С. А. Ковпак на штабном совещании
«Уважительное отношение к памяти о Победе и ветеранам Великой Отечественной войны является священным долгом государства и граждан Украины» Закон Украины «Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»22 сентября «с целью всенародного чествования подвига партизан и подпольщиков в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, увековечения их памяти» на Украине отмечается День партизанской славы. В Российской Федерации День партизан и подпольщиков отмечается 29 июня. Однако невозможно в истории Великой Отечественной войны отделить, как сейчас многие пытаются, Россию от «не-России», каковой порой самые крупные украинские чиновники продолжают называть сегодня Украину.
* * *
В Великой Отечественной войне подпольщики и партизаны были едины, в их рядах были представители более ста национальностей Советского Союза, противостоявшего адской германо-нацистской агрессивной машине. Создавшей к тому же мощную карательно-подавляющую систему: только на территории Украины оккупанты устроили 280 концентрационных лагерей, около 180 лагерей для пленных солдат.
Некоторые падали духом в сложившихся условиях, кто-то - по разным причинам - переходил на сторону Третьего рейха. Но их количество было ничтожно мало по сравнению с ушедшими сражаться с врагом, поднявшими на щит лозунг «Фашистская гадина, запоминай дорогу назад!». По данным послевоенной статистики, на территории Украины действовало 220 тысяч партизан, 1017 партизанских отрядов. Тот же знаменитый С. Ковпак ушел в 1942 г. в лес с четырьмя соратниками, а к 1943 г. его партизанское соединение насчитывало уже около 2 тыс. человек.
Подпольное движение в начале войны столкнулось с невероятными трудностями, неся огромные потери (карательные операции, антипартизанские акции, операции спецслужб и тайной полиции), однако к 1942 г. окрепло и стало весомой боевой силой для противоборства с оккупантами. Подпольщики и партизаны смогли отвлечь от фронта около 50 дивизий врага, что в критические моменты на фронтах играло для Советской армии важную роль. Также армия агрессоров часто оказывалась в сложном положении в связи с поставкой провизии, вооружения, припасов и техники - эшелоны летели под откос, мосты взрывались, дороги становились опасными. Благодаря хорошей работе подпольщиков были спасены сотни жизней - от плена, концлагерей, вывоза на принудительные работы.
Партизаны быстро учились военному искусству. Многие из специалистов - командиры, радисты, подрывники, разведчики - готовились на курсах для ведения партизанской войны. Некоторые проходили подготовку в легендарном «Выстреле» - так назывались высшие офицерские Краснознаменные курсы, учрежденные в 1918 г. (звучное название дали в 1923 г.)
«Дедушка русского спецназа» Илья Григорьевич Старинов в своей книге «Записки диверсанта» писал: «А украинская земля уже в те дни буквально взрывалась под ногами захватчиков, под гусеницами их танков, под колесами их поездов! Начиная с десятого-одиннадцатого июля 1941 года, радиограммы об уничтоженных эшелонах и взорванных мостах радиостанция Украинского штаба партизанского движения стала получать ежедневно. ...Удара такой силы враг не ожидал».
Илья Григорьевич Старинов
Считается, что за весь период Великой Отечественной войны силы партизан «оттянули» на себя более 780 тыс. солдат германской армии и ее союзников. Это огромное число.
Советские подпольщики оказывались, можно сказать, и на гребне военно-технического прогресса. Показательна ситуация с радиоуправляемыми взрывами. Специалист по взрывчатке и военный историк Вольфганг Фляйшер в свое время писал: «Скрытно, как командно-штабное учение, было осуществлено выполнение программы развития Рейхсвера от августа 1929 г. с задачами создания одного типа речной мины (Flussmine) со взрывателем (Zuender), огневого фугаса (Brandmine), затем радиовзрывателя мин (drahtlose Fernzuendung fuer Minen) и специального миноукладчика (Minenleger)». Однако Рейхсвер, несмотря на успешные испытания радиовзрывателя, отказалcя от его использования - потому что не нашел области его применения. А вот советские подпольщики смогли найти применение радиоминам, успешно испытав их в Харькове. Примечательно, что для запуска взрывателя использовалась музыка - довоенные паузовые музыкальные мелодии, вещаемые Харьковской и Минской гражданскими радиостанциями.
Харьков, 1941 г.
