последних годах великого подвижника в рукописи «Житие преподобного Стефана Махрищского» написано: «Подвизаяся о церковном устроении и еже в монастыре совокуплении братии, и о сих спасении, яко отец чадолюбивый печашеся; не токмо словом учаше их, но и делом наказуя и нравом, сам собою во всем образ дая им: кроток же бе от юности, и тих и молчалив, и божественным писанием не токмо послушатель и хранитель, но и творец. Многим же видящим его смирение и кротость, паче же и ризную худость, не мнети его настоятеля братии, но единаго от последних в братии. Николи же бо видети его когда случися разъярившася на кого согрешающаго, но тихостию, словом и смирением учаше; бе же милостив толико, яко николи же просяща убога или странна отпустити тщима рукама. И слышавше сия добродетельная многая блаженнаго Стефана исправления окрест места того живущии людие христолюбивии прихождаху пользы ради».

В Стефано-Махрищской обители

В возрасте около девяноста лет инок Стефан передал управление монастырем старцу Илии и принял схиму. Предчувствуя свою кончину, чудотворец дал последние наставления братии и 14 июля (27 июля по новому стилю) 1406 года скончался. Мощи преподобного благоухали, окончательно уверив братию в святости подвижника. Святой был погребен в Махрищской обители.

Близ мощей Стефана творились многие чудеса.

Одно из преданий гласит: много лет спустя старец Герман, после долгой и неустанной молитвы выйдя из кельи, увидел над могилой преподобного пламя, освещавшее всю обитель. Старец изумился и тут же доложил игумену Ионе. В монастыре тогда гостевал игумен Арсений из монастыря Сергия Радонежского. Он велел возвести гробницу, в которой разжечь неугасимую лампаду. С тех пор в монастыре ежегодно празднуют день почитания Стефана Махрищского.

В 1550 году велась перестройка храма Святой Троицы. Честные мощи преподобного Стефана были обретены нетленными, но оставлены в новом храме под спудом. При открытии гроба преподобного на его мощах был найден черный кожаный пояс с изображением двенадцати праздников после Пасхи, похожий на монашеские пояса Киево-Печерской лавры. Этот пояс вложили в серебряный крест, от которого верующие получали исцеление.

На месте старой обители возвели новую, каменную. На ее строительство выделил средства государь Иван Васильевич Грозный. Он и приезжал с царицей Анастасией в монастырь на освящение северных приделов.

Вход в Стефано-Махрищскую обитель

В 1557 году произошло еще одно известное чудо, выпавшее на День Святой Троицы. В монастырь пришло тогда более двух тысяч человек. Год в Махрищской обители был неурожайный и голодный. Желая накормить всех пришедших, игумен Варлаам обратился с молитвой помощи к преподобному Стефану. После молитвы Варлаам велел разложить весь оставшийся хлеб на столы, и свершилось чудо - хлеба не только хватило всем пришедшим, но и осталось столько, что хватило братии еще на три месяца.

Первым собирателем сведений о преподобном Стефане стал игумен Варлаам. У своего прадеда, столетнего монаха Серапиона он нашел записки о Махрищском чудотворце и записал чудеса, происходившие на могиле чудотворца. Опираясь на эти записи, игумен Свято-Данилова монастыря Иоасаф (впоследствии епископ Вологодский) по воле митрополита Макария составил житие преподобного Стефана Махрищского. Иоасафом же составлены описание чудес Стефана и служба ему.

В шестивековой истории Стефано-Махрищского монастыря после имени его основателя является самым светлым имя Варлаама, сначала настоятеля Махрищской обители, а затем епископа Суздальского и Тарусского (1557-1570). Именно при святителе Варлааме были обретены нетленные мощи преподобного Стефана, а над местом погребения святого угодника Божия построен храм в его честь.

30 июля 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь в селе Махра Александровского района Владимирской области. В храме преподобного Стефана, игумена Махрищского, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию и молебен. Его Святейшеству сослужил епископ Сергиево-Посадский Феогност. За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий наградил крестом с украшениями настоятельницу обители игумению Елисавету (Жегалову).

Патриарх Алексий II в Стефано-Махрищской обители

Не так давно Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь посетил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Подвижническая жизнь обители и прославление чудотворца Стефана Махрищского продолжаются.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Стефано-Махрищской обители

http://odnarodyna.com.ua/node/9543

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ангелина Демьянок
Все статьи Ангелина Демьянок
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06