«Дух дышит, где хочет...»

0
123
Время на чтение 10 минут

Владимир Легойда – единственный мирянин в «команде» председателей Синодальных отделов Московского Патриархата, все остальные имеют духовный сан. Для Русской Православной церкви это прецедент, впрочем, прецедент продуманный и оправданный. Потому что возглавлять работу «церковного министерства информации» в нынешнем медийном пространстве ох как непросто. Непросто даже нашему сегодняшнему собеседнику – профессионалу в журналистике, кандидату политических наук, профессору МГИМО, человеку, который отлично знает, чем дышит «четвертая власть»...

– Синодальный информационный отдел был создан три года назад. Из задач, которые ставились тогда перед СИНФО, что, на ваш взгляд, удалось сделать, а что по-прежнему остается проблемой?

– Основная задача нашего отдела – создание единого информационного пространства Русской Православной Церкви. Работа в этом направлении велась и прежде, но она была разрозненной, поэтому нам предстояло соединить все в единую систему, объединить одной концепцией. Что-то удалось, но я не могу сказать, что на сегодняшний день эта задача выполнена на пять с плюсом.

За минувшее время у нас сложились продуктивные рабочие отношения с другими синодальными отделами и учреждениями, теперь все мы работаем в рамках единой стратегии. Это очень важно, на мой взгляд, ведь еще четыре года назад, например, у нас существовало два официальных сайта Церкви, что, конечно, совершенно недопустимо. Но если говорить о работе с епархиями, о встречном обмене информацией, то здесь еще есть над чем подумать. Да и внутри самих епархий еще недостаточно отлажена информационная работа.

Во взаимодействии со светскими СМИ, с миром нецерковных медиа тоже наметились положительные тенденции. За три года нам удалось достигнуть взаимопонимания с федеральными телеканалами, федеральными газетами и журналами в совместной информационной работе. Но я не уверен, что новостной формат является сегодня для нас определяющим – надо переходить на уровень аналитики, документалистики. Кстати, на мой взгляд, документальное кино в последнее время становится все более востребованным.

Мы стараемся добиться того, чтобы голос Церкви, во-первых, присутствовал в медиапространстве, а во-вторых, присутствовал адекватно. Приведу пример. Святейший Патриарх делает заявление по поводу трагедии, случившейся в клубе «Хромая лошадь». В новостях это звучит так: «Патриарх выразил соболезнование»... Но на самом деле он не просто выразил соболезнование – в заявлении Святейшего были очень важные слова и об ответственности людей, которые содержали этот клуб, и о людях, которые считают себя верующими, но в пост пошли развлекаться... Но ни в одном светском СМИ этот пастырский акцент не прозвучал. То есть голос Церкви вроде присутствовал, но вполне неадекватно. Поэтому в диалоге со светскими журналистами мы стараемся все-таки настаивать на каких-то важных оценках, значимых словах, которые люди должны услышать.

– Социальные сети – это ведь тоже информационное пространство...

– Да, и его нужно осваивать – не приспосабливаться к нему, а именно осваивать. И на семинарах, и в общении с коллегами я все время говорю: хватит уже обсуждать «нужно ли батюшкам присутствовать в социальных сетях?», «можно ли присутствовать в блогосфере?». Друзья, мы по факту там уже присутствуем – пробка из бутылки вылетела. Пришло время не задаваться вопросом, который контрпродуктивен сам по себе, а думать, как и что нужно делать в этой среде. Понимаем ли мы, что это за среда? Я не уверен. Мы делаем в ней только первые шаги, во многом интуитивные, и работать очень сложно не только потому, что эта среда еще совсем мало изучена, но и потому, что она сама еще только формируется.

– Скажите, а к присутствию духовенства на ток-шоу тоже нужно относиться как к уже свершившемуся факту? Признаюсь, иногда бывает жаль батюшек – они совершенно не вписываются в формат этого телевизионного жанра...

