Контртвиттерреволюция по-вашингтонски

Спецслужбы США взялись за мониторинг социальных сетей

0
136
Время на чтение 6 минут

В условиях нарастающей глобальной нестабильности власти США озаботились контролем над киберпространством, ожидая, что именно оттуда придет новая угроза американскому образу жизни. Британская газета «Дейли мейл» обнародовала список слов, используемых американским министерством национальной безопасности для мониторинга социальных сетей и сайтов в интернете.

Список оказался чрезвычайно длинным и довольно забавным. Оказывается, чтобы попасть на заметку спецслужбам США, может оказаться достаточно упомянуть в «Фейсбуке» Мексику или Китай. Ну, а уж если вы написали что-то про Ближний Восток, поместив на своей страничке «пост» про Ирак, Иран, Афганистан, Пакистан, Йемен или Сомали, то уж вами точно заинтересуются. Так же, как и в случае, если в вашем тексте будет что-то сказано про Северную Корею или Колумбию. В первом случае, видимо, вас можно заподозрить в симпатиях коммунистам, а во втором - что вы наркобарон.

Список слов разделен на множество различных категорий, от «внутренней безопасности» до «птичьего гриппа». Ясное дело, на почетном месте здесь «терроризм». В последнем случае все более или менее логично. Не стоит употреблять на своей страничке слова «грязная бомба», «заложники», «джихад», «Аль-Каида». Заодно не рекомендуется поминать «облако», «снег», «свинина», «химический», «мост» и «вирус». Специалисты по безопасности - не дураки: они догадываются, что террористы впрямую не напишут про свои планы. И если на личной страничке террориста он не сообщит о желании взять заложников, то уж про отвращение к свинине и снежным северным зимам точно даст знать.


Зачем-то в список внесли некоторых библейских персонажей, в частности - Каина и Авеля. Поскольку один, как известно, убил другого.


При должном усердии можно было сюда же поместить половину героев мировой литературы. Хоть того же Шекспира взять - там же сплошные смертоубийства! Один Гамлет, например, чего стоит. Устроил провокацию с Розенкранцем и Гильденстерном, зарезал при исполнении задания сотрудника королевской администрации Полония, а под конец и вовсе бойню учинил, прямо во время спортивных состязаний. Представляете, какие страшные планы можно скрыть под видом обсуждения старинной трагедии!

Но, увы, сотрудники спецслужб не всегда отличаются литературной осведомленностью, так что филологи и историки культуры могут вешать свои «посты» в «Фейсбуке» относительно спокойно. Хотя и тут возможны сюрпризы. Мониторится, например, само словосочетание «социальная сеть».

Как и следовало ожидать, аналитики из «Информационного центра по защите частной жизни в электронной среде», от которых данный список попал в прессу, было обескуражены.


Государство, которое по всему миру пропагандирует ценности свободы и публично ликует относительно наступления эры «Твиттер-революций», могло бы и не проявлять столь болезненного интереса к социальным сетям.


С точки зрения правозащитников, составление подобного списка создает угрозу гарантиям, которые дает первая поправка к конституции США, провозглашающая свободу слова. В свою очередь, чиновники МНБ резонно возражают, что в те времена, когда писалась американская конституция, ни «Аль-Каиды», ни интернета не было. Однако по мере того как скандал разрастается, спецслужбам приходится объясняться. Пресс-секретарь МНБ Мэтью Чендлер признал: все получилось как-то некрасиво, и пообещал уточнить алгоритмы поисковых программ. К тому же, чтобы никто не подумал плохого, публике объяснили: спецслужбы следят только за террористами, а другим гражданам, даже политическим радикалам, активистам, оккупирующим Уолл-стрит и прочим инакомыслящим волноваться не следует.

Активистов левых организаций это почему-то не успокаивает. Вообще-то американский гражданин имеет право узнать, есть ли на него досье и что в нем содержится. За небольшие деньги, на коммерческой, конечно, основе, но совершенно официально, вы можете заказать у спецслужб копию собственного досье. Оплата будет постраничной. Чем больше на вас собрано компромата, тем дороже обойдется услуга. Некоторые мои знакомые этой возможностью воспользовались. Но, увы, они зря предвкушали радость от чтения собственной биографии. Если публика имеет право знать про секретные досье, то спецслужбы имеют право скрывать секретную информацию. Так что большая часть текста в досье оказывалась вымарана. Единственное, что получал заказчик за свои деньги, это данные о количестве страниц, за которые он заплатил.

