Святошино, интригующее название района Киева, происходит от прозвища «Святоша», которым наши предки наградили одного из русских князей. Теперь в Киеве на проспекте Вернадского, напротив Святошинской райгосадминистрации, поставлен памятник удивительному земляку, первому святому из Рюриковичей, память которого отмечается 14/27 октября. Он родился еще до крестовых походов, в 1080 году. Тогда князю давали два имени - в старой славянской языческой традиции, и в крещении. По святому покровителю княжича поименовали Панкратием, а по языческому обычаю - Святославом, красивым именем, как и деда, Святослава Ярославича, основавшего Великую церковь Успения Богородицы в Киевской Печерской обители. Ласкательно мальчика стали называть Святошей (что тогда было в обычае, например Станислав - Станиша, Добыслав - Добыша). Прозвище оказалось провиденциальным, пророческим. Для нас образ этого человека дошел из глубин истории как браз преподобного Николы Святоши.
В «Житии преподобного Николая Святоши, князя Черниговского, Печерского чудотворца, в ближних пещерах почивающего», рассказывается, что был он сыном черниговского князя Давида Святославича, правнуком Ярослава Мудрого. По достижении совершеннолетия вступил в брак (супругу звали Анной) и имел детей; одна из его дочерей была замужем за святым Всеволодом, псковским князем. В 1097 году Святослав-Панкратий был луцким князем, но в том же году, осажденный Боняком и князем Давидом Ольговичем, добровольно оставил Луцк и выехал в свой надел, Чернигов. Принадлежавшие ему Селения Пакул и Навоз с окрестностями у Днепра впоследствии были отданы им Киево-Печерскому монастырю. Согласно летописи, владел князь и землями Борщаговки, граничащими с территорией, где сегодня находится Святошинский район столицы. Обустроив жизнь супруги и детей, набожный 26-летний князь решил «оставить славу и богатство, честь и власть княжения» и пришел в Печерский монастырь, где в феврале 1106 года принял монашество с именем Николай, сильно удивив общественность своим поступком. В том же году на праздник Святой Троицы был заложен первый камень знаменитой Троицкой надвратной церкви будущей лавры. Ее поставили вторым этажом на монастырской стене. Рассказывают, что весной, быть может, в последнее воскресенье апреля по новому стилю, то есть еще до Троицы, Николай Святоша посадил первое дерево в своем лаврском садике. Следовательно, событию в этом году исполняется 905 лет. Сад был не там, где сейчас, над Ближними пещерами, а при больнице. Ее Святоша также основал: маленький монастырец и при нем госпиталь, прямо на лаврском углу.
К северо-западу от Свято-Успенского собора Лавры, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами. В 1902-1903 годах по проекту архитектора Евгения Ермакова на месте старых строений был построен двухэтажный аптечный корпус с колокольней. Эта аптека была крупнейшей в Киеве и пользовалась в городе большой популярностью. В настоящее время в этом здании расположена Государственная историческая библиотека. В церкви и других корпусах больничного монастыря расположены служебные помещения заповедника. Мы можем задуматься и о том, что в своем поклонении Святой Троице Никола Святоша стал предтечей учения о Святой Троице преподобного Сергия Радонежского, благодаря коему мы обрели теперь и Троицкую Лавру, и самую знаменитую и прекрасную рублевскую икону. «Три года, - пишет блаженный Симон, - Николай провел в поварне, работая на братию, своими руками рубил дрова для приготовления пищи братии, часто носил воду с берега Днепра на своих плечах». Пройдя разные послушания, преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Когда получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или раздавал нищим. Во все годы иночества никогда не видели его праздным, всегда в трудах и молитве. Святоша на долгое время сел сиднем у входных ворот Киево-Печерской обители, которые всякий приходящий в Лавру видит и сегодня.
Лишь единожды, как гласит предание, этот молитвенник покинул свой пост. Николе было 62 года, когда на великого князя Всеволода Ольговича напали агрессивные черниговские родичи. Святоша примирил враждующие стороны, однако прошел через сильные переживания, которые привели его к кончине. Подвижник скончался в своем садике возле лаврских ворот.
Актуально и в наши дни читаются увещевания, с коими обращался от имени братьев-князьев к Николе некий целитель Петр: «Бояре, служившие тебе, которые гордились тобой, теперь, потеряв в тебе надежду свою, жалеют о тебе и повержены в уныние, но все-таки они живут в богатых домах, которые выстроили себе, тебе же негде преклонить главу и негде сесть, только на сорные кучи иногда у поварни, иногда у ворот. Кто из русских князей делал так, - твой ли блаженный отец Давид или приснопамятный дед Святослав? Никто даже из бояр не пожелал бесславного пути такой жизни, только один Варлаам, бывший здесь игуменом. Поэтому, если ты не послушаешь моего совета, прежде, чем суждено тебе, примешь смерть». И подвижник отвечал: «Брат Петр, много думал я о спасении души моей и рассудил, что не надо щадить плоть, чтоб она не тяготила похотями дух, и не восставала на меня борьбой. Томимая воздержанием и трудом, она смирится, а не изнеможет; а если бы и изнемогла то, как сказал Господь Апостолу: сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9)...».