– Нет, здесь все иначе. И недавний призыв Патриарха к духовенству не участвовать в таких программах – это действительно продуманный ход, а не какая-то эмоциональная реакция на последние ток-шоу. Человек в рясе всегда в этом формате проигрывает. Проигрывает даже тогда, когда, согласно правилам и формату, побеждает. Мы считаем, что христианская позиция, христианский взгляд на какую-то ситуацию могут быть выражены и мирянами. Их роль в жизни Церкви сейчас становится более значимой.

Не могу не сказать и вот о чем. Были времена, когда публичное высказывание любого человека в рясе воспринималось как позиция Церкви. Нам удалось объяснить – в первую очередь коллегам-журналистам, – что это не так. И теперь, цитируя какого-либо священнослужителя, не наделенного соответствующими полномочиями, СМИ уже не пишут: «Церковь считает, что...», «Церковь выступает за...».

Вспоминаю пресс-конференцию по итогам только что закончившегося Синода, в которой я впервые принимал участие как председатель Информационного отдела. Это было через несколько дней после моего назначения, я еще только-только знакомился со своими обязанностями, поэтому накануне спросил у Святейшего Патриарха, можно ли мне на нее прийти? Он сказал: «Конечно-конечно, это же ваша профессия, ваша работа»... Потом помолчал несколько секунд и добавил: «...С пониманием ответственности за каждое сказанное вами слово». Думаю, это касается любого человека, который выходит в публичное пространство.

– Не кажется ли вам, что в последнее время средства массовой информации стали чаще провоцировать Церковь на скандалы?

– Я не отношу себя к сторонникам теории заговора, но в течение долгого времени готовил в светском вузе журналистов и занимался серьезным изучением медийного пространства. И я понимаю, что скандалы – это, к сожалению, «хлеб» сегодняшней журналистики.

Что такое ток-шоу или программы, сделанные в концепции инфотеймент (буквально: «информируя, развлекай». – В. М.)? Драматургия этих жанров построена на конфликте, который моделируется или создается искусственно. Без этого теряется напряжение, исчезает «драйв»... Можно ли говорить об адекватности в этом формате? Думаю, зачастую нет. Поэтому мы в нем и не работаем. Более того, мы приняли решение не участвовать в диалогах с людьми, которые на диалог совершенно не настроены, которые выдают нелепицы за истину в последней инстанции и не готовы слушать и слышать никого, кроме себя. Мы будем молиться за этих людей, надеяться, что Господь их как-то вразумит, будем стремиться наладить с ними нормальные человеческие отношения. Но выносить в публичное пространство то, что не является диалогом изначально, мы не будем.

Еще хочу сказать вот о чем. Позиция верующих людей в оценке ситуаций, которые являются греховными и недопустимыми, должна быть твердая и определенная. Здесь никакого компромисса с грехом не может быть. Однако от Церкви и от людей Церкви не может и не должна исходить агрессия – она противоречит евангельскому духу. Кроме того, любой, даже праведный, гнев будет восприниматься перегретыми нынче медийной средой и общественным сознанием очень негативно. Поэтому мы должны говорить тоном спокойным и доброжелательным, занимая подлинно пастырскую позицию в обсуждении любой проблемы. Иначе нас просто не услышат.

– Вы говорили о более глубоком отражении церковной темы в СМИ, как о проблеме. Но, я думаю, есть у нее и обратная сторона – многие журналисты с готовностью берутся за материалы на религиозную тему, нимало не смущаясь того, что ничего в ней не понимают...

– Знаете, сейчас и в медицине происходит аналогичный процесс: люди приходят к доктору, полагая, что их знаний, почерпнутых из Интернета, достаточно, чтобы иметь свое мнение относительно правильности проводимого лечения и наставлять врачей...

Я понимаю, что вы имеете в виду, говоря о некомпетентности некоторых журналистов, которые берутся за церковную тему, и полностью согласен с тем, что это серьезная проблема. Но давайте посмотрим на это с другой стороны: если человек готов писать про церковь – значит он неравнодушен к религиозной тематике. Да, он может не отличать притвора от придела. И все же мы должны исходить из того, что в каждом человеке есть образ Божий. Каждый человек так или иначе с Богом связан, даже когда он Его отвергает. Без Бога невозможно быть даже атеистом – рассыпается теория, если не сформулировать, кого она отрицает...