То было, впрочем, еще до наступления эры «Фейсбука». Сегодня разобраться в том, кто и какую информацию на вас собирает, оказывается еще сложнее. Другое дело, что эффективность мониторинга, на самом деле, должна быть минимальной. Сотрудники спецслужб рискуют просто захлебнуться в потоке информации. И над всеми этими усилиями можно было бы только посмеяться, если бы не подозрение, что с ними сотрудничают сами корпорации, являющиеся владельцами социальных сетей.


В американской прессе уже появились сообщения о том, что МНБ плотно общается с такими компаниями, как «Гугл», «Фейсбук» и «Твиттер», договариваясь об условиях, на которых спецслужбы могут получить доступ к некоторым разделам программного обеспечения.


В этом случае эффективность электронной слежки действительно повышается, а отслеживать происходящее в соцсетях можно будет в режиме реального времени.

Между тем, владельцы соцсетей уже и сами располагают обширной информацией о своих пользователях, причем большую часть сведений люди «сдают» в интернет совершенно добровольно. Эта информация используется, по преимуществу, в коммерческих целях, например, для рассылки адресной рекламы. Можно сказать, что бизнес владельцев сетей состоит в том, что они «продают» своих пользователей другим компаниям. Ну, или сдают их в аренду. Американская «Уолл-стрит джорнэл» обвиняет в таких же действиях и компанию «Эппл», которая, по ее сведениям, сохраняет данные о передвижениях пользователей, фиксируемые компьютерами «Макинтош». Разумеется, «Эппл», как и заподозренный в том же самом «Гугл» утверждают, что при хранении данных у них обеспечивается строгая конфиденциальность, а их действия «не преследуют каких-то скрытых намерений». Однако возникает неприятный вопрос. Если данные могут в принципе передаваться рекламным агентствам, то почему бы их не передать и спецслужбам? Тоже, разумеется, на основе строгой конфиденциальности.

Заметим, кстати, что подобная система слежки и контроля в социальных сетях распространяется не только на тех, кто физически находится на территории США. «Большой Брат» становится транснациональным предприятием.


Еще в семидесятые Герберт Маркузе в одном из своих интервью предсказывал появление новых технологий, которые одновременно будут служить и средством освобождения, и инструментом контроля.


Его польский коллега Лешек Колаковский по этому поводу долго издевался над американским философом: что это за нелепая идея, что за технологии такие, про которые Маркузе и сказать толком ничего не может. Но прошло несколько десятков лет, и прогноз подтвердился полностью. Интернет вовсе не является тем царством свободы, которое разрекламировано либеральными идеологами и публицистами в начале нового века. И он вовсе не гарантирует нам ни реально нужных знаний, ни своевременного получения достоверной информации. Напротив, он может стать инструментом контроля за нашими передвижениями, контактами и мнениями. Контроля, столь всеобъемлющего, ежеминутного и тотального, о каком не могла бы и мечтать ни одна тайная полиция прошлого.

Еще совсем недавно, когда толпы разгневанного народа вышли на улицы Туниса и на площадь Тахрир в Каире, комментаторы западных изданий поспешили объяснить, что ничего подобного не случилось бы, не будь на свете интернета и социальных сетей. Заговорили о «революциях «Твиттера» и «Фейсбука». Причем так убедительно, что египетские власти сделали своим главным противником именно «Фейсбук».Интернет отключили, однако уличные волнения не только не прекратились, но, напротив, усилились за счет присоединения множества людей, у которых не только с компьютерной, но и с самой обыкновенной грамотностью дела обстояли не самым лучшим образом. Тем не менее, идея «Твиттер-революции» в западной прессе закрепилась.

В связи с публикацией о мониторинге, который ведет вездесущее МНБ, журналисты, естественно, вспомнили оруэлловского «Большого Брата», который, как известно, всех любит, но заодно на всех смотрит. Джордж Оруэлл во всех подробностях воспроизвел картину тоталитарного строя в своем романе «1984». Подавляющее большинство утверждает, что он нарисовал будущее коммунизма. Сегодня выясняется, что в антиутопии шла речь совершенно о другом.


Борис Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений

http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/antitvitterrevolucija_po-vashingtonski_217.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Кагарлицкий
Все статьи Борис Кагарлицкий
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59