Случилось поразительное: Петр со слезами выслушал ответ Николы Святоши и принял постриг. Более, того, по слову святого, сказавшего, «дерзай, брат, и будь готов; через три дня, по желанию твоему, отойдешь от этой жизни», он «возлег на одре и предал дух свой в руки Господа». А блаженный князь Святоша подвизался в обители еще 30 лет, не выходя из монастыря. На погребение Николы Святоши собрался весь Киев, многие проливали слезы над ним, а особенно оплакивали кончину его братья Владимир и Изяслав. Изяслав прислал к игумену с мольбой дать ему на благословение и утешение крест почившего брата, возглавие и помост, на котором блаженный клал поклоны. Получив эти вещи, он бережно хранил их и пожертвовал монастырю много золота, чтобы отблагодарить за память о брате. Однако история чудесного жития Николы Святоши продолжалась и после его кончины. Изяслав однажды сильно захворал, был уже при смерти и, попросив, воды из Печерского колодца, умолк. В Печерском монастыре взяли воды, омыв ею гроб преподобного Феодосия Печерского, основателя обители. Игумен дал посланным в помощь и власяницу преподобного Николы Святоши, брата Изяслава. Удивительно: прежде, чем посланцы явились к одру Изяслава с водой и власяницей, онемевший болезный отверз уста и произнес: «Идите скорее из города навстречу преподобным отцам Феодосию и Николаю!». А когда вошел посланный с водой и власяницей, князь Изяслав снова воскликнул: «Никола Святоша!» Выпив той воды и надев власяницу, Изяслав исцелился. И с тех пор всегда надевал власяницу для исцеления, а также в битвах. «Однажды же после греха не дерзнул надеть ее на себя и тогда был убит на брани, но сперва заповедал положить себя в ней, надеясь, что исцелеет хоть от вечных болезней и язв». Мощи Николы Святоши почивают в Антониевых (Ближних пещерах). Преподобному Николаю составлена особая служба.
Прислушаемся к словам блаженного Симона, окончившего повесть о Николе Святоше таким обращением: «Ты что подобное сделал? Богатство ли оставил? Но у тебя не было его. Славу ли? Но ты не владел ею. Ты в бедности перешел к известности и счастью. Подумай об этом князе. Подобного ему никто из князей не сделал; никто из них волею не пошел в иночество: истинно он выше всех русских князей...». 17 февраля 2006 года, в день 900-летия принятия князем Святославом первым из Рюриковичей монашеского пострига с именем Никола, жители Святошинского микрорайона Киева на средства местного бюджета открыли мемориал (скульптор Евгений Деревянко).
* * *
Николу
Святошу, Киево-Печерского подвижника, почитают сегодня по всей Руси. В
частности, в городе Серпухове, в посаде, что примыкает к крепости, но
расположен выше по течению реки Нары, стоит живописная группа церквей.
Ближе к реке и к крепостному валу, на обложенном камнем холме, стоит
Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Впервые деревянный храм на этом
месте упоминается в 1620 году. В 1352, 1426 и 1693 годах Серпухов
посещало моровое поветрие, один раз город почти весь вымер: по преданию,
осталось тогда всего лишь шесть семей. Умершие были похоронены у церкви
Успения в общей могиле, это место называлось «убогий дом». В 1744 году
был построен каменный храм Успения. Поврежденный пожаром 1817 году, он
был перестроен и освящен в 1854 году. В этом храме, который мы видим на
фото, есть три придела: во имя святого апостола Иоанна Богослова, иконы
Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и во имя преподобного Николы
Святоши (в нижнем ярусе колокольни). В советское время Успенский храм
был закрыт, а настоятель, протоиерей Алексий Синайский, расстрелян на
Бутовском полигоне в 1938 году.
А церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы подмосковного Николо-Угрешского монастыря была построена в 1854 году в корпусе с настоятельскими кельями на первом этаже под церковью Успения Пресвятой Богородицы (1763 год). Церковь была закрыта вместе с монастырем в 1925 году, восстановлена в 1994 году. Снаружи она выделяется выступом с золотой главкой. Храм этот был построен на средства П. М. Александрова, близкого друга архимандрита Пимена. На рубеже XIX-XX веков в храме был черный с серебряными украшениями иконостас, медные, чеканные, прорезные и посеребренные Царские Врата. Именно в этом храме, а точнее, пред входом в храм стоял гроб из-под мощей русского святого XII века Николы Святоши.
Так возглашает глас вторый в Тропаре Николе Святоше, князю Черниговскому:
Отечество и славу княжения твоего оставил,
Князю смирения, Христови, усердно последовал еси,
преподобне отче наш Николо;
тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси,
идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно.
http://odnarodyna.com.ua/articles/14/2143.html