Мы, верующие, любим цитировать Тертуллиана, который говорил, что человеческая душа по природе своей христианка. Но часто забываем, что это относится не только к единомышленникам в вере, но и к атеистам, и к буддистам, и к мусульманам – ко всем. Вообще, мне кажется, что сегодня основной миссионерской технологией должна быть попытка понять, что конкретного человека связывает с Богом? Он может быть неверующим или сомневающимся, но работать, например, в хосписе. И это его связь с Богом. Или он жертвует деньги на детские дома, или сажает деревья... С такими людьми надо обязательно вступать в диалог – доброжелательный, вдумчивый, продолжительный, спокойный, будучи готовыми, может, к какому-то непониманию с их стороны, к каким-то разъяснениям...

– Владимир Романович, как вы относитесь к трансляции праздничных богослужений? Когда-то их появление на телеканалах стало для Церкви настоящим прорывом – очень важным и полезным с миссионерской точки зрения. Но прошло уже много лет, и я знаю, что сейчас эти трансляции вызывают у некоторых людей недоумение. Все-таки богослужения проводятся по неизменным канонам, неизменна и суть праздников Рождества или Пасхи, то есть из года в год ничего не меняется, да и не может меняться. Более того, многие верующие смущаются: вот вынесли Чашу, звучит возглас «Святая Святым!», люди в храме опускаются на колени... А что должен делать человек у телевизора? Или как он должен относиться к публичной демонстрации действий, совершаемых в алтаре – к чтению «тайных молитв», например. То, что скрыто даже от верующих в храме, становится зримым «для всех», в том числе и тех, кто в этот момент пьет перед телевизором пиво... Может, стоит попробовать другой телевизионный формат освещения церковных праздников? Или транслировать богослужение на одном каком-то канале – только для тех людей, кто реально хочет, но не может прийти в храм, а остальным зрителям предложить что-то церковно-тематическое, но другое?..

– Я вижу в вашем вопросе и некое предложение, и некий профессиональный вызов, над которым стоит подумать. Но я убежден, что не нужно отказываться от трансляций. Может, их не должно быть много, может, стоит показывать только патриаршие службы, но они чрезвычайно важны, потому что по сути своей являются проповедью.

У нас есть данные: трансляцию богослужений смотрят в России (совокупно по каналам) несколько миллионов человек. Лишить эти несколько миллионов возможности видеть службу было бы неправильно. Нельзя недооценивать и важность комментария, который звучит во время трансляции. Много лет патриаршие богослужения комментируют профессор Московской духовной академии Алексей Константинович Святозарский и сотрудник Московской Патриархии Николай Иванович Державин. Они никогда не используют «накатанный» текст – всегда специально готовятся, ищут какой-то новый поворот в повествовании. Их комментарий – это всегда очень качественный просветительский продукт.

Что касается таинств... Мы ведь и двери сейчас не закрываем в храме во время Литургии после возгласа «Оглашенные, изыдите», хотя в древней Церкви после него на службе оставались только верные, то есть крещеные, люди. А «тайные молитвы» Патриарх всегда читает в алтаре вслух, их хорошо слышно тем, кто находится рядом. И потом «тайность» этих молитв заключается не в том, что они должны быть скрыты, а в том, что к ним должно быть особое отношение, так как они говорят о самом главном.

Конечно, не здорово, если в этот момент кто-то перед телевизором будет потягивать пиво. Но я не думаю, что такие люди смотрят трансляцию. А вообще – «Дух дышит, где хочет». Бывает, человек смотрит богослужение между делом, боковым зрением, но что-то вдруг входит в его сердце, в душу, разум, и он начинает воспринимать происходящее совсем иначе...

– Насколько я знаю, теперь в храмах должны продаваться только те периодические издания и киновидеоаудиопродукция, на которых стоит гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви». Это цензура?