В оккупированный Харьков 6 октября 1941 г. для установки радиомин из Москвы прибыла спецрота, в составе которой был И. Старинов. Были заминированы здание штаба военного округа, установлены также мины в Холодногорском и Усовском виадуках, железнодорожном мосту, на аэродроме и др. Для отвлечения внимания также были установлены обычные мины замедленного действия. Маневр сработал - немецкие саперы их обнаружили и остановились на этом. И большинство мин успешно исполнили свою миссию. Полковник И. Старинов писал: «Среди харьковчан долгое время ходила легенда о таинственном уничтожении фон Брауна то ли подпольщиками, то ли партизанам. Легенды из ничего не рождаются: партизаны и подпольщики действовали в городе с первого до последнего дня оккупации, и действовали героически. Украинский штаб партизанского движения поддерживал с ними тесные контакты. Но правда есть правда. И сама заслуживает того, чтобы стать легендой. Легендой о советских ученых и минерах, создавших первые в истории радиомины».
Не все радиоуправляемые мины удалось взорвать, но 14 ноября была взорвана промежуточная опора (500 кг аммонита) Холодногорского виадука и дом по ул. Дзержинского №17, где была установлена мина с зарядом 350 кг. Сигналы на подрыв подавались с радиовещательной стационарной радиостанции в Воронеже. Прежде, в конце лета 1941 г., нашими специалистами были осуществлены аналогичные взрывы в Выборге, занятом финнами.
* * *
У Харьковского подполья - история во многом трагична. На Харьковщине из-за проблем со связью, организацией и хаотичным ведением документов из 94 партизанских отрядов и 66 диверсионных групп на связи оставались лишь 34. Например, Чугуевский отряд под руководством В. Ламанова около месяца готовился к операциям, но распался из-за предательства одного из руководителей. Часто полицаи благодаря предателям выявляли партизанские закладки продовольствия и оружия. Много продовольствия было взято жителями области. Большие потери личного состава, запуганность населения затрудняли работу подпольных организаций.
Двуречанский отряд, к примеру, перестал существовать из-за того, что его руководитель (в прошлом председатель районного исполнительного комитета) Ткачев добровольно сдался немцам и занял должность секретаря земельного управления. В то же время во время боев погибали целые отряды. 27 ноября 1942 г. в Старицком лесу вместе со своим отрядом, действовавшим по поручению Харьковского обкома, был окружен и погиб политрук А. М. Щербак. «Если я погибну, - писал он, - я буду честен перед Родиной, как сын Родины и Партии».
Мемориальная стена в поселке Старый Салтов, Харьковская область.
Вел активную борьбу на Харьковщине и Иван Бакулин, секретарь Харьковского подпольного обкома КПУ. Под его руководством был проведен ряд важных операций, налажена связь между подпольными и партизанскими организациями Харькова и области. Подпольщики сожгли «Техноложку» - электростанцию, расположенную на территории нынешнего Национального технического университета «ХПИ», где оккупанты собирались организовать станцию по ремонту подбитой техники. Был подорван элеватор с зерном, в поселке Песочин на окраине Харькова осуществлен подрыв эшелона с провизией. В ходе борьбы численность отряда уменьшалась - подпольщики гибли в боях, порой попадали в плен, арестовывались. Так, А. В. Катаев, который осуществил успешный взрыв железнодорожной станции Новая Бавария на южной окраине Харькова, был схвачен оккупантами и повешен у Канатного завода. Был арестован и сам Бакулин. В своей предсмертной записке он написал: «Осталось жить немного... Мне хотелось пойти на расстрел не полутрупом, а бодрым бойцом...» После очередного гестаповского допроса Бакулин скончался...
Мемориальная доска на улице имени И. Бакулина в Харькове
Во время оккупации Харькова вел активную антинацистскую агитацию среди мирного населения секретарь райкома Александр Зубарев. По доносу предателя он был арестован и после истязаний расстрелян.
Мемориальная доска на ул. Зубарева в Харькове
Харьковские партизаны и подпольщики, несмотря на страшный террор со стороны оккупантов, уничтожили около 23 тыс. вражеских солдат и офицеров, пустили под откос 21 эшелон с амуницией, вооружением и техникой, подорвали 20 мостов, привели в негодное состояние около 90 паровозов.
* * *
В наши дни на Харьковщине проживает уже немного партизан и подпольщиков, увы, их осталось не более 100. В ежегодных мероприятиях, посвященных Дню партизанской славы, во всех районах Харькова, участвуют ветераны партизанского движения, которые делятся с новыми поколениями харьковчан своими воспоминаниями о годах Великой Отечественной войны.
Возложение цветов у Мемориала славы, г. Харьков
http://odnarodyna.com.ua/node/15933