– Все очень просто: раньше решение о том, что можно или нельзя распространять в церковной лавке, принималось либо духовенством, либо – на уровне храма – заведующей «свечным ящиком». Но люди ведь не только мнение священника в кадре воспринимают, как голос Церкви. Они и в храме, покупая книгу или журнал, полагают, что раз это там продается, значит, тоже отражает общецерковную позицию. Наличие на каком-нибудь печатном, аудио- или видеопродукте нашего грифа – это просто допуск к распространению в церковной сети. Он не является показателем качества или оценкой художественных достоинств. Гриф означает только одно: продукт не содержит ничего, что противоречит учению Церкви. Наша забота – исключить возможность попадания в церковное пространство книг и периодических изданий, которые могут ввести людей в заблуждение.

– Продолжается дискуссия по поводу преподавания основ религиозных культур в школе, и не могу не спросить: как вы относитесь к этому предмету?

– Это предмет культурологический, а не вероучительный. Некоторые продолжают именовать модуль «Основы православной культуры» Законом Божиим, но это неправильно. Закон Божий – это вероучительная дисциплина, она предполагает знание и понимание законов веры, которую человек уже принял. А культурологическая дисциплина просто объясняет, во что и как верят христиане, что понимается под христианской историей, культурой, традициями. Я многократно читал религиоведческие и культурологические курсы, рассказывая о разных религиях, но это же не значит, что я все их исповедую.

Мы должны понять, что любая культура и логически, и исторически вырастает из религии: нам неведомы ни дорелигиозные стадии развития человечества, ни безрелигиозные культуры. Я вообще считаю, что в процессе образования каждому школьнику надо пройти все четыре модуля, потому что это важно для понимания культуры своей страны. Ну а поскольку Православие у нас является доминантной религией, то его обязательно нужно знать.

Могу сказать, что не оправдались опасения тех, кто считал, что дети в классе непременно начнут делиться по религиозному принципу, начнутся конфликты. За все время проведения эксперимента не зафиксировано ни одного такого случая. Были люди, которые говорили, что преподавать «Основы...» некому, потому что у нас нет хороших учителей. Но у нас и по литературе не так много хороших учителей, так что ж теперь, запретить в школах литературу? А если говорить о перегруженности школьной программы, то это задача для сотрудников Министерства образования: пусть выйдут «в поле», как говорят социологи, изучат обстановку и предложат решение...

В острый период дискуссии на эту тему я приводил такой пример. По данным на середину прошлого десятилетия, примерно 40% московских школьников могли ответить на вопрос, где купить наркотики. И ахать на этом фоне: «как же мы пустим в школу священников?» – просто абсурдно. У нас дети уже... неизвестно чем занимаются, а мы все соображаем: а можно ли им рассказывать о религии, а уместно ли?

Знаете, мне одна девушка-студентка заявила на экзамене по истории религии, что христианство возникло в третьем веке до нашей эры. Я поинтересовался, где она это прочла, и получил ответ: «В книжке. Там еще на обложке была изображена женщина с ребенком»... Вот чтобы у нас не было людей с высшим образованием, которые не в курсе, что «женщина с ребенком» – это Богородица с Младенцем, чтобы мировая сокровищница изобразительного искусства не была для них тайной за семью печатями, и нужны такие дисциплины, как «Основы религиозных культур»...

Подготовила
Виктория Морозова

http://www.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10288823@SV_Guest

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Легойда
Наука сама по себе вне морали
В Москве обсудили глобальные вызовы развития искусственного интеллекта
17.11.2023
Брифинг по итогам заседания Священного
Синода Русской Православной Церкви
12.10.2023
Брифинг по итогам заседания Священного
Синода Русской Православной Церкви
25.08.2023
Правоохранители блокируют доступ насельников монастыря к продуктовым запасам
Продолжаются попытки насильственного выдавливания Украинской Православной Церкви из Киево-Печерской лавры
24.08.2023
Все статьи Владимир Легойда
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:20
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04